На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

311 подписчиков

Свежие комментарии

  • Марко
    Как тупо  либерастические провокаторы пытаются извратить исторические события.                                       ...Михаил Шемякин: «...
  • Каплан
    https://moluch.ru/archive/139/32565/                                                                                 ...Михаил Шемякин: «...
  • Каплан
    Ну ты и мразь! Не хочешь говорить о преступлениях рейха?                                                             ...Михаил Шемякин: «...

«Всё, что пело, всё, что млело»: история о том, как распознать человека

В Театре имени Моссовета поставили комедию Островского «Волки и овцы»

В череде спектаклей, которые покажут зрителям в преддверии 200-летия Александра Николаевича Островского, комедия «Волки и овцы» обещает быть самой актуальной. Уж очень точный диагноз поставил великий драматург этим двум человеческим сообществам. Припомним диалог двух персонажей: «Да разве кругом нас люди живут?» - «Да кто же, по-твоему?» - «Волки да овцы. Волки кушают овец, а овцы смиренно позволяют себя кушать». Это говорят те, кто ещё вчера воображали себя хищниками, а после всех перипетий с лёгкостью назвались «курами», которые «клюют по зёрнышку». В Театре имени Моссовета премьеру приурочили к дню рождения народной артистки России Валентины Талызиной – к 22 января и назвали её бенефисом. Собственно, предложила эту пьесу для постановки сама бенефициантка.

Комедия «Волки и овцы» написана в 1875 году по мотивам реального уголовного дела игуменьи Митрофании, обвинявшейся в подлогах, мошенничестве, присвоении и растрате чужого имущества, и с тех пор не сходит со сцены. Увы, человек не меняется, и, хотя главная героиня комедии, помещица Меропа Давыдовна Мурзавецкая (Валентина Талызина), действует гораздо в меньших масштабах, преследуя только личные цели, с прототипом её роднит многое. Как же коварна человеческая природа!.. И как слаб человек!..

Спектакль заслуженного артиста России Игоря Яцко идёт в сценографии Марии Рыбасовой, погружающей зрителя в эпоху Островского, которая от нас на расстоянии протянутой руки. Спектакль начинается с того, что дворецкий Мурзавецкой Павлин (Виктор Гордеев), как и положено, в павлиньих перьях (костюмы Виктории Севрюковой), обращаясь со сцены к просителям, пришедшим за своими кровными, ассоциирует их с нами, зрителями. «Зачем пришли-то? Идите себе с богом», – говорит он, но потом всё же бросает деньги в первые ряды. «Деньги» - вот ключевое слово постановки, всё крутится вокруг имения и лесных угодий молодой вдовы Купавиной (Марина Кондратьева), завладеть которыми нацелилась Мурзавецкая. Чего проще – женить на вдове своего непутёвого племянника Аполлона (Андрей Анкудинов), у которого на уме, кроме охоты, пса Тамерлана да водочки, ничего нет, зато кудряв и как поёт под гитару, заслушаешься. А обтяпать дельце всегда поможет управляющий беспечной Евлампии Николаевны Вукол Чугунов (н.а.России Владимир Сулимов), бывший член уездного суда, большой пройдоха, и при этом поклонник Меропы. О том, как хороша она была в молодости и как певала с цыганами, видим на фото и видео, возникающих на заднике.   

И очень скоро в ход идут поддельные векселя, дело рук племянника Чугунова Горецкого (Сергей Зотов), по которым Купавина окажется немеряно должна Мурзавецкой из-за долгов мужа, а также уговоры, лесть, ложь, обман. В спектакле нет чёткого разделения персонажей на «волков» и «овец», режиссёр не обличает своих героев, он размышляет о русском характере, в котором много чего намешано: доброта, искренность и душевность, стремление жить по правде и боязнь бога, и при этом жёсткий расчёт, привычка к воровству, мздоимству и обману. Валентина Талызина создает многогранный характер, она играет не просто охотницу за чужими капиталами, но прежде всего обедневшую дворянку, у которой в прошлом остался яркий мир, вероятно, с добрыми мыслями, мечтами о счастье и любви, вслушайтесь в интонации некоторых её фраз, произнесённых знаменитым талызинским голосом.

Характер у её Меропы всегда был огонь, вот и сейчас ей хочется любой ценой удержаться на плаву, характерен ее диалог о «волках» и «овцах» с мировым судьёй Лыняевым (з.а.России Александр Бобровский): «Тебе всё волки мерещатся, - пуганая ворона куста боится. А меня ты куда ж? Да нет, уж лучше в волки запиши; я хоть и женщина, а овцой с тобой в одном стаде быть не хочу». Но, увы, находятся «волки» и на Меропу Давыдовну. Приезжает сосед вдовушки Беркутов (з.а.России Александр Яцко) - с говорящей фамилией, приглядев Купавину себе в невесты, - она неподражаема в своих шляпках, - настоящим орлом набрасывается на Меропу с Чугуновым. Разрушает их сделку, пугая тюрьмой и каторгой, да так ловко, что важная барыня падает перед ним на колени и молит о пощаде. Дела их с Чугуновым совсем плохи, Лыняев в присутствии Купавиной проводит экспертизу и доказывает поддельность векселя. Совсем не до жиру становится Меропе Давыдовне – быть бы живу.

Известно, что в экстремальных обстоятельствах человек проявляет свою истинную натуру, не надо и пуд соли с ним есть, и Островский с улыбкой демонстрирует нам истинных хищников, в спектакле они с лёгкостью меняют свои личины. Если Беркутов с самого начала не скрывает, кто он на самом деле, то убеждённый холостяк Лыняев триумфально попадается на удочку к хитроумной Глафире (Анастасия Тагина), бедной родственнице Мурзавецкой. Сцена, в которой эта «лисичка» в турнюре так удачно «влепилась в горло» зазевавшемуся судье, что он не сразу и понял, что уже женат, своего рода апофеоз в спектакле, но именно она показалась публике малоубедительной.

Зато убедила всех финальная сцена, собравшая всех вокруг Меропы, празднующей свою свободу от всех возможных преследований. В спектакле звучит много романсов, как иначе, если в роли Аполлона признанный их исполнитель Андрей Анкудинов, к тому же занят оркестр театра. Но романс «Всё, что было», на слова Павла Германа и музыку Дмитрия Покрасса, исполненный всеми персонажами, и, насколько возможно, примиривший их, просто загипнотизировал публику, строки - «Всё, что пело, всё, что млело,\Всё давным-давно истлело…\Только ты, моя гитара,\Прежним звоном хороша» - напевал каждый второй, выходя после спектакля. Их не перебил даже отчаянный вопль Аполлона, возвестившего, что проклятые хищники за городом… съели его Тамерлана. Островский - со смешинкой в глазах -  предупредил нас, что волки не дремлют, и они всегда голодны, будь начеку, человек.

Нина Катаева

Фото Елены Лапиной, из архива Театра имени Моссовета

 

Картина дня

наверх