На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

304 подписчика

Свежие комментарии

  • Врам Тавризов
    Гениям не место на Земле - они гибнут молодыми - Лермонтов, Пушкин, Моцарт, Байрон,... море гениев мира человеков, пр...«Натура – дура, с...
  • виктор шлапак
    гениальность-это не природа, а труд, трудятся единицы, а остальные убивают этих единиц, чтобы  см. историю«Натура – дура, с...
  • Нина Комарова
    Есть книга Вениамина Федченкова "На рубеже двух эпох". В ней он описывает, как Деникин "сдал" армию Врангелю. Деникин...«Если бы я мог ст...

Андрей Соколов: «На историческом материале проверяешь себя»

Два дня назад народный артист России отметил 60-летие

Андрей Соколов ещё студентом приобрёл необычайную популярность, сыграв главную роль в картине Василия Пичула «Маленькая Вера». Критики писали, что это первый советский фильм, преодолевший табу на секс, а артист - первый секс-символ перестройки. И о каких бы достойных ролях в фильмах «Искусство жить в Одессе», «Палач», «Царь Иван Грозный», «Предсказание», «Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя» не заходила речь, обязательно вспоминали «Маленькую Веру». С 1990 года Андрей Соколов - актёр театра «Ленком». Сегодня сценарист, режиссёр, продюсер продолжает сниматься в кино и телесериалах, ставит спектакли, преподает в Российском Социальном университете. Недавно за роль Николая I в фильме Рауфа Кубаева «Аманат» был удостоен звания заслуженного артиста Дагестана.

На творческой встрече в «Россия сегодня» Андрея Алексеевича решили не терроризировать вопросами про «Маленькую Веру», но я хорошо помню, что он сказал на эту тему в моём интервью несколько лет назад. Он сказал тогда, что лично для него это была путёвка в жизнь, людей, которые любят свою профессию и хотели бы заниматься ею, очень много, а для того, чтобы звёзды сложились, нужен случай. Именно он в виде «Маленькой Веры» и был ему предоставлен. «А картина, тогда не понимал, а сейчас отдаю отчёт, - сказал он, - действительно была огромным событием. Говорить с такой беспощадной смелостью и с таким откровением о реалиях дня, фактически стать документом времени было непросто. Неслучайно и Ефим Резников получал призы за операторскую работу, и актёры, и режиссёр были отмечены. Всё было не просто так, и не из-за пресловутой скандальной сцены, а потому что фильм был жёсткий. Помню, после просмотра рабочего материала я вышел с ощущением, что меня по голове мешком стукнули, это был шок, и такие эмоциональные потрясения я испытывал ещё, может, раза два в жизни».

По поводу секс-символа на творческой встрече высказался так: «Было бы странно, если бы я испытывал восторг, слыша такое словосочетание, в связи со своей персоной. Это не только слова, связанные с определённым полом, понимаю определение шире – речь идёт о человеке, в котором есть мужское начало, о мужчине, привлекающем внимание и способном отвечать за свои поступки. Примером для меня коллеги по Ленкому, с которыми работал и работаю, а с некоторыми даже сидел в гримёрной, – Николай Караченцов, Александр Абдулов, Олег Янковский, Александр Збруев. Но время идет, всё меняется, и основным постулатом для меня сейчас является не количество, а качество, это касается отношения ко всему - к работе, к близким, к женщине, к людям вообще, в частности, я был приятно удивлён, проанализировав своё окружение: лет 40 со мной рядом одни и те же люди, которых могу назвать своим «прошлым», «настоящим» и, надеюсь, «будущим».

