На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

312 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валерий Протасов
    И не только.«От любви к женщи...
  • Сергей Дмитриев
    ...Для разнообразия предлагаю почеркаться над экранизацией книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ... Сразу с титра...Пережить турбулен...
  • Марко
    Как тупо  либерастические провокаторы пытаются извратить исторические события.                                       ...Михаил Шемякин: «...

Монологи Полетаева

Концерты-встречи в Доме учёных продолжаются

Основатель и бессменный худрук-дирижёр Государственного академического русского концертного оркестра «Боян», лауреата Международного конкурса в Берлине и премии Ленинского комсомола, уничтоженного накануне своего 50-летия с лёгкой руки бывшего министра культуры, композитор, обладатель Орденов Дружбы и Почёта и трёх медалей «За трудовую доблесть», народный артист СССР Анатолий Полетаев продолжает устраивать встречи для зрителей.

В Доме учёных Анатолий Иванович проводит лекции-концерты, посвящённые истории «Бояна». Демонстрирует видеозаписи лучших номеров с участием выдающихся певцов и хоровых коллективов, а также рассказывает о чудесной особенности оркестра «Боян», музыка которого признана целебной.

Концерт для ветеранов Великой Отечественной войны, состоявшийся в конце октября 2022 года в Доме учёных, был посвящён русскому романсу и русской песне. Начался он с выступления отца Леонида, потом прозвучал «Монастырский хорал», первое сочинение Анатолия Полетаева, написанное 40 лет назад, затем – «Русь Святая», ария Ивана Сусанина. Песню «Живёт моя отрада» исполнил Юрий Богатиков… На этой встрече Полетаев представил публике видеозаписи молодого певца Дмитрия Степановича, лауреата II Международного конкурса имени С. В. Рахманинова, ученика профессора Московской консерватории, народного артиста РФ Петра Глубокого. На концерте в Зале Чайковского, посвящённом Рахманинову, Степанович спел его романсы – «Проходит всё» и «Я не пророк», а в Доме учёных - «Рассказ старика» из оперы «Алеко».

«А сейчас в исполнении солиста Большого театра, н.а. России Леонида Зимненко, - переключил Полетаев внимание публики на другого исполнителя, - послушаем романс Глинки «Сомнение» и один из самых известных в мире романсов на русском языке - «Очи чёрные». Прозвучал он на концерте «Романс на все времена».

Недавно Зимненко (1943-2021) прекрасно исполнил народную песню про бурлаков – «Эй, ухнем!» Я сделал клип, использовав известную картину Репина «Бурлаки на Волге», и он даёт яркое представление о том, кто такие бурлаки. Считалось, что это рабочая артель, на самом деле, эту ужасно тяжёлую работу выполняли наёмники из оброчных крестьян или городских низов. Идя вдоль берега, они тянули при помощи бечевы речное судно против течения, проползая через невозможные преграды. Думаю, это было по плечу только русским мужикам».

На следующей видеозаписи русский бас, н.а. СССР Александр Ведерников (1927-2018) в сопровождении оркестра «Боян» спел «Заветный камень» Бориса Мокроусова. Полетаев комментирует разницу между двумя понятиями: «Вокалисту достаточно быть молодым и обладать красивым тембром, а певец – это тот, кто поёт так, как Ведерников или Штоколов, выступавшие с нашим оркестром».

 «Меня часто представляют как композитора, - сказал Полетаев, - хотя главная моя профессия - дирижёр оркестра, по образованию я баянист и дирижёр. Выступая как баянист, завоевал две золотые медали - на международном конкурсе и на всероссийском, и стал создавать оркестр для тех, кто сеет и пашет, это оказалось делом нелёгким, но очень полезным. И сейчас я в качестве композитора предлагаю вам послушать две мои работы на стихи Пушкина. Одна - молитва «Отцы-пустынники», написал её в IV веке сирийский поэт Ефрем Сирин, а Пушкин за два месяца до смерти изложил в своём формате. Она, конечно, занимала умы многих русских критиков и ценителей поэзии, и Степанович прекрасно спел эту молитву.

Молитва эта обычно исполняется перед пасхой во всех странах мира, где есть православные храмы. «Отцы-пустынники» Пушкина - светская песня, её можно исполнять на сценах театров, а церковные канонические песнопения исполняются только в храмах, и во время исполнения публика не должна сидеть развалившись и переваривать то, что слышит, как эстрадную музыку. Исходя из этого веления, я посмел написать такую молитву на стихи Пушкина.  

Вторая моя работа – «Ода Болдинской осени» - по контрасту написана совсем в другом жанре, и для исполнения её трудно найти хороших певцов. Согласились двое, Дмитрия Степановича сейчас услышите. Стихотворение «Осень» есть в школьной программе, его учат наизусть все школьники».

   Унылая пора! очей очарованье!

   Приятна мне твоя прощальная краса -

   Люблю я пышное природы увяданье,

   В багрец и в золото одетые леса,

   В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

   И мглой волнистою покрыты небеса,

   И редкий солнца луч, и первые морозы,

   И отдалённые седой зимы угрозы.

