На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

307 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виталий Кирпиченко
    Везде надо быть умным! Этой особенностью Сухоруков награждён сполна. Одна просьба к нему -- не размениваться на шабло...Виктор Сухоруков:...
  • Сергей Дмитриев
    При всей образованности и возможностях, так и не получается  снять что-нибудь свежее, свободное от трЭндов и штампов....Виктор Сухоруков:...
  • Daddy Bo
    Разуйтесь, вАрвара.На Фабрику здоров...

«Берегите русское искусство, иначе России будет плохо»

На пресс-конференции в СТД артисты и критики высказали свои претензии Департаменту культуры Москвы

Известно, что, когда говорят пушки, музы молчат, но многое меняется в нашем мире, и сложилось так, что музы сейчас не только не молчат, а вынуждены биться за место под солнцем. Речь идет о реорганизации театров, которую именно сейчас, во время спецоперации на Украине, затеял Департамент культуры Москвы. Реорганизация – мягко сказано, объединяют театры с разными программами, кругом зрителей и творческими устремленностями, сливают, захватывают, сказать можно по-разному. Сегодня речь пойдет о театре «Сфера», который приказом Департамента от 29 марта 2022 года присоединён к театру «Эрмитаж». Никакого официального разъяснения не последовало.

В связи с этим, театр «Сфера» провёл в СТД России пресс-конференцию «Проблема объединения московских театров. Театр «Сфера» против присоединения к театру «Эрмитаж», на которую, к сожалению, не пришли ни представители Департамента культуры Москвы, ни руководство СТД России и театра «Эрмитаж». В пресс-конференции приняли участие общественные деятели, режиссёры, театральные критики и журналисты, а также представители Профсоюза актёров театра и кино. Обращаясь к театральному сообществу, главный режиссёр театра "Сфера", н.а. России Александр Коршунов заявил: «Приказ Департамента культуры поверг всех нас в шок. Коллектив театра считает его необдуманным и неприемлемым. Наш театр успешен по всем показателям, и творческим, и финансовым, и не нуждается ни в какой реорганизации. «Сфера» - уникальный по художественной стилистике театр, единственный в России, его нельзя объединить ни с каким другим. Наконец – это театр, утверждающий своим творчеством высокие идеалы духовности и нравственности, традиционные ценности и подлинный патриотизм. Убеждены, что приказ этот должен быть отменён. А проблема необходимости и критериев объединения московских театров требует серьезного и открытого обсуждения».

Есть «Живой театр»!

 «Главная цель нашей встречи, - сказала заведующая литературной частью, актриса театра «Сфера» Надежда Перцева, – выйти на диалог, найти конструктивное решение». Об истории театра, к которой имеет прямое отношение, рассказал Александр Коршунов: основала театр в 1981 году его мать, народная артистка России Екатерина Ильинична Еланская. Дочь мхатовцев второго поколения - н.а. СССР Клавдии Еланской и выдающегося режиссёра Ильи Судакова, постановщика знаменитых «Дней Турбиных». Александр Коршунов представляет третье поколение династии Еланских, Судаковых, Коршуновых, его дети – четвёртое. Окончив Школу-студию МХАТ, Екатерина Еланская была актрисой Малого театра, Театра имени Маяковского, окончила аспирантуру у Марии Осиповны Кнебель. Её спектакли - «Маленький принц» в Театре Станиславского, «Вкус черешни» в «Современнике», «Месяц в деревне» в Театре Ермоловой, где играл Олег Даль и молодой Александр Калягин, стали событийными для Москвы. «Но внутри у неё родилась потребность создать театр, где актёры и зрители находились бы в едином пространстве, в единой сфере общения, - рассказал Коршунов. - Она изучала этот вопрос, много читала, делала спектакли с приглашёнными актёрами – «Бедные люди» Достоевского, «Перед зеркалом» Каверина, «Берег» Бондарева. Целый ряд спектаклей игрался в Музее Достоевского, шёл поиск естественной сферы, погружаясь в которую, актёры могли бы общаться со зрителями. Она добивалась такого контакта, который приводил бы к потрясению, называла спектакли «действами».