 

Как это принято на юбилейных встречах, артиста расспросили о первом фильме - «Она с метлой, он в чёрной шляпе», роль в котором дебютант получил случайно: прогуливался по Киностудии имени М.Горького в ожидании знакомой актрисы, и его заметил режиссёр Виталий Макаров. В музыкальном фильме-сказке он сыграл молодого врача Алексея Орлова. Андрей рассказал, что фильм снимали в частной квартире одной из высоток Калининского проспекта, и когда проезжает мимо, всегда вспоминает съёмки. Премьера была также на Калининском, в кинотеатре «Октябрь», и ему пришлось опрашиваться у Юрия Васильевича Катина-Ярцева, своего педагога в Щукинском, на утренний сеанс. Его отпустили, в итоге он посмотрел все пять сеансов этого стереокино, к вечеру шок от первого просмотра улёгся, он даже позволил себе вальяжно задержаться на выходе из кинозала, и тут же у него взяли первый автограф. «Но звёздную болезнь я пережил ещё в школе, - признался артист, -  когда меня первый раз показали по ТВ вместе с Владиславом Третьяком, он был тренером нашей команды, с которой несколько лет подряд мы выигрывали золотую шайбу. Тогда меня награждали как одного из лучших игроков, и знаменитый хоккеист приезжал к нам. А год назад мы открывали в Подмосковье площадку имени Владислава Третьяка и вспомнили первый эпизод. Выше нашей сборной по хоккею тогда были только звёзды».

Ещё юбиляров пытают на предмет, как любят отмечать юбилеи. Оказалось, что на 60-летие Андрей летит по делам в Архангельск, и вообще день в день никогда не отмечает, так как август месяц отпусков, переносит обычно на осень, ближе к именинам. И вообще сейчас не то время, когда можно безудержно веселиться, хочется побыть в тишине. 60-летие, конечно, хороший повод собрать людей, которых давно не видел, но в последние годы он наладился отмечать дни рождения раз в пять лет, так что посмотрит. А вообще с некоторыми друзьями может годами не видеться, а созвонятся или встретятся, и – никакой паузы, как будто вчера в третьем классе за партой сидели.

Соколов, конечно, оригинал, и, несмотря на то, что принадлежит к огненной стихии – Тигр, Лев, любит отмечать день рождения на воде. Плавают с друзьями по Москве-реке на пароходике товарища Андрея, крестного его дочери Софьи. Гости приезжают со своими «роялями в кустах», актёры, певцы мастера слова, он даже не знает, кто и что будет представлять. Микрофон всегда включён, аппаратура работает, баттлы устраиваются фантастические. По словам Андрея, в своё время светлой памяти Евгений Шаповалов и Лариса Долина спели такой джаз, что, когда он слушает запись, «сам себе завидует». «Традиции этой больше двадцати лет, - говорит Соколов, - и что мне больше всего нравится, запускаешь гостей часов в шесть вечера и говоришь – «Всё, выход в десять, у кого срочные дела, на берег только вплавь, на лодке или на спасательном круге». Не уплывает никто».

Кстати, насчёт подарков, Соколов – персонаж прагматичный, вокруг да около ходить не любит, и заявляет сходу, что пылесборники, которые для красоты ставят на полку, не уважает. Любит смысловые подарки, как та лодка, на которую однажды скинулись его друзья-товарищи и подарили рыбаку-охотнику. По словам юбиляра, когда даришь человеку то, что приносит удовольствие и практически применимо, это означает, что знаешь интересы друга. Однажды он подарил приятелю, мотоциклисту-гонщику, коллекционный переходник, который тот нигде не мог найти, так для него это был самый дорогой подарок.

Отрадой творческой встречи стало то, что юбиляр смог презентовать свой поэтический сборник «Дом мой вырос без тебя», а также продемонстрировал песенное творчество. Практически мы побывали на концерте Андрея Соколова, причём те байки, которыми он сопровождал появление песен, могли составить ещё один сборник. Например, первое стихотворение - «Московские звёзды» - мальчик написал в шесть лет, читать научился и того раньше, и это сейчас он понимает, что были-то Пушкин и Есенин в одном флаконе, а тогда юный поэт разослал стих по редакциям с таким текстом: «Уважаемый главный редактор, понимаю, что мои стихи гениальные, гонорара не надо, прошу разместить с моим фото на первой полосе». Ответили из «Пионерской правды»: «Уважаемый Андрей, к сожалению, наша редакция не доросла до вашего уровня, как только дорастём, обязательно это сделаем». Самое интересное, первые стихи Соколова опубликовала именно «Пионерка».

