На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

302 подписчика

Свежие комментарии

  • Нина Комарова
    Есть книга Вениамина Федченкова "На рубеже двух эпох". В ней он описывает, как Деникин "сдал" армию Врангелю. Деникин...«Если бы я мог ст...
  • Сергей Потемкин
    Пиздуй давай. Или волшебного пенделя ждешь ?Михаил Шемякин: «...
  • Николай Вовк
    «Желая ознаменовать особое Моё благоволение к тем нижним чинам Лейб-гвардии, которые на Отечественной войне оказали с...«Если бы я мог ст...

Город женщин ждёт

21 сентября-13 февраля 2023 в Историческом музее проходит выставка «Кринолин. Жакет. Свитшот. Стиль большого города»

Это экскурс в историю женской городской моды России с середины XIX века и до наших дней. Экспозиция, объединяющая предметы из коллекции Государственного исторического музея, частных собраний и архивов российских дизайнеров, продолжит серию выставок, демонстрирующих моду в контексте развития истории и культурных традиций.

Директор Исторического музея Алексей Левыкин рассказал журналистам, что идею выставки его коллеги восприняли с воодушевлением. И это неудивительно: коллекция костюма в ГИМе одна из основополагающих, представлена в полном собрании и насчитывает сотни тысяч экспонатов. «Любую эпоху сложно представить без костюма, -  сказал Левыкин, -  как сложно представить историю без музыки и памятников, а одежда хорошо передаёт стиль, нравы, понятия о красивом-некрасивом и даже многие политические аспекты истории. Эта выставка естественна для ГИМа, мы первый раз после 1985 года возвращаемся к коллекции женского костюма. Тема моды не раз звучала в наших выставочных программах, напомню, у нас были выставки – детского, народного, придворного костюма (из Эрмитажа), была экспозиция «Мужчина-модник», так что тема эта нам близка и интересна».

Левыкин отметил важность хронологических рамок выставки, имея ввиду 1861 год, когда было отменено крепостное право, и это резко изменило жизнь русских людей и облик российских городов. Период этот длится до сих пор, давая нам возможность проследить, как изменялись представления людей о моде, красоте и морали. Алексей Константинович поделился интимным переживанием: когда в дирекции обсуждали организацию выставки, у него перед глазами возникло фото бабушки и дедушки, приехавших в начале Первой мировой из деревни в город и, конечно, сфотографировавшихся. «Вы бы ни за что не признали в них деревенских жителей, - сказал Левыкин, - так красиво они были одеты. То есть, люди сразу воспринимали моду, которая рождалась в центре. Эту выставку, конечно, можно приложить к любому городу, но всё же это очень московская выставка».

Действительно, выставка обращена к широкому кругу посетителей, каждый найдёт там что-то интересное, начиная с рекламной заставки, на которой видим платье знаменитого кутюрье Юбера де Живанши, которое поступило в собрание ещё в XX веке. Также на выставке можно увидеть работы выдающегося русского кутюрье Надежды Ламановой, которая начинала свою деятельность до 1917 года, участвовала в создании костюмов и платьев для императорской фамилии, потом продолжала творить в новых условиях.

Директор ГИМа поблагодарил кураторов и хранителей, особую благодарность выразил генеральному спонсору Промсвязьбанку, без поддержки которого проект не смогли бы реализовать. Выставка сопровождается серией программ для посетителей, в том числе для детей, можно будет прослушать целые лекционные курсы.

Автор и куратор выставочного проекта Тим Ильясов вдохновенно провёл заочную экскурсию по выставке, которую хотел назвать - «Город женщин». Вполне логично, как можно не согласиться с тем, что женщина «тот двигатель, который поддерживает очень многие важные процессы даже в самые сложные времена»? Потому-то на выставке есть как драматические эпизоды, так и торжественно-радостные, на которых персонажи одеты очень нарядно.  Городское пространство разделено на шесть зон, которые как бы нанизаны на центральный проспект, символизирующий образ города. Разговор начинают у витрины универмага, где же ещё начинаться моде, рассказывают о ГУМе, показывают исторические платья, давая понять, как они эволюционировали вместе с блузками и обувью.  

А дальше посетители оказываются в большом зале – это Вокзал, и первые манекены перевоплотились в образы тех крестьянок, которые в конце XIX века открывали для себя город. Шаг за шагом проходим мимо витрин  1900х-1910х годов и оказываемся на Деловой улице, её называют ещё Деловым кварталом, где вас познакомят с деятельными горожанками-предпринимательницами. Если внимательно прочтёте тексты, будете знать, как менялось общество в XIX веке. Оказывается, в те времена у женщин в России было гораздо больше возможностей карьерного роста, чем в Западной Европе. Женщины входили в купеческое сословие, много работали, и мы видим, что деловые горожанки середины века не так уж нарядно выглядели, как вещает афиша. Очень скромно одевались они в 1940-1950-х годах.

