На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

308 подписчиков

Свежие комментарии

  • Громыко
    На мое сообщение о том, что СССР был второй экономикой мира и в стране было много достижений,  эти двое визжали, что ...Михаил Шемякин: «...
  • Громыко
    Не парься. Эта "дама" из когорты Самойлова и Глущенко, которые с таким же упоением пишут дерьмо о СССР.Михаил Шемякин: «...
  • Марко
    Это 👇разве не проявление вашего  хамства?Михаил Шемякин: «...

Юлия Пересильд. Как отвечать на вызовы времени

Заслуженная артистка России – о времени и о себе

Недавно стало известно, что Юлия Пересильд заменила уехавшую из России Чулпан Хаматову в спектакле «Рассказы Шукшина» в Театре наций. Возможно, заменит и в других постановках. При этом гонорар Пересильд более, чем в два раза превысил тот, что получала беглянка. Театральное руководство возлагает большие надежды на Юлию в том смысле, что она привлечёт в театр новых зрителей, потому что спектакль в старом составе, конечно же, устарел.

Ничего удивительного для такой талантливой популярной артистки, очередной вызов жизни. Одно интервью актрисы озаглавлено - «Хочешь найти проблемы - спроси меня как!» Я бы поправила – «Хочешь узнать, как отвечать на вызовы жизни…» В самом деле, судьба этой актрисы такова, что ей с самого детства, а родилась Юля в 1984 году во Пскове, в семье иконописца и воспитательницы детского сада, приходилось отвечать на вызовы жизни. Ей было одиннадцать, когда погиб её отец, причём это была середина 90-х, самый разгул криминала, опасное время для порядочных одарённых людей, пытавшихся примениться к ситуации и прокормить свою семью, и уже в четырнадцать девочка начала работать. Пела вечерами в ресторане.

Уже в эти годы она мечтала о сцене, увлекалась танцами, в составе подросткового музыкального коллектива «Эквалайзер» выступала на детских утренниках и концертах для солдат-срочников. В тот год, когда погиб отец, Юля впервые попала в Москву, участвовала со своим коллективом в конкурсе «Утренняя звезда». Москва очаровала юную артистку, и она решила, что жить будет только здесь. И всё сделала для этого. Поступила в ГИТИС, стала ведущей актрисой Театра на Малой Бронной, получив «Хрустальную Турандот» за «Варшавскую мелодию». Как приглашённая актриса играла на сцене Театра наций - в спектаклях «Рассказы Шукшина», «Шведская спичка», «Киллер Джо» (премия «Звезда театрала»), «Фрёкен Жюли», «Электра», «ГРОЗАГРОЗА» Островского, «Дядя Ваня». Выходила на сцены и других театров.

В кино дебютировала в фильме «Участок», но популярность пришла после съёмок в картине «Край» Алексея Учителя. За роль Софьи актриса стала лауреатом кинопремий «Белый слон» и «Золотой орёл». Второго «Золотого орла», а также приз 5-го Пекинского МКФ получила за роль снайпера Людмилы Павлюченко («Битва за Севастополь»). Снялась более, чем в 60, картинах - «Пять невест», «В тумане» (приз ФИПРЕССИ на Каннском фестивале), «Уикенд», «Палач», «Людмила Гурченко», «Таинственная страсть», «Холодное танго» (приз за лучшую женскую роль на кинофестивале «Литература и кино» в Гатчине), «Зулейха открывает глаза», «Конец сезона», «Трое», «Угрюм-река», Sheena 667. В 2012-м Юлия Пересильд получила премию Президента РФ, в 2017-м - премию Правительства РФ, в 2018-м стала Заслуженной артисткой. Лауреат Российской национальной актёрской премии имени Андрея Миронова «Фигаро».