Многие песни артиста в подоплёке своей имеют киномотивы, что неудивительно, так, песня – «Я бездонный, я бездомный…» была написана сама по себе, а потом вошла в боевик Зиновия Ройзмана «Охота на асфальте», любимого режиссёра артиста, с которым, кроме «Охоты», они сделали остросюжетный сериал «Близнецы», боевики «Последний бронепоезд» и «Смерш». Договаривались о пятом фильме, но не успели. А песня «Я твою лелею нежность» была написана для фильма Владимира Мотыля, который он собирался снимать с участием Андрея, но тоже не успел. Они дружили, Соколов был вхож в дом легендарного режиссёра («Женя, Женечка и «катюша», «Белое солнце пустыни», «Звезда пленительного счастья» - Ред.), которого многие считали «белой вороной», и песня осталась в память об этом времени. Но самое удивительное воспоминание, конечно, о феллиниевском видении на Садовом кольце, которое явилось ему с друзьями ранней осенью между Яузой и Курским вокзалом. Это было видение из фильма Феллини: час ночи, никого нет, только что прошли поливальные машины, и посередине улицы девочка лет двенадцати ведёт под уздцы белую лошадь… Все были потрясены. Тогда и написались эти строки - «Мне выстукивают рифмы загулявшие трамваи…».

Андрей вспоминает о людях, с которыми сводила жизнь, в 90-е был знаком с Игорем Тальковым. «Нас здорово тянуло друг к другу, - рассказывает, - но, видимо, оба боялись разочароваться, и знаковая встреча не состоялась. Когда Игорь погиб, я был в Питере…» На память о Талькове остался его подарок – цветной ремень для гитары и посвящённая ему песня - «Замерзает душа - хороша...». Поиронизировав над собой, вспомнил фестиваль в Геленджике, на котором председателем жюри был Иосиф Кобзон, и это он сказал двум Иринам - Алфёровой и Апексимовой, что Соколова нельзя выпускать на сцену, так как потом «не выгонишь». На этих словах Андрей взял книжку, встал к микрофону и начал играть с журналистами в лотерею: называют страницу - читает стих. «Дом мой вырос без тебя», «Мысль шальная - я умру…», «Мы меняем адреса», «Вот и прожитая жизнь». Из самых свежих - «Дни разбрасывают листья…»

О личной жизни артиста не расспрашивали, какова она, можно было понять из его лирики, чего стоит первая строка одного полушутливого стиха: «Верность женщине – ошибка...». Андрей с удовольствием читает любовную лирику, а завершает выступление стихотворением, посвященным матерям: «Берегите матерей,\ Берегите и скорей\ Возвращайтесь в отчий дом,\Чтоб не слишком поздно в нём\ Вы открыли сердцу дверь,\ Возвращайтесь без потерь,\ И храните свой приют,\Дома ангелы поют»

Серьёзных вопросов было немало, Андрея спросили о пророчествах, на которые способны поэты. Он сказал, что поэзия для него – хобби, и не более того, он человек работающий, знает свои цели и способы их достижения, а поэты - это Пушкин, Есенин и Блок. Вообще талантливых людей в России много, среди молодёжи в том числе. «До пандемии мы проводили Фестиваль имени Говорухина, - рассказал юбиляр, - так работы многих ребят можно было включать в золотой фонд, а авторов пестовать и вести по жизни. Если говорить про пророчества, считаю, эти вещи происходят сами по себе, как - не знаю, но это не осознанные поступки, а некий поток, равновесное состояние. Вот поставьте один на другой два круглых шара, они пробудут в равновесии секунды 2-3, и это то время, когда с тобой что-то происходит, какая-то химия, которая тебя ведёт. Однажды я написал стихотворение - «Заневестился сентябрь бирюзовым листопадом,\ Перевызвездилось небо льдом разбитого стекла… », и иногда сижу и думаю: как такое могло прийти в голову? Специально придумать - вряд ли, а когда себя отпускаешь, оно и получается, всё основное рождается в равновесном состоянии».