Открывшись в 1981 году в ДК «Каучук», через три года Театр-студия «Сфера» переехал в здание в саду «Эрмитаж». Оно было перестроено по спецпроекту в форме сферы - с круговым амфитеатром, центральной игровой площадкой, съёмными местами, чтобы можно было располагать их в разных частях зала. Первые спектакли были по булгаковской прозе – «Театральный роман», «Багровый остров», «Роковые яйца», «Блаженство», потом появились «Доктор Живаго», «Я пришёл дать вам волю» и - знаменитый «В лесах и на горах» Мельникова-Печерского. По записям Еланской издана книга «Живой театр», по которой в дни рождения театра и автора играют спектакли.

Когда Екатерины Ильиничны не стало, по решению коллектива, театр принял Александр Коршунов: «Единственной моей целью было сохранить его суть, статус веры, как говорила мама, развиваться и двигаться дальше. И какой могла быть моя реакция, когда я читал приказ, в котором название «Сфера» упоминалось один раз, а потом становилось очевидно, что «присоединяемое учреждение» теряет свой официальный статус как юридическое лицо? Недоумение и мысль о том, что это ошибка. Нас обвиняют в том, что мы поднимаем «волну», помилуйте, какая волна, это естественная реакция людей, которые любят своё дело и делают его хорошо, подтверждением тому отзывы зрителей. Очень просим Департамент культуры Москвы пересмотреть приказ о слиянии двух театров, скорректировать его, найти решение, которое удовлетворит всех. Приказ в таком виде разрушителен для нас».

«Сфера» против «Большой матери»

Тон пресс-конференции задала известная кинематографическая пара – Ксения Алфёрова и Егор Бероев. «Считаю, в этой ситуации надо не просить, а требовать», - быстро расставила точки над i Алфёрова и назвала реорганизацию правильным словом – «оптимизация», которую мы проходили. «У нас оптимизировали здравоохранение и образование, - сказала она, - и мы знаем, к чему это привело: нет ни того, ни другого. Слово «оптимизация» вызывает у людей негативную реакцию, все понимают, что это только начало, если дать уничтожить театр «Сфера», пойдет цепная реакция. К сожалению, и само понятие «театральный деятель» скомпрометировано, благодаря таким «деятелям», как Богомолов и иже с ними».

Актриса рассказала, в какой манере в депкульте, она знает это наверняка, поскольку брат Бероева один из ведущих актёров «Сферы», и среди актёров у пары много друзей, общаются с главным режиссёром, когда он пытается позвонить и что-то выяснить: бросают трубку, как в советском анекдоте про прачечную. «Имею полное право сказать, что в департаменте культуры сидят некультурные люди», - заявила Алфёрова. «Молчать нельзя, иначе лишимся всего, - сказала она, - не верю, что там не понимают: молодой, талантливый коллектив театра «Сфера» - тот самый носитель русских культурных традиций, которые надо поддерживать, и что именно в «Сферу» надо приходить и учиться бережному обращению с классикой и тому, как сохранять традиции. Так что это не «Сфера» гонит волну протеста, а люди из депкульта».

В финале выступления Алфёрова припомнила руководству департамента скандал с вульгарной скульптурой Олега Кулика «Большая мать» в Гостином дворе и пригрозила – «Вы такую культуру намерены продвигать, пытаясь по-тихому слить театр «Сфера»?! Не выйдет, мы хорошо понимаем, что у нас отнимают, и, если департамент культуры будет вынуждать нас бороться дальше, мы будем бороться, а за нашими плечами стоят очень громкие имена».

Егор Бероев согласился с Ксенией, что действия депкульта в условиях сложного времени настоящий демарш, и скульптура в Гостином дворе - очевидное издевательство не только над театральной общественностью, но и над указом президента РФ №808 «Об утверждении основ государственной культурной политики» от 24 декабря 2014 года. Актёр возмущён тем, что департамент культуры активно поддерживает либеральную часть нашей культуры, транслирующую западные ценности. Ситуация в медицине - тоже влияние западных организаций. И, по словам Бероева, наша задача избавиться от них, сейчас очень важно сохранить нашу культуру, а «Сфера», действительно, «живой театр», неслучайно ударить хотят именно по нему.

