На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

307 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виталий Кирпиченко
    Везде надо быть умным! Этой особенностью Сухоруков награждён сполна. Одна просьба к нему -- не размениваться на шабло...Виктор Сухоруков:...
  • Сергей Дмитриев
    При всей образованности и возможностях, так и не получается  снять что-нибудь свежее, свободное от трЭндов и штампов....Виктор Сухоруков:...
  • Daddy Bo
    Разуйтесь, вАрвара.На Фабрику здоров...

Валерий Фокин: «Международный коридор культуры не должен закрываться»

Худрук Александринского театра – о роли сцены в жизни людей

Наблюдая за тем, как учреждения культуры оправляются от шока, пережитого во время пандемии, не раз приходилось слышать от деятелей театра, что именно искусство Мельпомены поможет человеку вернуться к радости жизни. Именно богиня театра, самой высшей его формы – трагедии, произнесёт со своей кафедры те живительные слова, которые ободрят и успокоят человека. Ну, в самом деле, разве, не таковы даже эти печальные пастернаковские строки: «Гул затих. Я вышел на подмостки.\Прислонясь к дверному косяку,\Я ловлю в далеком отголоске,\Что случится на моем веку…»

Вот и худрук Национального драматического театра России (Александринского), народный артист России Валерий Фокин на Днях Александринского театра в Москве, завершившихся в начале апреля, сказал, что «театр как живое искусство обладает уникальным свойством художественно регистрировать жизнь, проистекающую за окнами, и показывать нам, чем же живём сегодня». «Меняется жизнь, - сказал он, - и сегодняшние зрители приходят в драматический театр, как мне кажется, больше думать, чем развлекаться. Они живут с другим настроем, и между ними и актёрами идёт непрекращающийся внутренний диалог – совсем не по тексту пьесы...»

Александринцы, после трёх лет перерыва, показали в Москве пять премьер. На площадке МХТ, с которым у них давние отношения,  «Рождение Сталина» в режиссуре Фокина, где вождь ведёт диалог с Иосифом Джугашвили, революционный «Маузер» по пьесе Хайнера Мюллера в постановке Теодороса Терзопулоса и в первый раз сыграли «Детей солнца» Горького, поставленных главным режиссёром театра Николаем Рощиным. В Центре имени Мейерхольда параллельно шли спектакли «Нана» и «Товарищ Кисляков», отобранные в программу «Золотой Маски». Были, как всегда, встречи со студентами и со зрителями, можно было послушать лекции - о театральном пространстве Александринского театра и о драматургии Хайнера. Молодые актёры, ассистенты Терзопулоса, провели мастер-класс по его методике.

 «Три спектакля большой формы созданы в разной стилистике, - отметил Фокин, - но все они говорят об истории, и, показывая художественно исторические факты, мы осмысляем то, что происходит сегодня. Как национальный театр мы обязаны делать спектакли на историческую тему, это важно для молодых зрителей, даже не с точки зрения сюжета, а постижения исторических уроков. В этом смысле важны и «Сталин», и «Маузер», созданный на основе страниц Бабеля и «Тихого Дона» о гражданской войне, и «Дети солнца», показывающие героев на переломе цивилизаций в начале прошлого столетия».

Фокин отметил, что изменился характер вопросов у зрителей, например, после спектакля «Рождение Сталина» всех интересовало одно - как из незаурядной личности родился диктатор. «Думаю, сегодняшняя ситуация изменяет смыслы спектаклей, - сказал Фокин, - они по-другому смотрятся, неожиданно выделяются вещи, на которые раньше не обращали внимания. После пандемии было много кризисных ситуаций, но я убедился в одном: живой театр не перебить онлайн трансляциями, когда зритель встречается с артистами, свершается чудо. Цифра, конечно, агрессивно двигается вперед, её надо обуздать и направить в художественное русло. Трансляция «Маузера» была у нас первой премьерой онлайн в пустом зрительном зале, количество просмотров зашкаливало за полтора млн, но для актёров это был эпатажный удар. Как было играть «на зрителей», когда их нет в зале?!.. Но нам удалось преодолеть это отсутствие дыхания…»

В Александринке не стали перечёркивать этот опыт, когда ситуация с пандемией улучшилась. На «Другой сцене», которую технологически оснастили, стали делать проекты специально для показа в интернете. А осенью задумали показать там спектакли национальных театров, которые будут играться на своих языках.

Евгений Онегин заговорит по-китайски

Сразу после Москвы спектакли «Маузер» и «Вертинский. Русский Пьеро» в исполнении старейшего актёра Николая Мартона были показаны в Казани. «Хорошее было сочетание, - сказал Фокин, - в «Русском Пьеро» у нас не просто песни, это трагический спектакль, в котором манера подачи, стиль и способ существования идут исключительно от актёра. Также был тренинг для молодёжи, выступления эти называем «Днями», потому что через пару месяцев в рамках Национальной театральной школы в Казани состоится фестиваль-форум «Науруз», в котором мы будем участвовать».

В июне в Якутске состоится первый Конгресс национальных театров России. Александринцы повезут туда «Женитьбу» Гоголя. Планируют показать членам конгресса заявки ко-продукций, сейчас отбирают кандидатуры режиссёров, которые отрепетируют отрывки для показа с якутскими артистами. Из самых интересных может родиться спектакль. «Движение вижу в кооперации, - сказал Фокин, - совместная жизнь национальных театров может высечь новую эстетическую искру, а для всех нас, варящихся в своих концептуальных «коробках», это очень важный момент».

В сентябре на Международный театральный фестиваль «Александринский» приедут три национальных театра, если же в Петербурге состоится Культурный форум, и в нём примут участие представители стран Востока и Азии, будет возможность поговорить о национальных театрах мира. «Попробовать пригласить их, - говорит Фокин, - посмотреть, как работают, и, возможно, заявить о международной ко-продукции, всегда говорю, что бы ни происходило в мире, международный коридор культуры не должен закрываться».

В сентябре, если ничто не помешает, поедут на гастроли в Сербию. Задуман крупный международный проект - совместная постановка «Евгения Онегина» с Пекинской национальной оперой. Подготовка, которую можно было провести по зумму, сделана, пора выходить на сцену. В 2023 году создадели надеются представить на суд зрителей эту первую кооперацию русского драматического театра с Пекинской оперой.

Валерий Фокин продолжает сотрудничество с проектом «Русские сезоны», летом из Сербии и Венгрии в Россию приедут два молодых режиссёра. Будут делать эскизы спектаклей по русской классике, один в Казани, другой – в Петрозаводске. И если всё получится, им предоставят полные постановки. О том, как обстоят дела в Ассоциации национальных театров России, которой руководит Фокин, читайте в следующем выпуске.

Нина Катаева

Картина дня

наверх