На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

307 подписчиков

Свежие комментарии

  • Daddy Bo
    Разуйтесь, вАрвара.На Фабрику здоров...
  • Варвара Иванова
    Не смешите мои тапочки.На Фабрику здоров...
  • Halszka Brzozowska
    Już jest także specjalna muzyka o specjalnych częstotliwościach fal magnetycznych...💓💓💯💯💓💓🙏🙏💓💓На Фабрику здоров...

"Самоубийца" Эрдмана вновь на сцене - "история про человека в социуме актуальна во все времена"

Перед Новым годом в Театре им.Евг.Вахтангова состоялась премьера Жизнь советского поэта, драматурга и киносценариста Николая Эрдмана (1900-1970), лауреата Сталинской премии, была овеяна трагизмом. В 20-е годы Эрдман писал тексты для артистических кабаре, работал в жанре популярных сатирических обозрений для мюзик-холла и Театра Сатиры, был автором куплетов и текстов к интермедиям в спектаклях Театра им.Евг. Вахтангова «Лев Гурыч Синичкин», «Мадемуазель Нитуш» и «Два веронца». Автор десятка пьес: сатирическая комедия «Мандат» (1924) принесла признание молодому драматургу, иная судьба ожидала «Самоубийцу» (1928), одну из первых «чёрных комедий» в литературе.

С 1927 года работал как сценарист, в соавторстве с Владимиром Массом и Григорием Александровым написал сценарий «Весёлых ребят», но во время съёмок в Гаграх, в 1933 году, их с Массом арестовали. За политические стихи и пародии. Фамилии сценаристов удалили из титров, Эрдмана отправили в ссылку в Енисейск. Во время войны участвовал во фронтовых бригадах, обслуживавших войска НКВД. После войны писал сценарии к фильмам, работал в Театре на Таганке. Автор русского текста оперетты Штрауса «Летучая мышь» (в соавторстве с Михаилом Вольпиным).

***

В декабре состоялось лишь два премьерных показа, следующие в конце января. На пресс-показе режиссёр-постановщик Павел Сафонов и исполнитель главной роли Юрий Цокуров рассказали о том, как шла работа над опальной пьесой Николая Эрдмана. При жизни автора «Самоубийцу» не печатали и не ставили, несмотря на то, что пьесу высоко оценили Горький, Луначарский и Станиславский, сравнивавший Эрдмана с Гоголем. Но осуществить постановку ни ему, ни Мейерхольду не удалось. В новых временах вскоре после премьеры был снят с репертуара и спектакль Валентина Плучека в Театре Сатиры (1982): в решении главного героя уйти из жизни режиссёр увидел подвиг уровня японского камикадзе. Запретили постановки в Театрах им. Евг.Вахтангова и на Таганке.

Впервые на русском языке пьесу опубликовали в 1969-м в ФРГ, в том же году поставили в Гётеборге. В начале 70-х текст перевели на немецкий, и появились постановки в театрах Швейцарии, Германии, Австрии, позднее - Франции, Канады, США, Англии. В 1987 году пьесу опубликовали в «Современной драматургии» в СССР. С тех пор на советской и российской сцене известны десятки постановок, в том числе, Сергея Федотова – в Пермском театре «У Моста» (1988), Юрия Любимова – в Театре на Таганке (1990), Романа Козака – в Театре имени Пушкина (2005), Вениамина Смехова в РАМТе (2006), Валерия Беляковича в Театре на Юго-Западе (2012), Сергея Женовача – в Студии театрального искусства (2015). Пьесу дважды экранизировали (1990, 2013).

По сюжету главный герой Подсекальников (Юрий Цокуров) живёт с женой Марией Лукьяновной (Екатерина Крамзина) и тёщей Серафимой Ильиничной (з.а.Светлана Йозефий) в коммуналке. Он не работает, и его до такой степени гложет мысль об иждивенчестве, что, поссорившись с женой из-за ливерной колбасы, он решает покончить с собой. Жена с тёщей и сосед Калабушкин (Василий Симонов) пытаются отговорить его, но многим его самоубийство оказывается на руку. Разве что, обставить это событие его знакомцам хотелось бы по-другому. «Ну кому это нужно - «никого не винить», - говорит Аристарх Доминикович (з.а.Олег Макаров)? - Вы стреляетесь. Прекрасно. Стреляйтесь себе на здоровье, но, пожалуйста, как общественник. Вы хотите погибнуть за правду, так разорвите сейчас же эту записочку и пишите другую. Обвините в ней искренне всех, кого следует».

Клеопатра Максимовна (Ася Домская) хочет, чтобы Подсекальников застрелился ради неё, писатель Виктор Викторович (Дмитрий Соломыкин) - ради искусства, а священник отец Елпидий (Артём Пархоменко) - ради религии. И вот они, новые записки - «Умираю, как жертва национальности, затравили жиды», «Жить не в силах по подлости фининспектора» и - «В смерти прошу никого не винить, кроме нашей любимой советской власти». Но Подсекальников вдруг раздумывает умирать и произносит знаменитый монолог о цене секунды, которая отделяет живого человека от неживого: «тик» – «ещё с собой, с женою и с тёщею, с солнцем, с воздухом и водой» и – «так» – уже без всего этого. Герой задумывается о жизни и смерти. А дальше начинается фантасмагория. Подсекальников побывает на прощальном банкете в честь своего ухода и на небесах, спрячется от своих знакомцев в гробу, а на кладбище и вовсе встанет из него и скажет: «Товарищи, я хочу есть. Но больше, чем есть, я хочу жить. И не хочу умирать: ни за вас, ни за них, ни за класс, ни за человечество…». Скандал!.. Подсекальников, оказывается, никогда и не хотел быть героем. Правда, заканчивается пьеса словами Виктора Викторовича, что Федя Питунин застрелился, оставив записку «Подсекальников прав. Действительно жить не стоит». Вот уж есть о чём поразмышлять зрителю...

