На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

307 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виталий Кирпиченко
    Везде надо быть умным! Этой особенностью Сухоруков награждён сполна. Одна просьба к нему -- не размениваться на шабло...Виктор Сухоруков:...
  • Сергей Дмитриев
    При всей образованности и возможностях, так и не получается  снять что-нибудь свежее, свободное от трЭндов и штампов....Виктор Сухоруков:...
  • Daddy Bo
    Разуйтесь, вАрвара.На Фабрику здоров...

Искать клады в Кремле бесполезно

Елена Гагарина рассказала о фресках Дионисия, музеях на Красной площади и под Московским Кремлём, а также всю правду о дуэлях

Это был уникальный брифинг гендиректора Музеев Московского Кремля, потому что каждая из затронутых тем тянула на отдельную пресс-конференцию. Поводом для встречи с журналистами стало открытие 4 марта выставки «Дуэль. От Божьего суда до благородного преступления», также Гагарина рассказала о выставочных планах на 2022 год, о ходе реставрации Успенского собора и новых находках в его пространстве. Особое внимание уделила открытию подземного археологического музея на территории Кремля и работам по отделке нового здания на Красной площади.

От Рюриковичей до Космоса

 Отметив в преамбуле, что туристический поток, составлявший в 2018-2019 годах два с половиной миллиона посетителей, уменьшился впятеро, Елена Юрьевна рассказала о выставках прошлого года, и это был впечатляющий список. Большим успехом пользовалась экспозиция «Карл Фаберже и Фёдор Рюкерт. Шедевры русской эмали», её даже продлевали, а также «Русская резная кость XVIII-XIX веков», коллекция для которой была получена в дар от семьи Корисаловых. Её бережно хранят и намерены экспонировать в новом здании музея на Красной площади. Около 90 тыс зрителей посетили «Супрематическое предвидение. Космос в украшениях и графике Нади Леже», заинтересовала публику и выставка «Закат династииПоследние Рюриковичи. Лжедмитрий», на которой были представлены редкие экспонаты из многих музеев.

Выставка «Франция и Россия. Десять веков вместе» - о взаимоотношениях стран в XII - XX веках – охватывала период вплоть до трагического финала царствования Николая II. На выставку удалось привезти Реймское евангелие, которое в свое время доставила во Францию Анна Ярославна, супруга Генриха I, и документ, подписанный её именем на старославянском, когда она, в качестве регентши при малолетнем сыне Филиппе I, правила французским государством. На камерной выставке «Александр Невский: имя, символ, легенда» показали подлинные вещи из собственных запасников, и среди них шлем Ярослава Всеволодовича, отца государя-воина, который вошёл в лонг-лист Премии The Art Newspaper «Реставрация года».

Несколько проектов сделали за рубежом: на выставке «Фаберже в Лондоне. От романтики до революции» представили лондонских заказчиков и филиал фирмы «Фаберже». Показали множество предметов из разных музейных коллекций, в том числе, пасхальные подарки из России. Дважды пережив трёхнедельный карантин, устроили выставку «Всея России самодержец. Святость и величие власти» в Гонконге, приурочив её к 20-летию Национального музея. В течение лета и осени на бульварах и улицах Москвы можно было видеть фотовыставки, посвящённые архитектуре Кремля, государственным регалиям, а также фрескам, которые музейщики расчищают в Успенском соборе.

«…Иже и написаша чюдно вельми, и с праздники и с пророкы»

 Именно так в летописях упоминается впервые имя иконописца Дионисия, расписывавшего вместе с помощниками в 1481 году Успенский собор в Московском Кремле. «Успенский собор - сложное в архитектурном плане пространство, - отметила Елена Гагарина, - он давно не реставрировался, и несколько лет назад, благодаря компании «Транснефть», мы начали поэтапную реставрацию. Начали с подкупольного пространства, которое особенно негативно влияло на состояние архитектуры и фресок. Утеплили кровлю, ликвидировали протечки, занялись заменой инженерной части. Для того, чтобы приступить к реставрации фресок, потребовалось снять часть икон с иконостаса и проверить состояние приделов, где в XVII веке проводились службы, сейчас туда подниматься опасно. Последний раз собор серьёзно реставрировался после Смутного времени, тогда и были укреплены столбы, где закладывались фрески, написанные Дионисием и его помощниками в XV- нач.XVI в. Очищая столбы от напластований веков, мы обнаружили эти фрески и открываем за алтарём всё новые росписи. Поскольку они очень важны для исследователей, решено хотя бы в течение двух лет не закрывать их, чтобы туристы могли полюбоваться на это чудо. Представим росписи и на уличных фотовыставках».