Воспитывал Юлю отчим. Эстонская фамилия «Пересильд» («пере» - семья, «сильд» - мост) происходит по линии отца, её эстонские бабушка и дедушка в 40-х были депортированы из Эстонии в РСФСР. И одним из самых больших вызовов для Юлии Пересильд стал непростой «семейный мост», по которому ей пришлось идти по жизни. Она – мать двух девочек – Анны и Марии – от Алексея Учителя, с которым они так и не создали семью. Ситуация деликатная, но наши «деликатные» СМИ так достали артистку с расспросами, что она, после десяти лет молчания, удовлетворила их любопытство, сказав, что «не стремится к официальному оформлению отношений, так как считает, что штамп в паспорте ещё никого не сделал счастливее, в отношениях главное любовь, а не формальности». Анна и Мария носят фамилию Юлии: род Пересильдов продолжился, как актриса и обещала когда-то своему дедушке.

«Космос нас любит, космос нас манит»

Казалось бы, вызова более жёсткого, чем с «семейным мостом», случиться уже не должно было, но – случилось. Когда появилась информация о полёте на Международную космическую станцию (МКС), где должны были пройти съёмки художественного фильма «Вызов», Пересильд одной из первых подала заявку. Понимала, что в открытом конкурсе всё будет зависеть от медкомиссии, но знала, что должна попробовать. Это был вызов для неё самой: сможет ли пройти испытание? И в мае 2021 года её кандидатура была одобрена госкорпорацией «Роскосмос» для участия в проекте. Её выбрали из трёх тысяч претенденток. В конце мая прошлого года Юлия Пересильд и кинорежиссёр Клим Шипенко, автор громких фильмов «Салют-7», «Текст» и «Холоп», приступили к тренировкам. Проходили испытания на центрифуге, вибростенде, совершали ознакомительно-тренировочные полёты в условиях невесомости, прыгали с парашютами.

Спустя четыре месяца, 5 октября прошлого года в 11.55 по московскому времени Шипенко и Пересильд на корабле «Союз МС-19» (командир корабля - лётчик-космонавт Антон Шкаплеров) стартовали с космодрома Байконур и в 15.22 пристыковались к МКС. В космосе провели почти двенадцать дней, вернулись на Землю 17 октября на корабле «Союз МС-18». Антон Шкаплеров на полгода остался на станции, с киноэкипажем на Землю вернулся космонавт Олег Новицкий.

Пересильд играет в фильме врача-кардиохирурга. После месяца подготовки Женя прибывает на МКС для проведения операции на сердце у одного из космонавтов, – состояние здоровья не позволяет ему вернуться на Землю. Актриса по-настоящему готовилась к операции, также отвечала за реквизит, который прибыл для съёмок. После возвращения из космоса Юлия и Клим рассказали, что отсняли более 30 часов видеоматериала, сделали немало дублей. Работать начали уже на пути к станции: очень многое было запланировано. Клим наставлял артистку: «Понимаю, что ты всему научилась... Но давай, ты все эти умения забудешь, когда я начну снимать… Твоя героиня гораздо меньше готова к полёту, чем ты. Играть надо неуверенность, волнение и страх».

Сложность заключалась в том, что всем процессом им приходилось заниматься вдвоём, тогда как на Земле в дело вовлекалось множество служб. Поэтому Шипенко, помимо того, что был режиссёром, выступил в роли сценариста, оператора, осветителя. А Пересильд открыла в себе реквизитора и гримёра. Из-за невесомости приходилось крепить к стенам каюты всё - от румян и туши до листков со сценарием. Космонавты, работающие на МКС,  не только научились работать в кадре, но и помогали Шипенко в технических вопросах.

Как известно, новоиспечённым космонавтам довелось пережить в полёте опасную ситуацию. Корабль, доставивший команду на станцию, не смог состыковаться с ней в автоматическом режиме, стыковку проводили вручную. Это означало, что экипаж какое-то время был предоставлен сам себе. И всё зависело от умения и выдержки Шкаплерова, единственного профессионала на борту. Благо, Пересильд во время трёх месяцев подготовки кое-чему научилась, и смогла ассистировать командиру. «Через две минуты пропала связь с Землей. Мы вошли в тень, и началась стыковка… Мы стоически это выдержали и начали работать. Понятно, что основную работу сделал Антон. Расклад мог бы быть гораздо хуже», - делилась впечатлениями актриса в эфире Первого канала.