   И с каждой осенью я расцветаю вновь;

   Здоровью моему полезен русской холод;

   К привычкам бытия вновь чувствую любовь:

   Чредой слетает сон, чредой находит голод;

   Легко и радостно играет в сердце кровь,

   Желания кипят - я снова счастлив, молод,

   Я снова жизни полн…

Дмитрий Степанович прекрасно справился с задачей. Духоподъёмная музыка, изящная и невероятно красивая, словно приподнимает слушателей, и пушкинские строки о «легко и радостно играющей в сердце крови» и о «кипящих желаниях» наполняют наши души предощущением счастья и желанием жить, одолевая все невзгоды. Когда слушаешь музыку полетаевской «Оды», почему-то представляется высокое осеннее небо, прозрачное осеннее небо, много раз описанное русскими классиками…

***

В заключение Полетаев демонстрирует видеозапись выступления солиста Мариинского оперного театра, народного артиста СССР Бориса Штоколова (1930-2005) в Большом зале Московской консерватории, когда он праздновал в сопровождении «Бояна» своё 70-летие. Штоколов не раз выступал с оркестром Полетаева на правительственных концертах в Петербурге, организованных в честь добровольного воссоединения Украины и России в 1979 году. Свой юбилейный концерт Борис Тимофеевич завершил необычной композицией – спел стихи Пушкина из «Медного всадника» и «Полтавы» на музыку Свиридова из «Метели». Своё желание объяснил тем, что, «к сожалению, они сами не могли об этом договориться», то есть, доведись Пушкину пересечься с композитором Свиридовым, непременно бы родилось нечто подобное. «И он так прочитал стихи Пушкина, как мало кто может в Москве из художественных чтецов», - резюмировал Полетаев.

Вначале Штоколов прочитал начальные строки из поэмы «Медный всадник»:

«На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел…И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложён

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твёрдой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе…»

А потом начал петь на музыку свиридовской «Метели»:

«Люблю тебя, Петра творенье,

люблю твой строгий, стройный вид…

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит…»

Строки из «Полтавы» он сам вмонтировал в композицию.

И завершил строками из «Медного всадника» -

«…Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо как Россия».

Аккомпанировали певцу вдохновенно…   

Анатолий Полетаев планирует посвятить Штоколову отдельную программу – записей предостаточно.

Заканчивая юбилейный вечер, Борис Тимофеевич поблагодарил публику за

то, что она «пришла на его 17 лет» и пообещал и впредь «служить великому

искусству». Полетаев констатировал, что в нынешние времена русских басов

- лауреатов Госпремий и народных артистов Советского Союза не увидишь и не услышишь, за редким исключением, а такую память надо сохранять. «Она должна работать на будущее, - сказал он, - чтобы появился более справедливый «народный слой», тем более, что единомышленники есть, огромную работу по сохранению традиционных духовно-нравственных ценностей проводит со своими коллегами депутат Госдумы, Президент Славянского форума искусств «Золотой Витязь», н.а. России Николай Бурляев. Есть надежда, что эта деятельность повлияет на развитие нашей культуры».

***

«Славяне в веках»

 Концерт в Доме учёных, состоявшийся 1 февраля 2023 года, был посвящён творчеству н.а. России Евгения Поликанина и лауреата международного телевизионного конкурса русского романса «Романсиада», обладателя многих призов и наград Ларисы Павловой. Поликанин, выпускник факультета музкомедии ГИТИСа (1974), с 1991 года солист Московского музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. В 1994-1996 годах - постоянный участник спектаклей Венской камерной оперы и Венского музыкального фестиваля «Моцарт в Шенбрунне», в 1999-ом выступил с сольным концертом в «Карнеги-холл» (Нью-Йорк), в 2000, 2002 и 2005 годах принимал участие в постановках Парижской Национальной оперы («Опера Бастий»). Участвует в концертном исполнении опер Рахманинова в Москве, Париже и Нью-Йорке. Сотрудничает с оркестром русских народных инструментов им. Н. П. Осипова, с Национальным симфоническим оркестром под управлением М. В. Плетнёва, Государственной капеллой В. Полянского, Московским малым симфоническим оркестром, сотрудничал с оркестром «Боян». Выступал в Австрии, Великобритании, Германии, Франции, Бельгии, Испании, Голландии, Венгрии, Финляндии, Польше, Чехии, Словакии, США, Канаде, Австралии. Автор компакт-диска «Мировая оперная классика и русский романс». 

