На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

302 подписчика

Свежие комментарии

  • Нина Комарова
    Есть книга Вениамина Федченкова "На рубеже двух эпох". В ней он описывает, как Деникин "сдал" армию Врангелю. Деникин...«Если бы я мог ст...
  • Сергей Потемкин
    Пиздуй давай. Или волшебного пенделя ждешь ?Михаил Шемякин: «...
  • Николай Вовк
    «Желая ознаменовать особое Моё благоволение к тем нижним чинам Лейб-гвардии, которые на Отечественной войне оказали с...«Если бы я мог ст...

Настоящее и будущее Третьяковки

Искусствоведы рассказали о результатах работы в текущем году и поделились планами

Любопытные выводы сделала на пресс-конференции «Государственная Третьяковская галерея. Настоящее и будущее» гендиректор Зельфира Трегулова: в наши времена люди идут в музеи за спасительной терапией. Искусство заряжает их энергией, помогающей противостоять непростой реальности. Об этом говорят и цифры: к началу сентября текущего года Галерею посетили 1 млн.334 тыс человек против 960 тыс за этот же период в прошлом году. По статистике в течение года на разных площадках Галерея открывает до 30 выставок.

Главным достижением этого года стало открытие в конце января Дома братьев Третьяковых в Голутвинском переулке, в котором родились Павел и Сергей и прожили первое десятилетие. В музее рассказывают о том, как Павел Михайлович, успешный промышленник, уже в ранние годы пришёл к мысли, что, получая от общества, ты должен отдавать ему, и поставил главной задачей создание национального художественного музея. Также Трегулова отметила феноменальный успех мартовской выставки Врубеля, которую посетили 312 тыс человек, причём, многие приходили по нескольку раз, покидая зал со слезами катарсиса на глазах. Важным событием стало завершение четырёхлетней реставрации картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван», сейчас в музее работают над созданием капсулы, в которой разместят картину.

«Собственно, последние семь месяцев заставили нас пересмотреть выставочные планы 2022-2023 годов, - сказала Трегулова, - мои коллеги эффективно сработали, и я горжусь тем, что 14 апреля в Инженерном корпусе вместо планировавшейся зарубежной выставки открылась наша экспозиция «Лики модерна». Эта ситуация заставила нас обратить взоры на собственную коллекцию, которая имеет всего 200 тыс ед хранения, но показываем, в отличие от других музеев, не 5, а 15 процентов того, что в запасниках. Выставка «Моя Третьяковка. Из виртуального в реальное» была создана в период пандемии и дала возможность людям, находящимся в замкнутом пространстве, познакомиться с современным взглядом на огромное количество наших шедевров, а также тех работ, которые никогда не показывались публике».

По такому же типу создают выставку «Дягилев.Генеральная репетиция», в Новой Третьяковке. Выставку посвятят 150-летию знаменитого импресарио, сделавшего для продвижения русского искусства более, чем кто-либо другой. Выставку пополнят коллекцией костюмов первых дягилевских сезонов, увидят зрители и то, как были оформлены балеты Натальей Гончаровой и Михаилом Ларионовым. К слову сказать, реставраторы, завершив работу над «Грозным», приступят к реставрации огромного задника, написанного Рерихом для «Половецких плясок» первых сезонов. «До сих пор не могу понять, как нам удалось вывезти это гигантское полотно 10 на 22 м из Лондона, - говорит Трегулова, - к концу следующего года планируем привести его в экспозиционный вид и показать к юбилею Рериха».

В текущем году также откроются выставки, посвящённые выдающемуся архитектору Алексею Щусеву, автору Казанского вокзала и Мавзолея Ленину, и художнику Игорю Грабарю, оказавшему влияние на развитие импрессионизма в России, реставратору, искусствоведу, научному деятелю, благодаря которому не был взорван Храм Василия Блаженного на Красной площади. В 2023 году посетители познакомятся с выставками Николая Рериха, Алексея Боголюбова и Алексея Моргунова, делать их будут в сотрудничестве с российскими музеями.

В Якутске, к 100-летию Республики Саха (Якутия) показали выставку «Сокровища Третьяковской галереи». В Галерее активно работают с Пушкинской картой, а в 2020 году совершили настоящий прорыв в онлайне: на соцсети и новости подписано 300 тысяч человек, сайт посетили 5.5 млн. В этом году запускают англоязычную версию сайта, ВКонтакте насчитывают уже 245 тыс подписчиков, самое большое количество в Телеграм-канале, не говоря о проекте «Моя Третьяковка» и сайте «Лаврус», предназначенном для тех, кто учит и учится.