«Самоубийца» - пьеса о том, почему мы остались жить, - заметила писательница Надежда Мандельштам, -  хотя всё толкало нас на самоубийство. Эрдман внёс трагические ноты в сцены с масками обывателей, которые пытаются использовать его смерть в корыстных целях. Но в первоначальный замысел прорвалась тема человечности. Отказ героя от самоубийства переосмыслился: жизнь отвратительна и непереносима, но надо жить, потому что жизнь есть жизнь». А драматург Михаил Вольпин заметил, что пьесы Эрдмана невозможно играть как бытовые: получается плоско и даже пошло. «Удачная постановка «Самоубийцы», - предсказал он, - будет звучать как стихами написанная. Думаю, по концентрации стихотворной энергии, да и по юмору это даже выше, чем «Ревизор».

Павла Сафонова, которому обратиться к «Самоубийце» посоветовал театральный художник Мариус Яцовскис, привлекла тема – столкновение человеческой индивидуальности с социумом. «Как в этих обстоятельствах человеку сохранить себя? – задаёт он вопрос. - В пьесе даны конкретные приметы времени и быта, но это фантасмагория. Я думал о словах Подсекальникова, который собирается лишить себя жизни: «Человек есть клетка. И томится в этой клетке душа… Ну а если клетка пустая? Если души нет? Что тогда? Есть загробная жизнь или нет?» Действительно, главный вопрос, который мучает сегодня каждого – «На что стоит тратить жизнь, во что верить?» И в финале пьесы Павел Сафонов нашёл ответ: жить надо просто и ясно, не ради лозунгов, быть свободным. Особенно важно понимать это сегодня: «Когда так много безумия», -  подчёркивает режиссёр. В исполнении Юрия Цокурова постановщик отмечает логичное сочетание «детскости, свежести и трагизма».

Над постановкой вместе с режиссёром работали: сценограф Денис Сазонов, художник по костюмам Евгения Панфилова, композитор Вадим Маевский, художник по свету Руслан Майоров, артисты н.а.Ольга Тумайкина, Светлана Йозефий, Василий Симонов, Александра Стрельцина, Карен Овеян, Василий Цыганцов, Олег Макаров, Евгений Косырев, з.а.Юрий Красков, Дмитрий Соломыкин, Артём Пархоменко, Анна Антонова, Анастасия Домская, Мария Шастина, Виталий Иванов. В спектакле звучит музыка многих композиторов, в том числе Альфреда Шнитке, Збигнева Прайснера, Арво Пярта, Идена Абеза, Анджело Бадаламенти.

Под занавес спрашиваю Павла Сафонова:

- Как вы считаете, глядя из сегодняшнего дня, чего так боялись власти, постоянно закрывая «Самоубийцу» Эрдмана?

- В пьесе много острых тем, связанных именно с властью, хотя мы на этом акцент не делали, мне кажется, тут помимо власти много соблазнов, которые сводят человека с ума. Не дают ему быть самим собой и манят в разные углы. Наверное, в своё время пьеса была ещё острее, чем сейчас, дело в том, как её ставить.

- Но пьеса именно пугала – почему?

- Ну как почему, в ней есть слово – «Кремль» и другие слова рядом, потому и пугала, в этом смысле там всё прозрачно. Что тут скажешь, во-первых, те, кто воспринимает происходящее по слухам, понаслышке, всегда пугаются больше всех, если б они посмотрели спектакль, может, не так бы и испугались…

- А в какие времена пьеса заняла своё место на Олимпе?

- Нельзя сказать, что «Самоубийца» Эрдмана самая востребованная пьеса, но она, действительно, стала легендарным сочинением со сложной судьбой, и вопрос в том, как её делать сейчас. Мне хотелось, чтобы наш спектакль стал настоящей историей, а не отдельным протестом. Эта история про человека в социуме актуальна во все времена: мне кажется, сейчас это самое важное: пьеса будет звучать в любой стране и в любом пространстве, не зря первый раз её поставили шведы.

Нина Катаева

Фото Владимира Коробицына

Наша справка.

Павел Сафонов - выпускник Театрального училища имени Щукина (мастерская Владимира Иванова) 1994 года. Магистрант Школы-студии МХАТ. Его спектакль «Прекрасные люди» в Щукинском училище вызвал интерес театральной общественности. На вахтанговских подмостках Сафонов поставил чеховскую «Чайку» (2003) - с н.а.СССР Юрием Яковлевым, народными артистами РСФСР Людмилой Максаковой, Сергеем Маковецким, Вячеславом Шалевичем, в 2004-м – «Калигулу» Камю и в 2007-м - «Глубокое синее море» Рэттигана. Режиссёр сотрудничает с Театрами им. Моссовета, Сатиры, на Малой Бронной, РАМТом, «Ленкомом», «Другим театром», «Театральным марафоном», Центром им. Вс. Мейерхольда.

Картина дня

наверх