«Чувствуете, какая биография у Поликанина, - спрашивает создатель оркестра «Боян», н.а. СССР Анатолий Полетаев, - как ценили певца в разных театрах мира? Евгений Алексеевич долгое время работал с оркестром «Боян», записывал всё, что я предлагал, мы дружили. В память о нашем сотворчестве я сделал несколько клипов». И для поклонников творчества Полетаева прозвучал - в записи - ещё один настоящий концерт, горячие аплодисменты зрителей звучали по обе стороны экрана. На музыку Полетаева зрители услышали «Оду Богородице» под названием «Счастливого Рождества», а с Хором Кожевникова Поликанин исполнил торжественное песнопение - «Славяне в веках». «Не верьте слабакам, которые позволяют себе сомневаться в действиях России на данном этапе, - прокомментировал Полетаев песнопение про славян, - говорят, что, мол, тяжело воевать со всем миром, у истинных воинов страха нет, а есть вера в победу, нет сомнения, что победа будет за нами. Хорошо бы такие духоподъёмные, патриотичные вещи показывать нашим воинам, они должны сейчас звучать в нашей среде».

В исполнении Поликанина зрители услышали романс Алексея Шишкина на стихи Лермонтова, в аранжировке Полетаева, - «Нет, не тебя так пылко я люблю». «Поликанин выступает во всех жанрах, - сказал Анатолий Иванович, - эстрадном, концертном, академическом, а также в жанре русской песни, которую сегодня мало кто поёт, не то, что раньше, пели в любом застолье. И в сегодняшней программе прозвучат русские песни, которые я не просто аранжировал, а попросил Поликанина спеть так, чтобы оживить современное искусство. Музыку создаёт народ, как говорил Глинка, а мы, композиторы, её аранжируем, то есть, поднимаем на уровень искусства, чтобы она звучала не самодеятельно, дилетантски-обыденно, а объединяла людей в эстетическом и даже политическом смысле, как, например, песня на стихи Некрасова. Начнём, пожалуй, с самой душевной русской песни - «Глухой неведомой тайгою» («Бродяга»).

Полетаев, как всегда, точен в определении, назвав "Бродягу" «самой душевной русской песней». Приводим её текст, который трогает до глубины души даже без музыки, разворачивая всего в четырёх четверостишиях драму беглого каторжника.

«Глухой, неведомой тайгою,
Сибирской дальней стороной.
Бежал бродяга с Сахалина
Звериной узкою тропой.
Шумит, бушует непогодa,
Далёк, далёк бродяги путь.
Укрой, тайга, его глухая,
Бродяга хочет отдохнуть.
Там, далеко, за темным бором
Оставил родину свою,

Оставил мать свою родную,
Детей, любимую жену.
"Умру, в чужой земле зароют,
Заплачет маменька моя.
Жена найдет себе другого,
А мать сыночка никогда".

Познакомьтесь с комментариями иностранных слушателей: как точно чувствуют они нерв этой песни и как совпадают их впечатления с оценкой Полетаева. «Почему русский народ так ужасно грустен? Люди поют о том, как они умрут в одиночестве в тайге, так никогда и не вернувшись в свои семьи ... Я плачу! Я плачу! Опять». «Эта красота разбивает мою душу каждый раз, когда слушаю эту песню, пожалуйста, кто-нибудь знает, в каком альбоме можно её найти? Я бы очень хотел найти, даже если бы мне пришлось для этого поехать в Сибирь». «Люблю эту песню. Мои поздравления из Бразилии», «Ощущаю себя в лесу, когда слышу эту песню. Она великолепна». «Красивые голоса ... очень эмоциональные». «Чувствую, как волосы встали дыбом на затылке. Очень трогательное хоровое представление». «Эта песня может довести до слёз».

Следом звучат - «Вниз по Волге-реке» Александра Варламова и «Кабы Волга-матушка», «Ах вы, косы» Алексея Копосова. Песню «Меж высоких хлебов затерялося» на стихи Некрасова, которую, по мнению Полетаева, лучше всех пела выдающаяся русская певица Лидия Русланова, Поликанин, конечно, спел по-своему.

Во втором отделении выступила солистка музыкального театра «Экспромт» Лариса Павлова. Родилась певица 15 мая 1974 года в Калуге, в 1999 году окончила факультет музыкального театра в ГИТИСе, а до этого училась на физмате в Калужском педагогическом университете. Когда выяснилось, что она актриса, стала сотрудничать с разными коллективами, в том числе с «Бояном».

Павлова исполнила романсы Рахманинова «Я жду тебя» (на сл. Марии Давидовой) и «Маргаритки» (на стихи Игоря Северянина). А потом Полетаев предложил зрителям послушать «Оду Болдинской осени» в её исполнении, которую написал на стихи Пушкина. «Это была нелёгкая работа, - сказал он, - исполнителю нужно было оказаться в образе самого Пушкина и спеть как бы от его имени. Такого никто никогда не делал, но Лариса Павлова сумела войти в образ и спела очень хорошо».

Также певица исполнила романс итальянского композитора Денеша Будаи «Цветы из Ниццы» и «Сказки Венского леса» Штрауса. Её великолепный голос зачаровал зрителей. Запись была сделана пять лет назад во Дворце культуры университета им. Н.Э.Баумана. 

Нина Катаева

 

 

 

Картина дня

наверх