Заместитель гендиректора по научной работе Татьяна Карпова рассказала, что виртуальную часть проекта «Моя Третьяковка.От виртуального в реальное» начали разрабатывать во времена пандемии, сотрудники написали около 7 тыс текстов, стремясь представить собрание, в котором хранятся произведения русского искусства XI-XXI вв., во всём многообразии. Онлайн-выставку поддержали в офлайне, с помощью системы поиска на сайте зрители открывали для себя новые пласты в искусстве. На первой стене выставки разместили экспозицию работ самых разных художников - Пиросмани, Лентулова, на сайте «Моей Третьяковки» можно было узнать, каким путём произведения попадали в Третьяковку. Кроме основных фондов, на выставке представлены малые Музеи - Апполинария Васнецова и Виктора Васнецова, Голубкиной и Корина. Показывая лучшие произведения из фондов, устроители получают новый облик Третьяковки. На сайте опубликовано более 4х тысяч произведений, в этом году добавится ещё 2 тыс, сделан еще один шаг к конечной цели музейщиков.

Завотделом графики XVIII-нач. XIX вв Ирина Шуманова пояснила, почему выставку к 150-летию импресарио назвали «Дягилев. Генеральная репетиция» (4 октября-5 февраля), известно, что репетиции для Сергея Павловича были формой управления труппой, где он менял лидеров и солисток, обсуждал главные новости и идеи. На репетиции приглашал поклонников, так, испанский король Альфонс XIII настолько влюбился в русский балет Дягилева, что дал ему прибежище в Испании во время Первой мировой войны, а монакская принцесса, пробовавшая себя в балете, на многие годы предоставила дягилевцам репетиционную базу в Монако.

«На выставке зритель сможет погрузиться в атмосферу репетиций, - рассказала Шуманова, - мы обладаем огромной коллекцией фотографий из собрания Михаила Ларионова. Потрясающая коллекция костюмов, пуанты Карсавиной, её контракт или дягилевская записная книжка – именно таких топовых вещей не хватало нам для работы. Новые экспонаты позволят организовать в Третьяковке Дягилевский научный центр. На выставке реконструируем неосуществлённый балет «Литургия», движения Нижинского в «Голубом Боге». Для нас очень важно, что спектакли Дягилева продолжают жить, получая новое воплощение в современных постановках Максима Петрова и Алексея Мирошниченко». 

До конца года (24 ноября-15 мая) зрители увидят выставку Алексея Щусева. Благодаря тому, что его наследникам понадобилась помощь в реставрации, музейщики познакомились с архивом архитектора, и в течение нескольких лет приобрели около 200 его произведений. «Щусева представляем как «лучшего рисовальщика эпохи», - сказала Шуманова, - так называл его учитель Илья Репин. Из построек решили ограничиться Марфо-Мариинской обителью, которая одно время была филиалом Третьяковки, и Казанским вокзалом, где автор хотел устроить Музей строительства вокзала. Вообще по моим представлениям, Щусев - человек-музей, потому что всю жизнь создавал музеи: храм-музей, Выставочный павильон для Венецианской биеннале, был директором и архитектором Третьяковской галереи. Коллекция, которую мы собрали, стала возможной лишь в результате колоссальной реставрационной работы, в наше собрание попали огромные шаблоны, фрагменты украшения стен, по сути, мы создали один из фасадов храма Марфо-Мариинской обители в натуральную величину».

На выставке «Игорь Грабарь. К 150-летию со дня рождения» (17 ноября- 26 февраля) зрители увидят серию зимних пейзажей художника, в том числе с изображением инея, его портреты и натюрморты. Представят Грабаря и как директора Третьяковки: именно в его времена в музей попали работы выдающихся художников русского авангарда. Велика его роль в исследовании и реставрации произведений древнерусского искусства и русской иконописи. Грабарь – создатель Реставрационного центра, который носит его имя, Институтов искусствознания и истории искусств, автор двух томов «Истории русского искусства».

В 2023 год в Третьяковке можно будет увидеть выставку Николая Рериха - с акцентом на русском периоде творчества, важнейшим экспонатом будет, конечно, его знаменитый занавес. Расскажут и о зарубежном периоде художника, работы, созданные Рерихом в Индии, будут окружены традиционными произведениями индийского искусства. Выставку русского художника-мариниста Алексея Боголюбова, проявившего себя и общественным деятелем, откроют навстречу его 200-летию.