В своих интервью Юлия рассказала о множестве трогательных моментов, например, о том, как писала своим дочерям письма-завещания на случай, если не вернётся, или как в килограмм допущенных до полёта личных вещей, не вошли духи, или о явлении «знаков судьбы». Так, на съёмках фильма «Трое» Анны Меликян появилась печать со словом «Космос», которой припечатывали наиболее удачные кадры, или после съёмок «Петровых в гриппе» Кирилла Серебренникова всем подарили толстовки с фразой - «Космос нас любит, космос нас манит». А третье совпадение, вызвавшее бурный смех у актёров, случилось на спецпоказе «Молока», когда герой Андрея Бурковского, прощаясь с мамой, говорит ей из автобуса: «Мам, ну ты чего? Я же не в космос улетаю». Во всех этих фильмах Юлия снималась.  

 «Люблю нашу страну, я патриот, - сказала она, завершая одну из встреч, - мне верится, что у нас всё получится, и после нашего фильма люди начнут больше интересоваться космосом. Хотелось бы, чтобы он стал таким же популярным, как во времена Юрия Гагарина. А на обложках журналов мы видели не только популярных артистов, музыкантов, тиктокеров, но и портреты космонавтов».

«Людей нужно шевелить, потому что нас уже ничем не проймешь»

Вспоминаю нашу беседу с Юлией Пересильд, которую мы записывали после еврипидовой «Электры» в Театре наций. Актриса признавалась в любви к театру и размышляла о противоположных по посылу актах «Электры», где в первом античная героиня жаждет мести, олицетворяя акт убийства Клитемнестры со справедливостью. А во втором – в ней прорезается мысль, что убийство и насилие невозможно оправдать. Вторым планом разговор шёл и о «Тангейзере», которого, как и «Электру», поставил Тимофей Кулябин, однокурсник Юлии, может ли такой спектакль оскорбить чувства… «Однажды мой мастер Олег Кудряшов сказал: «Театр не может давать ответы, он задаёт вопросы, и главное в том, насколько глубоко и серьезно эти вопросы затрагивают болевые точки в обществе», - припомнила Юлия. И сказала: «Людей нужно шевелить, потому что нас уже не проймешь самой жутью. После самых страшных трагедий пару дней ты в коматозе, а потом начинаешь жить, будто ничего не случилось. И я рада, что Тимофей в такой острой форме задаёт эти вопросы. Думаю, ситуация с «Тангейзером» будет для него хорошим творческим опытом, и он переживёт её достойно».

Сравнив театр с кино, актриса сказала: «Актёров, работающих в кино, видно на просвет: они пустоваты, потому что в кино надо всё время отдавать. А в театре можно получать, накапливать: вроде бы репетируешь четыре месяца одно и то же, а на самом деле читаешь массу книг, смотришь фильмы, исследуешь проблему, снимаешь слои, много чего находишь. В кино, конечно, тоже накапливаешь, но отдаёшь более мощно». И процитировала героя Николая Добрынина, сыгравшего в сериале «Людмила Гурченко» (Пересильд в главной роли. – прим ред.) папу звезды: «Надо пойти в театр - подремонтироваться».

«Меня сложновато назвать современной девушкой, - призналась Юлия, - я и от современных сценариев, за редким исключением, отказываюсь, не понимаю, что там делать. А военные истории мне интересны. Все чувства там обострены, есть что играть. И сами ситуации близки к античности, а я люблю античность. Поэтому съёмки в «Битве за Севастополь» доставили удовольствие. К сожалению, когда я повзрослела и поняла, что хочу говорить на эти темы, моих бабушек и дедушек уже не было. Будь они живы, я бы посадила их под большой колпак, и всё сделала для того, чтобы внешний мир их вообще не затронул».

Когда заговорили о военном кино, конечно, вспомнили фильм Сергея Лозницы «В тумане» - по Василю Быкову, который на Каннском фестивале получил приз ФИПРЕССИ, помню, как хорошо его там принимали. А Юлия восхитилась перфекционизмом режиссёра: «Сергей – талантище, творчески очень честный художник. В его картине у меня была одна сцена. Снимали в Даугавпилсе четыре ночи подряд. Надо было снять одним кадром. Первую ночь репетировали, потом снимали, снимали, и в какой-то момент вдруг выбежал Серёжа, у него были красные глаза, и он был похож на какую-то птицу. «По-моему, сняли», - сказал он. Я влюблена в таких людей, они за один кадр готовы отдать сердце. В моей жизни было несколько таких режиссёров».

