На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

312 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валерий Протасов
    И не только.«От любви к женщи...
  • Сергей Дмитриев
    ...Для разнообразия предлагаю почеркаться над экранизацией книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ... Сразу с титра...Пережить турбулен...
  • Марко
    Как тупо  либерастические провокаторы пытаются извратить исторические события.                                       ...Михаил Шемякин: «...

Птица Феникс – второе имя оркестра «Боян»

Своё 88-летие народный артист СССР Анатолий Полетаев отметил концертом в домашней студии

Посмотреть новые видеоклипы из истории знаменитого оркестра «Боян» пришли друзья и поклонники – музыканты, историки, писатели, специалисты, занимающиеся музыкальной терапией. История Государственного академического русского концертного оркестра «Боян», лауреата Международного конкурса в Берлине, а также премии Ленинского комсомола, которому на протяжении полувека (1968-2017) рукоплескали в Отечестве и за рубежом, беспрецедентна.

Гастролировал на ударных комсомольских стройках железных дорог Тюмень - Сургут и Асино - Белый Яр, трижды давал концерты перед строителями БАМа, не по разу объехал с концертами страну. Гастролировал в Европе, в Японии, на Тайване. Представлял музыкальное искусство на Днях культуры России на международных выставках в Швеции, Чехословакии, Румынии. Основателем и бессменным худруком-дирижёром оркестра был блестящий баянист, народный артист СССР Анатолий Полетаев, обладатель Золотой медали на конкурсе Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве, автор грампластинки, записанной в 19 лет в Париже. Изобретатель «пятипальцевой аппликатуры» игры на баяне, профессор, создатель кафедры народных инструментов в консерватории Горького, триумфатор мировых гастрольных турне. Имя древнеславянского певца, символ державности на Руси, для названия оркестра взято неслучайно. Суть гимна, написанного Бояном 17 веков назад славянскими рунами – «Славяне, объединяйтесь от внешних врагов!» – актуальна до сих пор. В исполнении оркестра звучала музыка Рахманинова, Чайковского, Глинки, Глазунова, Аренского, Свиридова, Дворжака. Полетаев давал авторские концерты – он автор од, молитв, гимнов, хоралов, песней - во имя Великой Руси.

Иностранцы называли «Боян» «одним из лучших оркестров СССР», восхищались «изысканной и тонкой нюансировкой», «отшлифованностью и изумительным звучанием», «несопоставимо высоким уровнем», а дело было в новаторском духе Полетаева. В оркестр, который начинался с восьми человек, игравших на народных инструментах, дирижёр стал вплетать инструменты симфонического звучания, а также, в духе времени, синтезатор и даже бас-гитару. При этом к баяну, гуслям, балалайке и домре добавлялась экзотика - брёлка, жалейка, владимирские рожки, трещотки. Поэтому оркестр мог сыграть, как увертюру к опере «Руслан и Людмила», так и репертуар русского оркестра народных инструментов. «Мы не занимались этнографией ради этнографии, - говорит Полетаев, - нас интересовала проблема народного духа в музыке. А наших «ликвидаторов» удивляло то, что «Боян» не подпадал под определение ни симфонического, ни эстрадного, ни оркестра народных инструментов». Потому и появилось постановление министра культуры Швыдкого «об оптимизации бюджетных расходов», по которому «Боян» следовало ликвидировать. Полетаев защищался: «Боян» - это первая попытка объединить и сохранить культуру славянской цивилизации… Задача наших противников в том, чтобы разъединить славян и уничтожить поодиночке. Именно поэтому «Боян» для них как кость в горле…Задача оркестра и культуры в целом – укреплять и развивать национальное сознание… Народ без культуры – это просто население…» (Из выступления на митинге на Славянской площади в Москве). Тогда, в апреле 2006 года, оркестр спасли участники Второго собора народов Беларуси, России, Украины, обратившись к президенту Путину.