Начиная новый этап реставрации, музейщики получают благословение Патриарха. По-прежнему актуально трёхстороннее соглашение между музеем, РПЦ и Минкультуры, единственное, из-за пандемии не проводятся службы. Музей взаимодействует с Академией наук, в частности, раскопки на территории Кремля проводят не без его участия, как и конференции по археологии и русской духовной культуре. Ежегодны Рождественские чтения.

«Дуэль - не способ разрешить спор…»

Интерес к этой выставке, в подготовке которой участвовали российские и зарубежные музеи и архивы, Лувр, Королевские коллекции Великобритании, Мадрид, в том числе, феноменален. Еще бы, она призвана убедить людей в том, что у них неверное представление о дуэлях: это не способ разрешить некий спор, это – образ жизни, и не обязательно убийство. «Мы представим дуэль как часть аристократической и придворной культуры, - говорит Гагарина, - как важную часть жизни, которая произошла из средневекового Божьего суда, военных поединков и дуэли как таковой, появившейся в XVI веке в военной среде, а потом распространившейся среди аристократов. В дуэлях выражалось противостояние итальянской, испанской и французской аристократии власти монарха, и мы расскажем о развитии дуэлей в Европе. Тема эта никак не связана с русскими дуэлями, которых не было до петровского времени, имущественные споры выяснялись при помощи так называемой «стенки», русский дуэльный кодекс не имел ничего общего с актами других стран. Что касается Европы, то идея, когда слабейший, будучи правым, благодаря заступничеству Всевышнего, мог победить сильного соперника, положена в основу возникновения Божьего суда, а потом самих дуэлей, исходной точкой считались эпизоды из Библии, в частности, битва Давида с Голиафом.

Божий суд - важная средневековая традиция, это, действительно, суд, когда, кто прав, кто виноват, решает король (во Франции). Поединков было немного: надо было обладать большой смелостью, чтобы в них участвовать, потому что, если человек оказывался не прав, а Божий суд назначался только в случае убийства или предательства, его также казнили. Дуэли зародились в офицерской среде, значит, вызвать мог только тот, кто обладал честью от рождения. Аристократ. Так что дуэль -  это не схватка, не битва, имеющая основу в виде ссоры, это другое событие и действие».

Елена Юрьевна напомнила, что в дуэлях классического периода, в XVI-XVII веках, использовалось холодное оружие - шпаги, рапиры, кинжалы, иногда щит с плащом. Лучшие мастера дуэльного дела и фехтования в XVI веке жили в Италии, а в XVII-ом, в частности, во Франции, невозможно было представить, чтобы аристократ не умел блестяще фехтовать. Существовали школы фехтовального искусства, где техника фехтования подбиралась под конкретного человека, исходя из его анатомии и этических возможностей. Между учителем и учеником заключался договор, и учитель разрабатывал тайный удар для ученика, которым тот пользовался на протяжении жизни, но раскрывать его было нельзя. «Между прочим, на дуэли вызывали не только офицеры и аристократы, - сказала Гагарина, - но и монархи, о несостоявшейся дуэли между королями - Франции Франциском I и - Испании Карлом V услышите на выставке. Тема дуэлей мало знакома, как нашей публике, так и зарубежной, а наши европейские коллеги попросили сразу перевести на английский книги, которые готовим для этой выставки. Дуэль не обязательно убийство, но дуэли в XVI веке чаще всего заканчивались смертью обоих участников, только в XVII веке договорились сражаться «до первой крови», но чаще всего тот, кто вызывал, понимал, что и его жизнь, и оппонента на волоске».

Разговор о дуэлях завершили обсуждением понятия рыцарской чести и попытались ответить на вопрос, нуждается ли современное общество в таком понятии, как честь? «Было бы неплохо, - сказала Гагарина, - честь и достоинство – это то, чем человек должен руководствоваться в своём отношении к людям, к самому себе и к делу, которым занимается».

Какой была военная форма Чичерина

Елена Гагарина проанонсировала и другие выставки музеев Кремля: ближайшая, в честь ещё одного дара семьи Корисаловых состоится 15 апреля. Это предметы из сервиза, который делался при Николае II специально для приёмов в Большом Кремлёвском дворце. Часть сервиза хранится в музее, теперь к ней добавятся новые предметы. Осенью в музее надеются показать выставку «Золотой век Вены» - искусство венского сецессиона (от лат. secessio – отделение), привезут вещи из Австрии и Германии и на лучших образцах покажут «чудесный стиль».