Я попыталась угадать их имена: Эльёр Ишмухамедов, Алексей Учитель, Станислав Говорухин, Вячеслав Никифоров, Павел Чухрай. Юлия живо откликнулась: «Вы перечисляете, а я думаю: какой я счастливый человек, мне довелось работать с этими режиссёрами! Съёмки в фильме Эльёра Ишмухамедова «Невеста», безусловно, были пробой пера. Из кадра в кадр пройти такую историю – серьёзный опыт. Я обрела уверенность в себе. При этом Эльёр – невероятный романтик. Следующий этап – роль в фильме Учителя «Край»: работа с оператором Юрием Клименко, в качестве партнёра Владимир Машков – всё как-то совпало в смысле серьёзного кинотворчества. Эти съёмки стали моим посвящением в кино, я увидела, как там работают, и поняла, каким великим счастьем может быть 30-секундный кадр. Уразумела, в чём смысл понятия – киноязык.

Станиславу Говорухину благодарна за роль в «Уикенде». Помню, как он позвонил: «Пересильд? Слушай, у меня есть сценарий, роли там для тебя нет, так, какая-то секретарша». Мы встретились. Роли, действительно, не было. «Ты когда-то полячку играла». – «Повторяться не буду». – «Ну, другую придумай». И я начала сочинять. Встретились еще раз, костюм прикинули, пробу сделали. В итоге вырисовалась роль. Самое смешное – меня номинировали за неё на «Золотого орла». Да ещё в тройке актрис, действительно, сыгравших роли. И спросили потом, не расстроилась ли я, что «Орла» не получила.

Говорухин был первым, кто дал возможность попробовать отвязный характер, он развязал мне руки. Умеет уговорить. К нему было приятно просто заходить в кабинет: «Здрасьте», а он – «Пересильд, какая же ты страшная в жизни… а в кадре ничего». И ты думаешь: «Да, в жизни я, действительно, никакая, но, значит, артистка». Умеет дать почувствовать себя богиней.

С режиссёром Никифоровым мы серьёзно цапались на съёмках «Палача». Вячеслав Александрович «завёл» тем, что в одной сцене не дал сыграть второй дубль: «Ты всё равно это плохо делаешь». Нажал на самое больное, я была взбешена. Я требую, а он говорит «нет» и уходит. Так закончилась первая встреча. Но, скажу честно, он меня настолько завёл, что, снимаясь дальше, я всё время чувствовала, что каждая сцена может быть последней, и выкладывалась. И в Никифорова под конец просто влюбилась – он правильно поступил, это сериал, и возможности работать, как в кино, не было. Нужно было быстро снимать. Одно слово – запредельность». 

Под занавес я спросила тогда у Юлии, хотела бы она примериться к роли Анны Карениной, и она ответила - да. И уточнила: «Но, играя Каренину или Маргариту, легко попасть в ловушку роли, и можно так сыграть неизвестную героиню, что она станет «Анной Карениной». Дело, конечно, в режиссёре и в том, как он тебя видит и насколько сильно любит как актрису. Вот Сергей Голомазов (худрук Театра на Малой Бронной в 2007-2019 гг. – прим.ред.) любит меня как актрису, возможно, считает даже лучше, чем я есть. Чухрай видит женщиной а-ля Марлен Дитрих или Грета Гарбо. Понимаю это, когда смотрю на экран».

Юлия - член Попечительского совета благотворительного фонда «Галчонок», оказывающего помощь детям с органическими поражениями центральной нервной системы. Фонд работает с 2012-го года, и все сборы от спектакля «СтихоВаренье» на стихи Марии Рупасовой, Наталии Волковой и Анастасии Орловой, играют в котором друзья Юлии, идут в фонд. Пересильд продолжает активно строить свою театральную карьеру, пополняя репертуар новыми постановками, снимается в кино. Её старшая дочь Аня, похоже, выбирает путь мамы: снялась в эпизоде картины «Черновик» Сергея Мокрицкого и в фильме Наталии Кончаловской «Первый снег».

Нина Катаева

Картина дня

наверх