За время существования оркестр дважды был изгнан из помещений, отреставрированных за собственный счет: в 1995-ом из храма Святого Власия (ХVII в.), который отреставрировали по научному проекту и использовали десять лет как концертный зал, и в 2007-ом из Центра славянской музыки, обустроенном в бывшем кинотеатре «Зенит». Почему - здравого ответа нет, но то, что увенчанный лаврами коллектив, воплощение лучшего, что было в исполнении национальной русской музыки, был тихо «слит» (выражение министра Мединского. – Ред.), а, точнее сказать, уничтожен, это факт. В декабре 2017-го, накануне своего 50-летия. Слава Герострата досталась министру Мединскому и семёрке ангажированных «экспертов», среди которых были худрук и главный дирижер оркестра «Новая Россия» и камерного ансамбля «Солисты Москвы» Башмет, худруки хора им. Пятницкого и народного ансамбля «Россия» им. Зыкиной Пермякова и Дмитриенко и другие. Приговор вынесли в пустом Зале Чайковского Московской филармонии, зрителей туда не пустили. Оркестр «реорганизовали», изгнав имя древнеславянского сказителя Бояна. Протест известных музыкантов и дирижёров, профессоров, народных артистов и заслуженных деятелей искусств России, среди которых были Вячеслав Овчинников, Игорь Обликин, Алексей Муравлёв, Виктор Афанасьев, Вячеслав Чистяков, Анатолий Дудин, Борис Егоров, Олег Блок, проигнорировали. А можно было бы поднять транспарант со словами Леонида Леонова, который сказал о творчестве Полетаева: «Это - Деяние».

Спустя пару лет, оркестр «Боян», как птица феникс - символ вечного обновления - возродился в новом обличье. С декабря 2019-го Полетаев дал в Доме учёных десятки концертов, посвящённых истории «Бояна», а теперь ещё приглашает зрителей в домашнюю Студию-салон. Демонстрирует видеозаписи лучших концертных номеров с участием выдающихся певцов и хоровых коллективов, а также рассказывает о чудесной особенности оркестра, музыка которого официально признана целебной.

Сегодняшние монологи Полетаева посвящены двум темам – недавно закончившемуся Году 150-летия Сергея Рахманинова, его кумира, и набирающему обороты движению сторонников психотерапевтического метода, использующего музыку в качестве лечебного средства. И Второй концерт для фортепиано с оркестром Рахманинова будет одним из действующих лиц драматических монологов.

«Для меня самое важное сохранить память об оркестре «Боян», - говорит Полетаев, - выставляю в интернете видеоклипы с лучшими записями, их у меня более двухсот. И когда люди будут всё это просматривать, получим эффект три в одном – образовывая и просвещая, будем воспитывать. Таким образом продолжаю сражаться за традиции русской культуры. За 50 лет столько сделано, что рассказывать можно неделями».

…В Москву Анатолий Полетаев приехал из Воронежа в 1955 году. Будучи первокурсником Института имени Гнесиных, выиграл в конкурсе баянистов поездку в Париж. Событие, сопровождавшееся вселенской завистью, потому что поездка на Запад в то время была недосягаемой мечтой. «Поехал я во Францию прямой, как доска, воронежский казак, - говорит дирижёр, - а вернулся гражданином России, так перековал меня месяц пребывания в Париже и наблюдение за тем, как живёт Запад, и зачем ему уже тогда нужно было вербовать таких, как я, чтобы работали против своей страны».

После института Полетаев поступил в только что открывшуюся аспирантуру по классу баяна. Инструмент, считавшийся примитивным, наконец признали достойным классического образования. Но аспиранта тут же стали уговаривать перевестись на заочное и открыть класс народных инструментов в новой консерватории Нижнего Новгорода. Как не отбивался баянист, нажимая на то, что он лауреат международных конкурсов, обладатель золотых медалей, работает в «Москонцерте», замминистра убедил его поехать хотя бы на год. Согласился, и через год, действительно, вернулся, преподавал в «гнесинке», потом в Институте культуры, дослужился до профессора.