«А нынче в моде тухлое мясо»

Особенно интересно было собравшимся услышать народных артистов России Валерия Баринова и Василия Бочкарёва, которым довелось в молодости работать с Екатериной Еланской. Баринов репетировал с режиссёром, когда ещё не было «Сферы», в «Растоптанных петуньях» Уильямса - только ради Екатерины Ильиничны сыграл женщину. Играл на сцене и современной «Сферы». «Испытываешь необычное ощущение, - сказал он, - «спины» нет, и когда ты обращён к зрителям одной стороны, понимаешь, что сзади тоже хотят видеть твоё лицо, ты должен и до них донести что-то и вернуться на прежнюю позицию. Вот так и крутишься, и в этом есть удивительный момент существования, действительно, сфера. Александр Коршунов рассказал о происхождении театра, и у меня вопрос: люди, которые принимали решение о слиянии «Сферы» с «Эрмитажем», знают, кто такие Илья Яковлевич Судаков и Клавдия Николаевна Еланская, кто такой Владимир Иванович Немирович-Данченко, с которым она работала? Виктор Иванович Коршунов (актёр театра и кино, театральный режиссёр и педагог, народный артист СССР, отец Александра - Ред.) рассказывал нам, студентам Щепкинского училища, полу-легенду, которую услышал от Клавдии Николаевны, а она, в свою очередь, от Немировича-Данченко. Владимир Иванович в молодости часто ездил в Париж и, случалось, гулял там по саду Тюильри со старой русской княгиней. Каждый вечер с ней раскланивался красивый седой старик, но она отворачивалась и сразу уходила. На третий вечер Немирович всё же спросил, почему она не отвечает на поклоны почтенного старца. Она гордо посмотрела на него и сказала: «Это Дантес!..»

Понимают ли люди из департамента, из каких глубин культуры идёт эта династия?! И какой корешок нашего большого театрального дерева рубят?

Я участвовал в спектаклях «Сферы», знаю, какие люди туда приходят 9 мая, как слушают стихи о войне, какая деятельность развернута вокруг театра. Мы много говорим о патриотизме, но это чувство именно так воспитывают, а здесь, образно говоря, рубят любовь к родине. На ток-шоу сегодня только и твердят об «актёришках», уехавших за границу, по мне, уехали, и – скатертью им дорога, но есть те, которые корнями вросли в родную землю, зачем же эти корни рубить?! Ликвидация «Сферы» - это убийство живого организма, не знаю, кто там киллер, и кто заказчик, но мы должны знать, что боремся сейчас не только за театр, мы боремся за нашу жизнь».

 Василий Бочкарёв, артист Малого театра, участвовал в одном из первых спектаклей Екатерины Ильиничны – в «Маленьком принце», главную роль в котором сыграла Ольга Бган. «Еланская была одержима идеей создания театра, в центре которого актёры, а вокруг зрители, - рассказал Бочкарёв. - «Мы часто говорили с ней об её мечте, о принципах актёрской игры в таком театре, который невозможен без особой атмосферы, потому что вовлекает зрителей в сотворчество. Отмечали, как важно созвучие театра со временем. «Сфера» созвучна, но сегодня происходят ужасные вещи: на днях мне позвонила сестра из Греции и сообщила, что им запретили играть Чайковского… Возможно ли в такой ситуации едва ли не шёпотом говорить – «очень просим», напоминает время, в котором когда-то мы жили?! Станиславский на открытии Оперно-драматической студии сказал студийцам: «Берегите русское искусство, иначе России будет плохо», так всё и есть».