В центре этого зала есть подиум-перрон с большими историческими часами над ним, и на нём представлены пять образов девушек в трогательных платьях из 1945 года, с бумажными букетами сирени и полевых цветов они встречают вернувшихся с войны бойцов. А по другую сторону центрального проспекта можно полюбоваться великолепными театральными и светскими выходами на торжественных площадях, город не мыслим без светской жизни и красных ковровых дорожек. Эти площади обрамляют пространство, которое условно называют - «Парк», и там посетители встретятся с 20-ю яркими драматическими образами не слишком правильной молодёжи - от стиляг до современных хайпбистов. Мы увидим девушек, бросающих вызов обществу: панков, хипстеров 70-80х, провокационную цветастую толпу, противостоящую торжеству стиля театра. «Героев разных времён сталкиваем тематически, - говорит Тим, - у нас нет движения от «а» до «я», наша задача сравнить женские образы 1900х, 1930-1950х с современными и показать внутреннюю эволюцию: дерзкие девчонки 1960х в мини, панки 1990х и хайпбисты 2010х в брюках и свитшотах. В моде нет циклического движения, мы не ходим по кругу, кринолины и парики не носим, но часто смотрим назад, вдохновляясь образами прошлых эпох. В одну и ту же моду невозможно войти, даже если вы примерите бабушкину блузку 60х или 70х, она будет вписана в современный контекст». В каждой зоне своё, на «деловой улице» деловой костюм, в «парке» - цветастая молодёжь, там работают молодые дизайнеры - Антон Лисин, Рома Уваров, Саша Гапанович. Они одевают таких же молодых людей, каковы сами, и это их взгляд на горожанку 2022-го, все вещи у них из сегодняшней коллекции.

Архитектор выставочного проекта Юлия Наполова назвала выставку «презентацией собирательного образа города, когда на проспект нанизываются экспозиционные блоки - от Вокзала до Деловой улицы и Площади публичного пространства театра». «Архитектура - это то, - сказала она, - что чётко формирует образ жизни и города, архитектура не такая быстрая, как мода, при этом важно смотреть, как меняется город и каким видим его в прошлом. У нас есть Салон красоты, Вокзал, Деловой квартал, Парк, Светская Москва, Универсальный магазин – все эти сервисы помогают девушкам быть ещё более сногсшибательными».

Интересно было проследить за впечатлениями архитектора от фотографий и графики рубежа веков, когда возникли первые конструктивные здания, и на их фоне люди видели, как лимузины, так и…кареты. «Тогда архитектура рванула вперёд, - говорит Юлия, - а люди ещё не подоспели, обычно всё происходит по-другому: архитектура статична, а костюм более динамичен. И учитывая ускорение истории, в последние годы именно мода помогла прочувствовать изменения в нашей жизни, несмотря на то, что нециклична и за взлётами следуют падения, за экономическими подъёмами рецессии и т.д., то есть, всегда есть динамика положительного и отрицательного».

Подводя итоги, куратор выставки ГИМ, хранитель коллекции городского костюма XIX-XXI веков Ирина Сафонова сказала, что выставка призвана актуализировать коллекцию, показать миру, чем владеют и что собирают музейщики. Гордость коллекции, конечно, роскошное платье «Жар-птица» дизайнера Анастасии Романцовой, подаренное музею автором в 2011 году. Произведёт впечатление на посетителей, уверены музейщики, раздел Деловой квартал, где размещены деловые костюмы, жакеты, дизайнерские платья, сшитые в ателье МИДа для дипломатических жён, а также «фантазийные» образы дам. Но самые интересные экспонаты те, за которыми стоят любопытные истории, как, например, за строгим белым костюмом медсестры, которая в 1930х была включена в борьбу с эпидемией дифтерии в Брянской области, и за заслуги была награждена тканью, из которой и сшила этот костюм. Или костюм одной из первых женщин-врачей Зинаиды Николаевны Окуньковой-Гольдингер.  Вообще впечатляют драматические образы конца 1940х-начала 1950х, порой собранные из разных коллекций, сотрудники музея хотели подчеркнуть, что в переломные периоды истории, женщины на фронте и в тылу делили все тяготы с мужчинами.

В коллекции ГИМа много костюмов из семьи серпуховских текстильных фабрикантов Суховых-Мараевых, в частности, их внучки Анны Васильевны Мараевой, которой досталось несколько текстильных фабрик после супруга. Деловая женщина построила ещё несколько зданий в Москве и Серпухове, в одном из них находится Серпуховской художественный музей с коллекцией западно-европейской живописи и декоративно-прикладного искусства, собранной Анной Васильевной. В ротонде, доставшейся в наследство, скорее всего, кому-то из дочерей Мараевой, на выставке можно увидеть образ дамы из 1900х в зоне Вокзала. Российский модельер Надежда Ламанова, платья которой занимают центральную нишу в витрине, происходит из этой семьи.

Нина Катаева

Картина дня

наверх