Получив признание коллег, как лауреат международного конкурса был приглашён выступить в Ассоциации аккордеонистов в Лондоне. Судя по всему, игрой своей поразил и тамошних звёзд, поскольку в перерыве к нему подошёл чемпион мира по аккордеону и поинтересовался инструментом. «А у меня был простой баян, - говорит Полетаев, - не такой, как у них, с регистрами. Открыли отвёрткой, полезли смотреть, в чём его сила. А баян мой, с одной стороны, наипростейший, а, с другой, сделан был капитально, из него можно было выжимать максимум комбинаций, а играл я, помимо конкурсного, не что-нибудь, а «Чакону» Баха. До Лондона выступал в Африке, в общем, была у меня напряжённая жизнь, полная ответственности за профессию, за Россию, за народ, который представлял за рубежом».

***

В соавторстве с Рахманиновым

Слушать, как Полетаев рассказывает о Рахманинове, одно удовольствие. «Когда Фёдора Ивановича Шаляпина спросили в Лондоне, что почитать, чтобы лучше понять русского человека, он, не задумываясь, ответил – «Слушайте музыку Рахманинова!» И он знал, что говорит. Рахманинов это музыкальный Олимп, играть его трудно, ответственно, но в то же время - это всегда праздник. Рахманинов – символ достоинства и благородства, ориентируясь на это великое явление в русской культуре, можно надеяться, что сохраним русскую нацию и возродим истинную Россию.

В этом апреле заканчивается Год 150-летия Сергея Васильевича Рахманинова. Это мой кумир, он мне ближе всех по нерву, по чувствам, и я хорошо понимаю смысл его музыки. В его юбилейный год я решил написать в симфоническом выражении все его сочинения, которые никто не играет. Так, есть у него «Русская рапсодия», сочинение для двух роялей в четыре и в шесть рук, которое лежит мёртвым грузом в библиотеках консерваторий. То нет двух роялей, то они не настроены, то нет подходящего дуэта. Это замечательное произведение Рахманинов написал четверокурсником консерватории. И «Рапсодию», действительно, никто не играет, я и сам узнал о ней случайно, на выставке произведений композитора. Вижу вдруг -  «Русская рапсодия», Рахманинов! И никто не знает, и в школах не говорят!» Фортепьянный клавир я переложил на оркестр «Боян», отрепетировали, и «Русская рапсодия» получила лит в интернете. Теперь это видеоклип. А для того, чтобы получить видеоклип с идеальной музыкой, нельзя брать абы какие картины, они должны быть нужного содержания, эстетичны, последовательны и поставлены ровно в то место, где должны быть. Рахманиновская «Русская рапсодия» – яркий пример.

***

Великолепные романсы Рахманинова, пример его блестящего пианизма, были написаны на стихи лучших поэтов и предназначались для элитной публики. В салоне собирались образованные, состоятельные люди - от 50 до 150 человек. И я подумал: «А почему бы не исполнять эти романсы в сопровождении оркестра? Сделать их более масштабными и эмоциональными, более национальными, и они станут достоянием всех, кто пожелает?» И такой концерт - аншлаговый - мы дали в Зале Чайковского: романсы Рахманинова впервые были исполнены в сопровождении оркестра. Зрители нас прекрасно приняли, но, думаете, не было возражений? Ещё какие, и от очень известных людей, Архипова, например, не пришла на репетицию, когда я пригласил её порепетировать романсы Рахманинова с оркестром. «Что вы себе позволяете, кто дал вам такое право?!» - прокричала она. «Это стало достоянием широкой публики, - попытался я возразить, - и это ценно и важно. Как бы не был хорош рояль, у него нет палитры и красок оркестра». Не убедил.

Но у меня был ещё один разговор - с Александром Ведерниковым. Спросил его - «Будешь петь романсы Рахманинова с оркестром, поедем на гастроли?» - «Да нет, что ты, какие романсы - русские песни!». Короче, он поддержал Архипову, хотя не знал о разговоре с ней. На следующий день приходит на репетицию в концертный зал церкви Святого Власия, где репетируем романс Рахманинова «Утро». И звучит такой текст: «Люблю тебя!» - шепнула дню заря», а Ведерников сидит и смотрит... И вдруг в нём просыпается исполнитель, он поднимается на сцену и, обращаясь к оркестру, говорит своим басом: «Это же глобально должно звучать…» - и рисует свой образ. «Ты же вчера возражал против романсов Рахманинова», - думаю про себя и говорю – «Слушай, а не хочешь спеть «Не пой, красавица, при мне»? Самый популярный романс Рахманинова. На эти стихи Пушкина писали многие авторы, но, когда появился Рахманинов, все варианты были забыты. И Ведерников говорит – «Почему нет». А у нас как раз партия в его тональности появилась, и он начал петь.

