На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

307 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виталий Кирпиченко
    Везде надо быть умным! Этой особенностью Сухоруков награждён сполна. Одна просьба к нему -- не размениваться на шабло...Виктор Сухоруков:...
  • Сергей Дмитриев
    При всей образованности и возможностях, так и не получается  снять что-нибудь свежее, свободное от трЭндов и штампов....Виктор Сухоруков:...
  • Daddy Bo
    Разуйтесь, вАрвара.На Фабрику здоров...

«Рисовать свободно». «Высвободить искусство из чиновничьего распорядка»

С 19 мая по 28 августа в Тверской картинной галерее будет экспонироваться выставка «Передвижники. Русское искусство XIX-начала ХХ веков»

В XIX веке русская живопись совершила небывалый скачок. Целая плеяда художников-передвижников создавала картины, которые на протяжении столетий остаются непревзойденными шедеврами: исторические полотна Сурикова и Васнецова, портреты Репина и Крамского, пейзажи Шишкина и Саврасова. В их манифесте значилось: «Рисовать свободно», «Высвободить искусство из чиновничьего распорядка». Выставка «Передвижники. Русское искусство XIX-нач. XX вв.» посвящена трём периодам деятельности Товарищества передвижников и его влиянию на развитие русского национального искусства.

На выставке покажут сорок картин художников, принимавших участие в деятельности Товарищества, а также работы тех, кто разделял их взгляды. В экспозиции будут декоративные скульптуры Е. Лансере и В. Грачева.

Передвижники вошли в русское искусство и как пейзажисты, с именами Боголюбова, Корзухина, Клодта, Савицкого, Репина, Васнецова, Маковского, Левитана, Нестерова, Корина, Максимова и других создателей школы русской пейзажной живописи 2-й пол. XIX-нач. XX века. У каждого из мастеров был свой стиль, мотивы, почерк, одними из первых они смогли передать поэзию и красоту обычных на первый взгляд вещей. Всех их объединяла любовь к России.

Выставка подготовлена Тверской областной картинной галереей совместно с Международной конфедерацией коллекционеров, антикваров и арт-дилеров при поддержке Правительства и Минкультуры Тверской области. Проект - часть обширной программы «Большое искусство - большой России», в рамках которой выставки из частных собраний были представлены в музеях Звенигорода, Плёса, Арзамаса, Владимира, Калуги, Тарусы.

Художники старшего поколения передвижников будут представлены картинами: «Девушка с распущенными волосами» Крамского, «Вель. Нормандия» Боголюбова, «Деревня летом» Савицкого, «На Волге» Клодта, «Перед ливнем» Киселева, «На Волге» Саврасова, «Вид на Москву с Воробьевых гор» Ясновского. Интересна история картины «Разлука» одного из основателей Товарищества Алексея Корзухина. Первый вариант под названием «Отправление кадета в корпус» был приобретен Павлом Третьяковым и находится в Третьяковской галерее. На выставке представлено авторское повторение 1893 года для собрания московского коллекционера И.Е. Цветкова.

Расцвет Товарищества приходится на 1880-1890-е годы. Работы художников этого периода также будут на выставке - «Танцовщица» Репина, этюд к картине «Над вечным покоем» Левитана, «Камни на Валааме» Шишкина, «Вятка» Виктора Васнецова, «Крестьяне Полтавской губернии» Владимира Маковского, «Речной пейзаж с пароходами» Нестерова. Посетители увидят работы художников академического направления, примыкающих к передвижникам: «Отправление крестьянского мальчика в училище» Пелевина, «Рыбаки на Волхове» Галкина, «Царь Борис Годунов показывает царевне Ксении портрет жениха» Грибкова.

Передвижники часто обращались к историческим и библейским сюжетам. Картина Поленова «Глас вопиющего в пустыне» была написана в 1900-х годах и относится к циклу «Из жизни Христа», а эскиз-вариант «Христос Вседержитель на престоле» был создан в 1912 году Виктором Васнецовым для украшения Храма-памятника святого Александра Невского в Софии.

В 1890–1900-е годы в Товарищество вливается большая группа молодых мастеров. Под их влиянием облик Товарищества, адаптируясь к требованиям времени, стал меняться. Этот период представлен картинами: «Московский дворик летом» Аполлинария Васнецова, «Часовня у дороги» Алексея Корина, «Золотая осень» Остроухова, «Боярышня» Максимова. Пройдя школу Товарищества, живописцы принимали участие в деятельности «Союза русских художников» и «Мира искусства», преподавали в Академии художеств и других вузах.

В экспозиции можно будет увидеть картины, выставлявшиеся на передвижных выставках: «Исола деи Пескатори» Дубовского, «Вид на Днепр из Царского сада в Киеве» Бодаревского, «Базарная площадь в Гжатске» Уткина, «Портрет Стефана Уварова» Владимира Маковского и «Портрет госпожи Л» Александра Маковского. Кроме того, посетители увидят работы Андрея Шильдера, Григория Ярцева, Алексея Харламова, Клавдия Лебедева, уроженца Тверской губернии Семёна Никифорова, живописцев, не менее значимых для понимания художественной жизни России к. XIX–нач. ХХ веков.

Тверская картинная галерея была основана в 1937 году, выделившись из состава Калининского краеведческого музея, бывшего «Тверского музеума» (1866). Собрание насчитывает около 50 тысяч экспонатов: коллекцию культового искусства XIV–XX вв., русской живописи, графики и скульптуры XVIII–XX вв., западноевропейского искусства XV–XX вв., декоративно-прикладного искусства России, Европы, Востока. Постоянная экспозиция (более 2500 произведений) размещается в здании Тверского императорского дворца, построенного для Екатерины II по проекту Петра Никитина. Сегодня в галерее проводятся не только выставки, но и музейно-просветительские мероприятия для детей и взрослых.

Нина Катаева

Картина дня

наверх