На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

308 подписчиков

Популярные статьи

Свежие комментарии

  • Каплан
    https://moluch.ru/archive/139/32565/                                                                                 ...Михаил Шемякин: «...
  • Каплан
    Ну ты и мразь! Не хочешь говорить о преступлениях рейха?                                                             ...Михаил Шемякин: «...
  • Каплан
    Шлюха подзаборная, закрой свой вонючий рот. Огромные потери мирного населения в этой войне - это "заслуга" немецких о...Михаил Шемякин: «...

Сергей Гармаш: «Всё зависит от того, каков ты внутри»

Первого сентября народный артист России отметил 65-летие

Сергей Гармаш, похоже, из тех актёров, в трудовой книжке которых значится одна запись: окончив в 1984 году Школу-студию МХАТ, он был принят в театр «Современник» и проработал в нём 36 лет. Ушёл в 2020-ом, когда не стало Галины Борисовны Волчек.

Театралам хорошо известны его роли - старший брат в спектакле «Карамазовы и ад» по Достоевскому, Лопахин в «Вишнёвом саде», Очищенный, человек извилистой судьбы / Молодкин, брандмейстер в «Балалайкин и К» по «Современной идиллии» Салтыкова-Щедрина, первый министр в «Ещё раз о голом короле» Леонида Филатова, Михаил в «Мурлин Мурло» Коляды. Гармаш сыграл Лебядкина в «Бесах» (постановка Анджея Вайды), Ильина в «Пяти вечерах», Фамусова в «Горе от ума» (Римаса Туминаса), Андрэ в «Папе» Зеллера (Евгения Арье).

Два года назад сыграл Ростовщика в спектакле Виктора Крамера и Юрия Башмета «Кроткая» на сцене Малого театра. 

На счету популярного актера более двухсот картин, роли широкого диапазона – от майоров милиции\полиции, секретарей горкомов и сотрудников ОБХСС до уголовников и алкашей, несчастных маргиналов, а то явится в образах царей – Бориса Годунова или Александра III.

Все помнят его присяжного заседателя №3, таксиста Аркадия из «12», отца Мэлса Бирюкова из «Стиляг», капитана милиции из «Ворошиловского стрелка» и бандита «Шамана» из «Дома». А ещё он – сержант Павлов из «Сталинграда», Иван Бездомный из «Мастера и Маргариты», капитан РККА Попов из «Катыни», - Гармаша, единственного из русских актёров, пригласил в свой знаковый фильм Анджей Вайда.

И наконец – он садовник Гена (прототип – Крокодил Гена) в «Чебурашке» - 2022, заработавшем 7 млрд рублей.

Сергей Гармаш родом из Херсона, с Украины, из рабочей семьи. Мечтал о мореходке, но выпала ему актёрская стезя, даже и без особых усилий с его стороны. Мама постаралась. Не желая, чтобы сын бороздил моря-океаны, заставляя её безмерно волноваться, она в ответственный момент подсунула ему справочник для поступающих. Сын полистал и в шутку сказал, что желает учиться на актёра, и мама тут же отвезла его документы в Днепропетровское театральное училище. Сын, продолжая шутить, поехал и – поступил на отделение кукольного театра. Так в 15 лет Сергей стал самостоятельным человеком, жил за 400 км от Херсона, учился. Окончив училище, гастролировал по близлежащим посёлкам и колхозам. И только в армии, в стройбате, вдруг подумал всерьёз об актёрской профессии.

После армии поехал поступать в Москву. И в первый же день провалился в Щепкинском, подвёл украинский говор. Осознав, что у него остался один шанс – Школа-студия МХАТ, Сергей три дня ходил по городу и вёл внутренний диалог с собой, проводил работу над ошибками. И вынес вердикт: во-первых, не трястись, во-вторых, поменять репертуар. «У меня же за плечами было театральное училище, где я сдавал дипломные экзамены по речи, - рассказывал артист журналистам на творческой встрече, - я стал вспоминать Евгения Евтушенко, Василия Шукшина, то, что любил, и, оказалось, что я всё помнил, хотя прошло три года, и зачем мне нужно было учить другие стихи и прозу?! Через три дня я пошел на экзамен, и меня приняли».  