И, что интересно, этот романс мы пели со всеми вокалистами – сопрано, меццо, но ни один артист, ни женский, ни мужской голос, не спел фразу «Не пой, красавица, при мне» так, как Ведерников. Он произнёс слово – «красавица» с такой интонацией, с такой актёрской техникой, что эта красавица мгновенно возникла вот тут, рядом с нами… Ведь обычно эту фразу поют равнодушно, не понимая, зачем это красавице, а Ведерников, гениальный театральный актёр, показал, как это нужно делать. Потом мы поехали на гастроли, и Ведерников пел этот романс вместе с народными песнями и пользовался успехом. Музыка Рахманинова покоряет любого слушателя.

***

Сейчас у меня есть более двадцати партитур, написанных специально для симфонического оркестра. Все романсы Рахманинова на великолепные стихи лучших поэтов переведены на английский язык, потому что последнюю треть жизни композитор проживал в США. Его там чтут, для них Рахманинов - достояние, там есть его музей. И я надеюсь, что моя работа не пропадёт, эти партитуры я отправил новому директору Музея Рахманинова в Ивановке Андрею Михайловичу Самохину. С Александром Ивановичем Ермаковым, который создал этот музей и руководил им около сорока лет, мы были знакомы, и у нас была договорённость об издании партитур. Чтобы они хранились в музее, и ими мог воспользоваться тот, кто пожелает их исполнить. Александр Иванович с энтузиазмом воспринял эту идею, но, к сожалению, в 2022 году его не стало. С Самохиным мы также договорились об издании партитур, он сказал – «Присылай». Всё уже отправлено, осталось найти руководителей оркестров, которые захотят заниматься этой работой.

Так проходит моя жизнь, и, несмотря на то, что уже не работаю со своим оркестром, я занят серьёзным делом, цель которого в том, чтобы сделать романсы Рахманинова достоянием широкой публики. Помощники под моим руководством разыскивают в интернете то, что мне нужно, а это стоит времени и денег. Мне 88 лет, а в этом возрасте ни у кого нет гарантий, и я спешу отчитаться перед моими слушателями. И прежде всего перед учёными, которые сочувствуют моей идее внедрить музыкотерапию в жизнь. Внедрить как практический результат, который будет воспринят людьми. Когда учёный Станислав Зенин, проведя исследования, сказал, что рахманиновские диски самые сильные по напряжению и качеству, я понял, что действительно обладаю некой способностью, потому что и раньше воспринимал музыку Рахманинова как совершенно особую».

Говоря о Рахманинове, Полетаев всегда демонстрирует «Фантазию на темы былин Рябинина» его учителя Антона Аренского. И всегда говорит, что они с педагогом «одного поля ягода», и «Фантазия» такая же подъёмная вещь, как Второй концерт Рахманинова».

***

«Поедете на Тайвань?»

Тайвань – остров в Тихом океане, в 150 км от материковой части Китая. В 1949 году руководителями было объявлено о независимости от Китая, и он стал называться Китайской республикой Тайвань со столицей в Тайбэе. Американцы помогли тайванцам технологиями и прочими способами развития, потому что в то время, когда всё начиналось, Китай был нищим. И, конечно, местные жители хотели сохранить привилегии, полученные японцами после войны от американцев, там в пяти городах всего 25 млн населения. Но в каждом городе есть симфонический оркестр, консерватория и филармония. На концерты «Бояна» приходили люди с музыкальным образованием, было много скрипачей.