С 9 июня по 10 августа будет экспонироваться выставка «Юбилей Петра I в Москве 1872 года». Торжество праздновали в Кремле и его окрестностях полтора века назад, а выставку, юбилей которой отметят в этом году, устраивал Политехнического музей. Об истории Петра расскажут и на выставке «Царь Пётр Алексеевич. Накануне империи», которую организуют во Владивостоке в период с 6 сентября по 15 января 2023 года. С Музеем им. Арсеньева у музея подписан долгосрочный договор. Многолетний договор подписан и с Челябинском, в этом году там организуют выставку, посвящённую русским драгоценностям, начиная с вещей конца XIX века и заканчивая современными. В Челябинск приедет около 400 экспонатов.

 В конце года отметим юбилей СССР. На выставке, которую откроют 24 ноября, в день 100-летия наркома иностранных дел Чичерина, покажут документы и фотографии, связанные с образованием СССР, личные вещи наркома, например, его военную форму, а также формы почётных - красноармейца особой конвойной роты и - курсанта высшей хозяйственной школы РККА. Эти крайне редкие экспонаты обнаружены в запасниках Оружейной палаты, выставка подготавливалась с участием архивов внешней политики РФ, а также многих других. В Таиланде ведутся переговоры об организации выставки, связанной с русскими эмалями.

Адрес музея: Красная площадь,5

Совсем скоро туристы всего мира побывают в новом здании Музеев Московского Кремля по этому адресу. Строители приступили к отделке здания, фасад выложен, выкладывают свод. А во втором квартале начнёт действовать новый онлайн проект, в котором публике подробно расскажут, как шло строительство здания, об его архитектуре, выставочных залах и экспонатах. В текущем году сотрудники начнут переезжать, но поскольку ещё много работы с техническим обустройством здания и установкой экспонатов в витринах, да и пандемия «помогает», в 2023 году музей не откроется.

При всём интересе к новациям зарубежных музеев, Гагарина подчеркнула, что новое здание обустраивают с отечественными архитекторами и дизайнерами компании Меганом + Nowadays. «Такой коллекции, как в музеях Кремля, - сказала она, - нет ни у кого, поэтому основываемся на её знании, а также на запросах наших посетителей и туристов». В большом зале нового музея будут проводиться, концерты, как камерные, так и с участием симфонических оркестров. Увидят посетители и выставки актуального искусства. По словам Гагариной, в экспозиции могут сочетаться предметы классического и современного искусства, всё зависит от концепции. А вот шапка Мономаха - государственная регалия, и может демонстрироваться лишь сама по себе.

На территории Кремля открылся подземный археологический музей, где представлены важные артефакты, найденные при раскопках. В настоящий момент благоустраивается территория вокруг музея, как только растает снег, начнут принимать посетителей.

Корона крупным планом

Можно представить, сколько образовательных программ, при таком количестве выставок и событий, ждёт посетителей музеев Кремля. Расписание лекций на сайте, и адресованы они посетителям разных возрастов. К выставкам издаются каталоги и книги; каталог, посвящённый государственным регалиям, стал победителем в номинации «Издательская концепция». На фотографиях можно хорошо рассмотреть корону, щит и меч, награды и ордена. В ближайшее время телезрители увидят восьмисерийный фильм о сокровищах Кремля, который музей снимает совместно с каналом «Культура», собственные фильмы музея доступны на ютюбе.

Музей постоянно обменивается экспонатами с крупными питерскими музеями - с Эрмитажем, а также с Павловском, Петергофом и Царским селом. В Эрмитаже и сейчас, на выставке «В поисках античного Боспора», можно увидеть акварели профессора Императорской Академии художеств Фёдора Солнцева с изображением предметов из кладов, предоставленных музеями Кремля. К слову, кладоискателей Гагарина разочаровала. На протяжении XX века на территории Кремля найдено 24 клада, и всё, что достали, можно увидеть на археологической выставке в Кремле, в земле ничего не осталось. Что касается легендарного «клада Наполеона» и «библиотеки Ивана Грозного», эти легенды - темы досужих разговоров.

Гагарина рассказала, что в поездках старается посещать выставки, знакомиться с работами по созданию новых пространств в музеях и реэкспозициями. Припомнила, как поразили её обновлённые залы, посвящённые искусству Кореи, Японии и Китая, в Музее Виктории и Альберта. В них стало больше посетителей, и выглядели они «чудесно». Елена Юрьевна сказала, что ей нравится, как делают выставки в Рейксмюсеуме, в Метрополитен-музее, в Венском музее истории искусств.

Под занавес гендиректора спросили, есть ли у неё любимое место в Кремле. «Люблю Соборную площадь, - призналась она, сообщив, что у неё есть привилегия находиться там, когда никого нет. - Чудесное ощущение. Ничего более прекрасного на свете, чем Соборная площадь с окружающими храмами, для меня не существует, это и есть моё любимое место в Кремле».  

Нина Катаева

 

Картина дня

наверх