Гармаша подробно расспросили о том, как отмечает юбилеи, и он разочаровал любопытствующих, сказав, что празднует с семьёй, тем более, что семья дочери проживает на общем с родителями загородном участке. «Что-то утерялось в наших застольях, - поделился Сергей Леонидович, - мне нравилось, как мы гуляли в студенческие годы, в молодом «Современнике», а со временем, чем богаче становились застолья, с точки зрения ассортимента, тем больше уходил из них дух веселья. Недавно прочитал в письме Пушкина: «У нас тут новость: рауты – веселье встоячку, ходишь, наступаешь друг другу на ноги, извиняешься, вот тебе и замена разговору». Застолья, куда специально приглашаются люди, и я торжественно должен сесть в центре стола, не выношу, для меня день рождения интимная вещь. Часто они попадали на съёмочный период, когда группа на пять месяцев становилась твоей семьёй, вот тогда всё проходило живо и весело. Так что Георгиевского зала и Кремлёвского дворца не планирую».

Артист сообщил, что в младших классах у него были претензии к родителям: зачем устроили день рождения 1 сентября, вот у всех мальчишек во дворе - летом, и компания всегда пила ситро, ела пирожные, а тут – иди в школу!.. «Вот когда я поехал учиться в Днепропетровск и Москву, и учебный год стал начинаться с моего дня рождения, мне это понравилось», - вспоминает Гармаш.

Расспросили и о подарках. В памяти актёра остался велосипед, подаренный отцом за четвёртую четверть без троек, правда, осенью после первых отметок в дневнике, он «улетел на чердак». Запомнился капустник, который устроили Константин Хабенский, Богдан Ступка, Аня Михалкова и Михаил Евланов на съёмках фильма «Свои». А также пост-день рождения с капустником, на гастролях «Современника» во Франции, когда артисты, нарушив свой отпуск, поехали в середине сентября в Марсель и Канны, и прямо на пляже гостиницы «Карлтон» вечером после спектакля устроили праздник. «Здорово, что и говорить», - улыбается Гармаш.

Но самый фантастический подарок актёр получил на пустой автозаправке. Премьеру «Чебурашки» компания «Yellow, Black and White» устроила в декабре 2022-го. «Помню, мне позвонил тогда друг, - рассказывает Сергей Леонидович. - «Ну ты даёшь, у тебя и так электората хватает, так ещё дети появились!». А в начале февраля возвращаюсь из Тулы, с творческого вечера в кадетском училище, заезжаю на заправку, она совершенно пустая, только женщина расплачивается у ресепшн, и рядом с ней девочка лет шести. Смотрит она на меня, и вдруг глаза у неё округляются, и она на всю заправку – «Мама! Гена!!» Подарок, лучше которого быть не может».

На творческих встречах зрители часто интересуются, вдохновлял ли создателей «Чебурашки»-2 советский мультик, а героя Гармаша обзывают иногда «рептилоидом». Сергей Леонидович вежливо объясняет, что не играл рептилоида, и удивляется, почему люди не понимают, какой огромный импульс несёт советский мультфильм, проживший полвека, благодаря персонажам и песням. «Из этого великого импульса родилась и наша история», - говорит он. На вопрос, будет ли продолжение «Чебурашки», народный артист ответил так: «Знаю, что авторы пишут сценарий, надеюсь, что будет. Также могу сообщить, что «Чебурашка» в формате короткого метра появится гораздо раньше». 

В целом к возрасту Сергей Гармаш относится правильно: «Невозможно о нём не думать, но всё зависит от того, каков ты внутри. На днях показывал детям Евпаторию, где прошло моё детство, и говорю – «Вот через этот забор мы прыгали», а у самого мысль, как бегущая строка - «Как классно было бы сейчас прыгануть, а там наш летний кинотеатр, и идёт кино, которое мы смотрели!..» Пока жива эта коммуникация, пусть даже ты лишь в мыслях ведёшь эти разговоры, но, если в 65 ты, сидя в кресле, можешь почувствовать себя 15-летним пацаном, значит, ты жив. А пенсионером стать я успел в 60 лет».