«Пригласили нас на Тайвань в 1999 году, - рассказывает Анатолий Полетаев. - Первый концерт в зале на полторы тысячи мест прошёл с аншлагом: по контракту два отделения, Рахманинов и Чайковский, только классика, никаких народных инструментов. А перед тем, как нам выезжать, на Тайване случилось землетрясение, три скрипачки с паспортами и визами пришли ко мне – «Мы не едем, мамы не разрешили». А нас и так немного, но поехали. Играем программу, сначала Чайковский - финал Четвёртой симфонии, «Итальянское каприччио», «Вальс» - популярная и целительная музыка. Потом Второй концерт Рахманинова с местным пианистом Руэйбином Ченом, который живёт сейчас в Австрии. При встрече я сказал ему, что могу саккомпанировать любой вариант «Концерта» без репетиции, а если он хочет узнать наше представление о Втором концерте Рахманинова, надо встретиться без оркестра. Мы встретились и два часа работали над содержанием и интерпретациями. На следующий день на концерте я заметил, как много правильных решений, из тех, что я предлагал, Чен сделал всего за одну ночь. Смог перепрыгнуть на другой концептуальный вариант, а это не так просто.

***

Но самое интересное было потом, когда мы начали играть на бис миниатюры – «Чардаш» Монти, «Танец с саблями» Хачатуряна, «Гусарский марш» Свиридова. Публика, насыщенная позитивом, устроила нам громовые овации, зал был погружён в целебную ауру, и эта аура лечила всех. О нас говорили – «Приехал чудо-оркестр». Китайцам понравилось, что оркестр, талантливо исполнивший произведения Чайковского и Рахманинова, оказался столь же хорош, играя развлекательную эстраду. «Танец с саблями» Хачатуряна в 1960 году был самым популярным в мире. Конечно, тайванцы много раз его слышали, но у меня была задача сыграть «Танец» в бешеном темпе, потому что это битва, и он не может быть исполнен, как в балете. И вы видите на плёнке, как среагировала публика, которая уже находилась в состоянии гипноза: зрители не владеют собой, кричат, свистят, стучат, топают ногами, радуются эйфории, которой добились, благодаря оркестру. 

Тайвань в течение тридцати лет находится на военном положении, над ним висит угроза войны с китайцами при помощи американцев. Понятно, как напряжены люди, воевать с Китаем непросто, их полтора миллиарда, чуть ли не вторая армия в мире. Поэтому я взял «Гусарский марш» из «Метели» Свиридова к повести Пушкина, понимая, что тайванцам это будет интересно. Это тоже триумф, но в темпе лёгкого марша, солдаты не степенно идут, как на параде, а быстро маршируют.

На Тайване мы выступали в составе 43 человек, это пол-оркестра, и тем не менее, взялись за Чайковского и Рахманинова. Пианист, к слову сказать, образование получил у российских музыкантов. Будете слушать Второй концерт Рахманинова, обратите внимание, как пианисты играют начало – дают гармонию, цыганскую эмоцию, но не рисуют то, что нарисовал Бетховен. У каждого из пианистов, записывавших «Концерт» с нашим оркестром, я спрашивал, играет ли он «Лунную сонату». И просил сыграть вступление, где идут триоли, они играли, и я говорил, что в «Концерте» Рахманинова нужно сыграть то же самое, эти триоли и есть подъём в небеса. Добиться результата всегда было трудно, но мы добивались, вот и этому парню я сказал то же самое. И во втором отделении «Концерта», можно услышать в записи, как ровненько он играл эти триоли. Сделали всего за одну репетицию, потому что Чен очень талантливый, волевой и энергичный. .После концерта я пригласил его поужинать, жили в одной гостинице, он согласился, но пить шампанское отказался. Китайская интеллигенция не пьёт, и, поверьте, они будут владеть миром. 

На Тайване нас впервые снимал на японскую камеру человек, который и привёз оркестр на остров. Китаец, принадлежавший к известной императорской фамилии, работал в Москве. Именно он сделал видеодокумент, без которого никто бы не знал о наших гастролях. Его уважали, как в континентальном Китае, так и на Тайване, и когда ему предложили повезти на гастроли музыкантов из России, он сразу пришёл к нам: «Поедете на Тайвань?» И мы обсудили условия и репертуар. К несчастью, почти вся его съёмка сгорела, когда в квартире устроили пожар мои «доброжелатели». Из того, что осталось, мы и смонтировали отрывки».