Соколова деловито расспросили, хотел бы он всерьёз заняться политикой, бизнесом или преподаванием? Оказалось, что бизнесом занимался, но не очень успешно: «У меня была туристическая компания и юридическое бюро, и когда я попытался делегировать свои полномочия коллегам, компанию в итоге пришлось отдать, а с юридическим бюро дошло до судебных разбирательств. Моим именем начали пользоваться, и мне пришлось защищать честь и достоинство в суде. И я дал себе зарок: если что-то и делать в бизнесе, то только самому». Что касается политики, три года назад Андрей пытался стать депутатом Мосгордумы, это ничем не завершилось, но школу прошёл хорошую. Ныне он сопредседатель ОНФ Подмосковья, занимается детьми и спортом, а также президент детского фестиваля «Алые паруса имени В.С. Ланового в Артеке» и фестивалей актёров кино «Созвездие» и «Меридианы Тихого» во Владивостоке.

Журналисты поинтересовались, бережет ли артист здоровье. Андрей сказал, что зарубок и переломов на теле хватает, спорт и жизнь в Чертаново оставили свои отпечатки. Были времена, когда за два месяца у него набегало до 45 перелётов, причём, транс-атлантических, связанных с зарубежными гастролями, и он узнал, что такое, когда у тебя «трещит спина». «Здоровье не бесконечно, и организм свой надо беречь, - сказал Андрей, - хожу в спортзал, пару раз в неделю играю в хоккей».

Вопрос корр. «Миртесен»: «Вы играли исторических персонажей – Николая I, Александра Македонского, князя Вяземского, архитектора Фельтена, собирались снимать исторический фильм, скажите, что значит для артиста исторический материал, позволяет ли он сказать что-то такое, чего не выразишь современной постановкой?

А.С.: Для меня это как лакмусовая бумажка моего профессионализма, во-первых, важно знание своих корней, вы знаете, что без прошлого не может быть настоящего и, тем более, будущего, и даже если ты хочешь что-либо рассказать о современниках, так сказать, на подсознательном уровне, ты должен знать подноготную героев, всю их предысторию. И, безусловно, помимо профессионализма, это проверка самого себя, насколько ты готов к этому вызову, к той истории, которая была заложена в пьесе или сценарии.

У меня был проект, который, к сожалению, пока не удалось реализовать, это послевоенная история, и когда мы начинали готовиться к съёмкам, связались с Историческим обществом, собирали материал, и я столько узнал об этом периоде, что пересмотрел некие позиции на сегодняшний день, что для меня особенно дорого. Ты понимаешь, что есть вещи, которые называются постулатами, лакмусовая бумажка, как я сказал, то, что не изменяется, золотой фонд. Именно это и манит меня до сих пор и, надеюсь, будет манить дальше.

Под занавес Андрей рассказал о ближайших премьерах. Весной в Ленкоме в его режиссуре вышел спектакль «ЛюБоль» по пьесе Андрея Яхонтова, в котором заняты Иван Агапов, Екатерина Гусева, Светлана Илюхина, есть планы с этой командой сделать ещё один проект. Ждут встречи с новым худруком Алексеем Франдетти. Закончена работа над картиной Рауфа Кубаева «Храм», где Соколов сопродюсер и играет одну из главных ролей. Фильм представят в сентябре на «Амурской осени». В роли сопродюсера артист предстанет и в детском фильме «Друг», работу над которым планируют завершить в ноябре. В фильме дебютировала 12-летняя дочь Соколова Софья.

На канале «Россия» в этом сезоне выйдет многосерийная лента «Стюардесса» Дмитрия Черкасова, однокашника Андрея по Авиационно-технологическому институту имени Циолковского. На Первом канале заждался своей участи фильм Владимира Котта «Уголь», снятый несколько лет назад в городе Шахты Ростовской области. Это драматическая история о том, как госпредприятия превращались в частные. По словам Соколова, фильм фантастически масштабный, снимался в настоящих шахтах, сам артист ждёт его с нетерпением. Также заканчивается работа над проектом «Вампиры средней полосы», скорее всего, зрители увидят его к Новому году. Кроме того, Андрей Соколов, совместно с продюсером Александром Просяновым подали заявку семейного фильма «Ариец» на конкурс Фонда кино.

Нина Катаева

Картина дня

наверх