Публику, конечно, заинтересовало, почему Гармаш не ведёт соцсети. «Одной жизни, считаю, мало, чтобы почувствовать нашу огромную планету, - сказал артист, - поэтому тратить её на соцсети могут только те, кому это помогает в работе. Для пересылки документов и информации у меня есть вацап и телеграм. На мастер-классах объясняю ребятам: то, что выбрано ими из книг и переписано в тетрадь, становится их знанием. Чтобы первоклассники понимали разницу между знанием, полученным из книг, и - интернета, им надо читать об этом хотя бы полугодичный курс. Не все понимают, что за общением в соцсетях кроется психологическая трагедия, которая ещё даст себя знать. На эту тему уже снимают кино: два человека встречаются, влюбляются, льют слёзы, устраивают свадьбу, и вдруг выясняется, что всё это лишь для того, чтобы выложить фото в инстаграме, и бросить букет невесты».

Гармаш напомнил, что эта мысль была озвучена ещё Шпенглером в «Закате Европы», который писал о разрыве между поколениями, когда представители их не смогут найти общего языка. Мы уже наблюдаем это. «Не секрет, что профессии номер один сейчас - айтишники и журналисты, которые подобно акынам с дутарами, сидят дома и пишут о том, о чём хочется говорить, - продолжил Гармаш. - Вместо дутаров у них мобильники».

Когда заговорили о кино, Сергей Гармаш категорически возразил против того, чтобы его представляли сценаристом и продюсером, имея ввиду фильм «Два билета домой», над которым он потрудился в этих качествах. Назвал это «любительским опытом» и подтвердил, что проблема запуска фильмов с незаконченными сценариями по-прежнему достаточно остра, актёрам, приезжающим на съёмку, порой приходится приводить в человеческий вид текст, который «произносить невозможно». «Увы, стать рыночной страной за 30 лет невозможно, - подытожил артист, - на это уходит 6-7 столетий». Отметил огромное количество женщин - сценаристов, продюсеров, режиссёров и даже операторов, появившихся за последние пять лет, сказав, что у него пока нет ни названия, ни объяснения этому явлению, но это - «не матриархат». Но закончил-таки на вдохновляющей ноте: «При всём притом, что находимся сейчас в условиях санкций и не можем докупать какую-то аппаратуру, свет, простые исходные материалы для грима и пастижа, тем не менее, посмотрите на результаты Выборгского фестиваля… И, так или иначе, каждый год мы всё равно присутствуем на фестивалях класса «А», и это говорит о нашем национальном характере – нас лупят, а мы от этого крепчаем».  

Хочется верить, что будут осуществлены инициативы президента относительно особой экономической зоны для киноиндустрии, создания кинокластера в Москве и выделения дополнительного финансирования анимационным фильмам. Комментируя эти инициативы, Гармаш сказал, что приметил интересную тенденцию среди простого люда: люди начали понимать, что жизнь можно строить не только через получение высшего образования, куда важнее в 15 лет понять, чем хочешь заниматься. И, как советовал Циолковский, подобно герою сказок, оказавшемуся перед камнем с тремя начертанными дорогами, правильно выбрать свой путь.

Дальнейший разговор касался особенностей актёрской жизни и личных планов артиста. Сергей Гармаш признался в любви к актёрской профессии, которую ни на какую другую менять не собирается, доложил, что по-прежнему испытывает волнение, переступая границу кулис, перед выходом на сцену, и на госслужбу идти не собирается. Разве что, спасать кого-то придётся, тогда он поступит, как Галина Волчек, которая в 90-х на целый год уходила в Госдуму ради «Современника». 

Недавно во Владивостоке, по просьбе своего друга, худрука Приморского краевого театра имени М.Горького Ефима Звеняцкого, Гармаш поставил спектакль «С наступающим…». «Люблю этот театр, часто там гастролировал, в нём, единственном, у меня был ангажемент, вводился к ним в «Пять вечеров». Хороший получился спектакль, но именно работая над ним, я ясно понял, что не хочу быть режиссером».

Сергей Леонидович ездит в регионы с оркестром Башмета, был в Севастополе, собираются поехать в Ростов. С артистами Театра Михалкова были в Луганске и Донецкой области, выступали в Крыму и в Москве. Мечтает о кругосветке.

Что его особенно вдохновляет в этом году, это семейные юбилеи. 90 лет исполняется Леониду Трофимовичу Гармашу, отцу артиста, 60 – супруге Инне Тимофеевой и брату Роману, 35 - дочери Дарье. На будущий год отметят 40-летие свадьбы Сергея и Инны, для которой уже придумали название - «Художественная самодеятельность 40 лет спустя».

Нина Катаева

Фото Владимира Коробицына и из открытых источников

Картина дня

наверх