С удовольствием прослушали три этих «биса». Даже сквозь экран ощущалась энергия, которая вливалась в слушателей, и, обновлённая, возвращалась на сцену к музыкантам. 

***

«Патриотизм - и есть наша национальная идея»

«Студию, в которой находимся, реконструировала из двух комнат в концертный зал моя дочь Анастасия, - продолжает рассказ Полетаев, - здесь прослушиваем записи оркестра «Боян» и просматриваем видеоклипы. И задача наша в том, чтобы сделать эти клипы достоянием общественности. Тем более, что в Госдуме энтузиастами поднимался вопрос о возрождении оркестра «Боян», но, к сожалению, на данный момент из-за сложной обстановки в стране сделать это невозможно. А возродить «Боян» лет через двадцать, даже минуя Минкультуры, вполне по силам заинтересованным лицам, содержать коллектив смогут и частные инвесторы».

Анатолий Иванович показывает фильм Александра Морозова «Русской музыки Витязь», снятый к его 80-летию и 60-летию творческой деятельности. «Для меня концертная деятельность - это служение, - обращается к зрителям с экрана, - главную задачу вижу в совершенствовании нравов нашей страны, в воспитании молодёжи. Артист - это трибун, он должен поднимать общественные проблемы и делать это незаурядно и эмоционально, только тогда может называться народным артистом, и будет поддержан государством и публикой». В подтверждение своих слов представляет диск, посвящённый патриотам России: «Президент сказал, что патриотизм - это и есть наша национальная идея, которую так долго ищем. На диске представлены произведения, написанные мною в течение тридцати с лишним лет и звучавшие в элитных залах Москвы. Это мой отчёт перед поклонниками оркестра «Боян», его защитниками и друзьями».

«Мы знали, что у славян Боян был вторым лицом после главы государства, - говорит Полетаев, - и наш оркестр носил имя Бояна в память о его заслугах. Потом выяснилось, что Боян - реальное лицо, жил в IV веке н. э., за шесть веков до христианства. И на славянских рунах он написал «Боянов гимн», который недавно перевёл на русский язык историк и публицист Александр Маслов. Призыв, который звучит в гимне, - «Славяне, объединяйтесь от внешних врагов!» актуален и сегодня. Целью деятельности оркестра «Боян» и было объединение людей вокруг славянской культуры и письменности». 

Полетаев демонстрирует ролики, где его поздравляют с юбилеем, вручают Золотую медаль имени Георгия Свиридова, принимают в Союз композиторов России. «Сегодня одной руки хватит, чтобы пересчитать таких национальных героев, как Вы, - говорит композитор Андрей Макаров. - Вы творец, несущий правду, рождающий надежду у слушателей, а, самое главное, веру в то, что русский народ непобедим». Золотую медаль имени Георгия Свиридова за выдающийся вклад в музыкальное искусство под мелодию «Славянки» Полетаев получает из рук президента «Золотого Витязя» нар. арт. РФ Николая Бурляева. А настоятель Храма Священномученика Климента в Москве Леонид Калинин произносит слова, которые также можно воспринимать как высшую награду: «Анатолий Иванович Полетаев - замечательный мастер музыки. Его творчество бесценно, оно приводит людей к Богу, в том числе, тех, кто ещё только готовится переступить порог храма. Думаю, многие из тех тысяч зрителей, которые приходят на концерты Полетаева, слушают прекрасные музыкальные произведения, пропущенные через разум, чувство и веру, конечно, придут к Богу. А это самое главное для сегодняшней России».

В финале звучит «Монастырский хорал» Полетаева, одно из первых его сочинений. Патриарх Алексий II в исполнении хора показывал эту молитву в Иерусалиме, когда ездил туда на Пасху.

Нина Катаева

(Продолжение следует)

Картина дня

наверх