Василий Иванович согласился с коллегой, что держать зрителей «спиной» непросто, для этого нужно точно понимать, про что говоришь, и как бьётся твоё сердце, да ещё сделать так, чтобы это дошло до зрителей. Признался, что переживает за артистов «Сферы», и вспомнил об основательнице театра, которая умела противостоять брюзгам, нудевшим по поводу «Маленького принца»: «Возьми простую пьесу, и вообще зачем тебе строить театр, есть Ефремов и Товстоногов, ты надорвешься?!» Она не надорвалась, потому что была одержима своим пониманием театра. «Мы все очень любим театр «Сфера», - сказал в заключение Бочкарёв, - и не понимаем этих «баобабов», которые что-то из себя изображают. Остаётся гадать, ошибка это или умысел, недоразумение или спецпрограмма? А, может, просто невежество, вместе с которым всегда гибнет всё доброе, честное, вечное?»

На прощание народный артист рассказал притчу: монах с послушником заходят город, где идёт оживлённая торговля. Послушник спрашивает: «Почему один продаёт мясо за пятьсот динариев, и у него очередь, а другой - свежайшее мясо всего за пять, и - никого?» И монах ответил ему: «А нынче в моде тухлое мясо». Это чтобы было о чём подумать людям из департамента.

«Объявят голодовку – встану рядом!»

Профессор ГИТИСа, доктор искусствоведения Нина Шалимова, на протяжении 15 лет бывающая на премьерах «Сферы», подтвердила, что это живой театральный организм, на спектаклях которого зритель на пару часов становится лучше самого себя. «Это когда выходишь после спектакля, -  сказала она, - и тебе охота жить. А то, что творит департамент культуры города Москвы по отношению к «Сфере», это помесь расплюевщины со смердяковщиной, и не стоит так тихо просить «прислушаться» и уверять, что театр «не протестует». Протестует, и все мы вместе с ним! Если объявят голодовку, я встану рядом, и не потому, что состою в личных отношениях с людьми «Сферы», дистанция - лучшая позиция по отношению к театру, в котором я гарантирована от пошлости, матерщины, обнажённой натуры и вывороченных наизнанку нравственных смыслов. Уничтожать такой театр – преступление перед москвичами».

«В одну телегу впрячь не можно…»

Депутат Госдумы, н.а. России Николай Бурляев задал тот же вопрос, что и Баринов: «Чем руководствуются люди, уничтожая десятилетиями создаваемые коллективы? Понимают ли они значение театров, когда пытаются «впрячь» в одну телегу «коня и трепетную лань»? И заявил, что к руководителям культуры у депутатов много вопросов, как по части распределения бюджетных средств, так и по отношению к указу президента «Об основах государственной культурной политики». Депутат пообещал, что с ситуацией, в которую попал театр «Сфера», обязательно разберутся. «Нельзя позволять бездумно уничтожать творческие коллективы», - сказал он. На пресс-конференции выступили директора театров - «МОСТ», который сливают с Театром им. Моссовета, и «АпАРТе» - с Таганкой: Ирина Большакова и Иван Сигорских. Они рассказали о проблемах, которые очень схожи с теми, перед которыми оказался коллектив «Сферы».

 Под занавес театральный критик, кандидат искусствоведения Ольга Галахова обрисовала картину с театром «Сфера»: «Нам известно, что театр защитили депутаты Сергей Миронов, Наталия Метлина, Дмитрий Певцов, Николай Бурляев, у нас есть письмо в защиту театра и главного режиссёра Александра Коршунова, под которым подписалась вся труппа, папка с письмами сотен зрителей, поддерживающих коллектив, а также свидетельства мастеров русской сцены Валерия Баринова и Василия Бочкарёва о художественном значении «Сферы», и мы не уверены, что приказ будет аннулирован?!» Галахова предложила создать при СТД конфликтную комиссию, которая будет защищать деятелей театра, а также просить приостановить действие приказов по слиянию относительно тех театров, которые не согласны с предложенным форматом, остановить проверку в театре «Сфера» и провести общественные слушания по этому вопросу при СТД. «Театрам, особенно имеющим помещения в центре, пора переходить к серьёзной борьбе, - сказала она.

Нина Катаева

 

Картина дня

наверх