Боголюбов - внук Радищева, создатель Музея его имени в Саратове, партнёр Галереи. Он профессиональный военный, окончил кадетский корпус и Академию художеств, автор морских баталий от времён царствования Петра Первого до 70х годов XIX века. Значительную часть жизни провёл во Франции, создав там Общество взаимного вспомоществования русским художникам. На пейзажи Боголюбова оказали влияние французские художники-барбизонцы, и в состав выставки включат работы французских мастеров из Эрмитажа и Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.

Выставку Алексея Моргунова покажут по программе открытия имён малоизвестных художников русского авангарда. Всем помнятся выставки  1990-х годов, посвящённые Малевичу, Кандинскому и Шагалу. Иные имена остались в тени, и в прошлом году в Третьяковке устроили первую монографическую выставку Ивана Кудряшова, выставка Алексея Моргунова продолжит эту линию. Моргунов - сын знаменитого пейзажиста Алексея Саврасова, его ранние работы напоминали лирические пейзажи отца, но он быстро отказался от этого направления и стал ярким художником русского авангарда. Вошёл в окружение Малевича и Татлина. Многие произведения Моргунова находятся в Нукусе, в Музее имени Игоря Савицкого, на выставку Третьяковка запрашивает более тридцати его работ. Ко всем выставкам издаются каталоги и книги, запланированы образовательные программы.  

***

Третьяковка строит филиалы: в Калининграде, Владивостоке и в Самаре. Строительство в Калининграде и Владивостоке планируют завершить в декабре 2023 года. В Самаре Галерее предоставили здание Фабрики-кухни завода им. Масленникова, памятник архитектуры федерального значения, в разрушенном виде. На планшете можно видеть, как музей будет выглядеть после реконструкции и реставрации. Открыться планируют в конце мая 2024-го масштабной выставкой «На вкус и цвет», в которой дают образ еды в русском искусстве, рассказывая о смысле трапезы и о том, как она отражалась в искусстве. Здание будущего музея уже активно используют: провели замечательный перфоманс, а также «Ночь музеев», где играл Самарский симфонический оркестр под руководством итальянского дирижера Филиппо Десси и показывали отечественный видео-арт. На временных площадках проводят образовательные программы. Самара - город технической интеллигенции, там сильная команда, третьяковцев, действительно, ждут, и они делают всё для того, чтобы эти ожидания подготовить.

«Строительство филиалов в Калининграде и Владивостоке – часть масштабного нацпроекта, инициатива которого принадлежит президенту Путину, - сказала Зельфира Трегулова. -  Задача в том, чтобы построить в четырёх городах России важнейшие музейные и театральные комплексы. Филиал в Калининграде разработан архитектором Юрием Григоряном из московского архитектурного бюро «Меганом». Месяц назад я была там и убедилась, что строим музей мечты, открыться планируем в мае-июне 2024-го. А пока читаем лекции студентам Балтийского университета имени Канта, с которыми будет работать».

О том, как идёт строительство филиала во Владивостоке и как третьяковцы включаются в культурную жизнь города, рассказала замгендиректора Третьяковской галереи по развитию новых музейных пространств Татьяна Гафар. Так, в этом году на фестивале «Пикник» Музея Арсеньева показали программу, посвящённую Анне Голубкиной, приняли участие в кинофестивале «Меридианы Тихого». Для деловых встреч с будущими единомышленниками во Владивостоке планируют открыть общественное пространство Галереи. А для того, чтобы посетителям было где пообщаться, в конце октября в западном крыле Новой Третьяковки откроют Книжную гостиную.

Трегулова рассказала, как в музее адаптируют исторические пространства к потребностям людей с ограниченными возможностями, а также работают с детьми и подростками с синдромом Дауна и признаками аутизма. «В этой работе, - говорит Трегулова, - следуем традициям, заложенным Павлом Михайловичем Третьяковым, который открыл в 70-е годы XIX века первое в Москве Училище для глухих, мы также работаем со слабослышащей и слабовидящей аудиторией, создаём экскурсии на жестовом языке и выставочные проекты, которые позволяют тактильно ощутить, что же такое художественное произведение».

Под занавес Зельфира Трегулова рассказала о том, что когда 3 января директор Объединённого музея Галерея Уфицци-Палаццо Питти Айке Шмидт открыл постоянную экспозицию русской иконописи из собрания Медичи, она записала его обращение к зрителям, где он рассказал о коллекции. И когда ему было предложено закрыть эту экспозицию и снять ролик с сайта, он сказал – нет. «Наше сообщество продолжает поддерживать человеческие отношения, которые, уверена, сохранятся, - сказала Трегулова, - а что касается политики, это другая история». И это настолько в духе всех выставок, которые увидим в Третьяковке.

Нина Катаева

 

Картина дня

наверх