На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

307 подписчиков

Свежие комментарии

  • Daddy Bo
    Разуйтесь, вАрвара.На Фабрику здоров...
  • Варвара Иванова
    Не смешите мои тапочки.На Фабрику здоров...
  • Halszka Brzozowska
    Już jest także specjalna muzyka o specjalnych częstotliwościach fal magnetycznych...💓💓💯💯💓💓🙏🙏💓💓На Фабрику здоров...

"Жизнь невозможно повернуть назад..."

В Театре Моссовета поставили трагикомедию «Соло для часов с боем» Освальда Заградника

фото: пресс-служба Моссовета

Словацкий драматург написал эту пьесу о стариках в сорок лет, в 1972 году её поставили в Словацком национальном театре, а через год спектакль появился во МХАТе. Со знаменитыми мхатовскими стариками пьесу поставили Олег Ефремов и начинающий режиссёр Анатолий Васильев. Еще через год постановку записали на плёнку, и надо слышать восторги зрителей, когда их изредка осчастливливают этой ТВ-записью. В Театре имени Моссовета с пьесой «Соло для часов с боем» дебютировал на основной сцене Павел Пархоменко, поставивший три аншлаговых спектакля на сцене «Под крышей». Спектакль приурочили к юбилею Ольги Остроумовой, так что у зрителей получился двойной праздник.

Сюжет пьесы непритязателен, неслучайно о драматурге писали, что он «до самой своей смерти (2017) продолжал писать пьесы об обыкновенных людях и их совершенно обыденной ненужности никому». Вот и в «Соло для часов с боем» действие развивается в однокомнатной квартире бывшего лифтёра Франтишека Абеля (Евгений Стеблов), старомодно обставленной (сценография и костюмы Андрея Климова), где главный предмет обстановки – огромные напольные часы. По пятницам у Абеля собираются старые друзья, живущие в доме престарелых. Собираются, чтобы отдохнуть от официоза, пропустить бокал-другой токайского вина, слегка закусить и предаться счастливым воспоминаниям. А воспоминаний у каждого целый воз, потому что друзья у Абеля люди непростые, все с чудинкой. И всё бы хорошо, если бы внук старика Павел (Алексей Трофимов), собравшийся жениться на Даше (Анна Михайловская), не посягал на его квартиру, намереваясь отправить того жить к друзьям.

фото: пресс-служба Моссовета

Старик отбивается, а парочке молодых эгоистов представляется возможность увидеть совсем другую жизнь. Секрет успеха в спектакле по этой пьесе кроется в том, что на сцене должен сложиться чуткий ансамбль, в котором старики, с такими разными характерами и судьбами, станут незаменимыми друг для друга, а значит очень нужными. Царит в этой компании Пани Конти (Ольга Остроумова), обаятельная, изысканно одетая леди, с появлением которой стены комнаты словно раздвигаются, и в её пространстве начинает бурлить молодой мир, с которым эта госпожа ни за что не хочет расстаться. Звонким голосом, словно сказку, она начинает рассказывать своим приятелям о путешествиях по миру, в которых им с супругом всегда был обеспечен отдых в принадлежащих им отелях «Континенталь» в любой точке земного шара. Где, конечно, находился её любимый цейлонский чай. «А где он теперь? Его нигде больше нет! Кругом одни отели для интуристов, сплошной обман», - восклицает мадам. Делится Пани Конти и сокровенным – успехами сына-глазного хирурга, работающего в Швейцарии, вот только почему-то его никто ни разу не видел…

За Пани, явно соревнуясь, ухаживают её верный паж Хмелик (Леонид Фомин), таскающий большой чемодан, и часовщик Райнер (Анатолий Васильев), который попал под арест инспектора Мича (Александр Голобородько) за то, что полез на городскую стену исправлять часы. Пан Хмелик – воплощение суеты, ни секунды не может сидеть на месте, то идёт в котельную помогать истопнику, то на кухню готовить закуски, он так привык, потому что всю жизнь был носильщиком, переносил вещи с места на место. Порой это были открытки, а порой предметы потяжелее таинственного чемодана.

Райнер, страстный бунтарь и выдумщик, конечно, находка для сочинителей, его голова полна невыполнимых прожектов, среди которых починка городских часов на башне, самый реалистичный. И его до глубины души возмутили действия Мича с его протоколами, который даже не поинтересовался, зачем он полез на башню. Сколько интересного он мог поведать ему о часах, может, и про императора Максимилиана бы вспомнил, идея которого - согласовать полностью ход дюжины часов - чрезвычайно его занимала. Райнер в исполнении Васильева - настоящий романтик, и по мере развития действия замечаем, каким теплом постепенно окутывается всё, что происходит в квартире, герои проникаются мыслями друг друга и готовы помочь ближнему, подставив плечо, поддержав в осуществлении самой безумной идеи.

фото: пресс-служба Моссовета

За происходящим в квартире с доброй улыбкой наблюдает хозяин Франтишек Абель, который к себе относится без особого пиетета, о чём говорит его тост на дне рождения Пани Конти: «За жизнь, погибшую в шахте лифта». В самом деле, жизнь не баловала его яркими событиями, с такой профессией он даже людей запоминал не по лицам, а по ботинкам. Но так думает Абель лишь до того момента, пока друзья не назовут его «космонавтом»: оказывается, перемещаясь на лифте к разным этажам, за свою жизнь он одолел расстояние, равное тому, что простирается до Луны. Неслучайно сквозь раздвинувшиеся стены в комнату всё настойчивей начинают заглядывать звезды.

Финальная сцена трагична. Друзья отмечают день рождения Пани Конти, она великолепна, как и положено бенефициантке. Весела, вдохновенна, прекрасно танцует. В компании на сей раз присутствует и инспектор Мич, с большими трудами пробравшийся сюда, друзья не очень ему симпатизируют. Горя желанием осчастливить именинницу, Райнер подговаривает Павла позвонить ей от имени сына. Услышав это, Пани Конти падает в обморок: сердечный приступ… Скорая увозит её, и все тайны фантазёрки открываются. О мечтах рассказывала она друзьям, в чемодане оказалось роскошное подвенечное платье – с магазинной биркой… Даша готова его примерить, будет ли оно ей впору?..

«Жизнь невозможно повернуть назад, и время ни на миг не остановишь», - пела в 70-х популярная певица, но ключевой строчкой в ее песне была:  «Пусть неоглядна ночь, и одинок мой дом,\ Ещё идут старинные часы…»

Вот и притча «Соло для часов с боем» в Театре Моссовета напоминает об этом: пока идут часы, всё в наших руках.

Нина Катаева

Картина дня

наверх