На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

319 подписчиков

Свежие комментарии

  • Татьяна Триана
    Непонятное предложение. "Почёркаться" - это как? Или что?Пережить турбулен...
  • Сергей Дмитриев
    ...Это очередная спекуляция на жареных сюжетах.«Хочу жить так, к...
  • Анатолий Вотяков
    "Повести Белкина" - это то, за что Александр Пушкин получил пулю в живот. В "Повестях" он подобно Толстому а "Воскрес...Пушкин: «Писать п...

«Хочу жить так, как мечтаю, а не как хочется другим»

В Театре «Модерн» премьера – «Вероника решает…» по бестселлеру Коэльо

Так, окоротив название одного из наиболее известных романов бразильского писателя Пауло Коэльо, (пьеса Марины Сулчани) - «Вероника решает умереть», режиссёр-постановщик, худрук «Модерна» Юрий Грымов, представил на суд зрителей эту оглушительную вещь.

Суицид 24-летней привлекательной девушки (в спектакле она постарше)! К счастью, неудачный, снотворное не успело подействовать, Веронику (Анастасия Сычёва) спасли, и очнулась она в словенской клинике для душевнобольных Вилетте. Но – стоп, отстранимся от романа, поскольку Юрий Грымов, в точности сохранив основу и главную мысль, которую можно сформулировать так – «Если Бог наделил тебя даром, а ты им не воспользовался, оправдания себе не найдешь за самую долгую жизнь», разворачивает на сцене сногсшибательное действо, резко модифицировав его, как он любит.

Вероника, как и в романе, слышит от доктора Игоря (Роман Зубрилин), похожего на Эйнштейна, что, хотя её и откачали, сердце своё она запорола по полной программе, так что жить ей осталось неделю. И девушка, которая, появившись в клинике, поначалу всю свою энергию употребила на поиск новых «ударных» таблеток, вдруг впадает в шок от этого сообщения. Она уже не желает повторения самоубийства, потому что успела познакомиться с обитателями клиники, и ей с ними интересно. Мари (Мария Орлова) попала сюда из-за панических атак, сербка Зедка (Жанна Чирва) заработала хроническую депрессию из-за несчастной любви, а Эдуард (Лев Смирнов), стопроцентный аутист, определён сюда родителями с диагнозом «шизофрения». А, по сути, причина у всех одна: как и Вероника, они устали жить по чужим правилам, а наладить жизнь по своим не смогли, так и жили «белыми воронами», пока не загремели сюда. Но почти у всех дела шли уже на поправку.

Вероника смотрит на них с замиранием сердца. Как умело они ведут себя в этом «доме скорби»: Эдуард пишет картины, Зедка носит впечатляющее красное платье, которое так подходит для её монологов о рухнувшей любви, а Мари – в тёмном платье и огромной шляпе-торшере с горящей лампой внутри, неустанно освещает всё вокруг. Костюмы Ирэны Белоусовой подчёркивают черты характеров персонажей и особенности их индивидуальностей. Примыкает к этой компании и Седой офицер (Александр Борисов), по природе и профессии человек бравый, но переживающий, как и его собратья, какой-то кризис. И Вероника, возможно, впервые здесь, в этом доме, поймёт, что и она, живя в монастырской гостинице, переживала некий кризис, возможно, среднего возраста, но пути преодоления выбрала неправильные. В роли Вероники – трогательная, одухотворённая актриса, из приглашённых, Анастасия Сычёва.

Как же выглядит этот «дом скорби»? Начнём с того, что очнулась Вероника в античной ванне, украшенной древнеегипетскими знаками, стоявшей на вершине пантеона древних египтян. Встретили её Бог Солнца Ра (з.а. РФ Дмитрий Бозин), царь загробного мира Осирис (Александр Мирлюнди), Бог мудрости Тот (Александр Колесников), богиня Бастет (Марианна Канивец), олицетворение любви и плодородия, Шу (Александр Сериков) – божество воздуха и солнечных лучей. Целая Вселенная личных египетских богов Вероники, которыми режиссёр дополнил список действующих лиц спектакля. Все они в золотистых одеждах (Ирэна Белоусова), ведут себя очень вольно, разъезжают на механических колясках и вовсю стараются помочь Веронике, но их хватит лишь на то, чтобы стать символами, контрастным фоном к яркому миру «психов». В целом атмосфера клиники воссоздана точно, ещё бы, в юности Пауло Коэльо в течение четырёх лет родители трижды помещали в частную психушку, где электрошоком лечили протестную деятельность сына, который хотел быть писателем, а не адвокатом.

В спектакле не обошли вниманием и персонажей, остающихся за стенами клиники, - родственников «психов». Это мама Вероники Анна (Надежда Меньшова), передвигающаяся в инвалидном кресле, и застывшая, словно мумия, это она мечтала видеть дочь пианисткой и обучала девочку музыке. Это родители Эдуарда – Стелла (Любовь Новак) и Альберт (з.а.Леонид Трегуб), которые обожают сына, но опекой своей так третируют его, что вряд ли это способствует выздоровлению. По сравнению со своими детьми, они находятся в такой ситуации, что вряд ли смогут когда-либо стать самими собой.

Но что же происходит с Вероникой? Когда раздвигается занавес, и начинается второе действие, мы видим, что все декорации перевернуты с ног на голову. Ванна прикручена к потолку, и даже папа римский каким-то чудом усидел в кресле на потолке вниз головой. У героини очевиден переворот сознания, и, чем дальше, тем в большей степени она продолжает вести борьбу за право быть самой собой, за внутреннее раскрепощение, за любовь. Вероника влюбляется в Эдуарда, и они всё больше времени проводят вместе, и играет на пианино она теперь для него. И «Лунная соната» в её исполнении звучит всё более чувственно. Её красивый сильный вокал посвящён тоже ему. Мечты о будущем у них теперь общие.

Роман Коэльо полон философских цитат, которыми Вероника то утешает себя, то раззадоривает. Прочтём их внимательно, они как плотики, ступая по которым можно пересечь любой водоём: «Оставайтесь безумными, но ведите себя, как нормальные люди. И мы безумны, как безумен каждый, кто открыл для себя любовь. Иногда нужно умереть, чтобы начать жить. Ничто в этом мире не происходит случайно. Нам всем не хватает немного безумия. Именно в пасмурные, холодные дни депрессии у меня никогда не бывало. Хочу остаться сумасшедшей: жить так, как мечтаю, а не как хочется другим». Под любым из этих лозунгов Вероника будет идти по правильному пути. И сердце её будет стучать, как надо.

Любой спектакль Грымова, помимо того, что это драматическая повесть, можно рассматривать как световое и музыкальное шоу, «Вероника решает…» не исключение. Режиссёр-постановщик отвечает за сценографию (вкупе с Марией Соловьёвой), за свет (с Марией Артёменко) и за музыкальное оформление. Спектакль насыщен рок-музыкой, звучат популярные отечественные и зарубежные хиты, в частности, Status Quo, Scorpions, и в финале пространство сцены скрывается за пеленой серебристого дождя. «Для меня это самый жизнеутверждающий бестселлер Коэльо, - сказал на пресс-конференции Юрий Грымов. – Мы должны верить в свою жизненную силу. Нужно научиться ценить жизнь. Любовь и люди, которые нас окружают, помогут нам справиться с любыми трудностями». 

Нина Катаева

Фото Владимира Коробицына

Картина дня

наверх