На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

302 подписчика

Свежие комментарии

  • Нина Комарова
    Есть книга Вениамина Федченкова "На рубеже двух эпох". В ней он описывает, как Деникин "сдал" армию Врангелю. Деникин...«Если бы я мог ст...
  • Сергей Потемкин
    Пиздуй давай. Или волшебного пенделя ждешь ?Михаил Шемякин: «...
  • Николай Вовк
    «Желая ознаменовать особое Моё благоволение к тем нижним чинам Лейб-гвардии, которые на Отечественной войне оказали с...«Если бы я мог ст...

«Нужно пробудить в зрителе интерес к российскому кино»

Алексей Учитель рассказал о перспективах отечественной кинематографии

Пресс-конференцию, на которой были подведены итоги уходящего года и освещены перспективы отечественной кинематографии, провели в преддверии Международного дня кино. Единственный спикер сценарист, режиссёр, продюсер, президент Санкт-Петербургского международного кинофестиваля «Послание к Человеку» Алексей Учитель начал с того, что рассказал, над какими «маленькими» фильмами работает со студентами в режиссёрской мастерской ВГИКа, а также над полнометражными дебютами молодых кинематографистов на студии «Рок». На данный момент закончена работа над двумя дебютами, готовятся к запуску ещё одного. Также находится в запуске фильм «Волонтёр» по сценарию Александра Рогожкина, который когда-то приобрели на студии, в конце февраля молодой режиссёр Станислав Светов приступит к съемкам.

На студии закончен монтаж головного проекта по известному мультфильму «Летучий корабль», игровой фильм планируют выпустить к следующему Новому году. Сам Алексей Учитель надеется в конце весны приступить к съёмкам фильма о Шостаковиче по сценарию писателя Александра Терехова. «Над проектом работаем два года, - рассказал он, - как ни парадоксально, ни одного игрового фильма о Шостаковиче в нашей стране не снято, понимая значимость личности Дмитрия Дмитриевича, можете представить, какая на нас ответственность. Самое простое было снимать фильм в жанре байопика, биография у композитора потрясающая, но мы решили сделать притчевую историю, в которой расскажем, как в человеке уживается внутренний страх перед жизнью, властью и личными проблемами с музыкой, которая возникает в нём. Шостакович не будет у нас две трети фильма сочинять у рояля, задумали мощную историю с огромным количеством поворотов. Кто сыграет Дмитрия Дмитриевича, пока не могу сказать, хотя претенденты есть, и не только на главную роль. Важен ансамбль, в котором все играли бы с предельной естественностью, понимая друг друга».

Учитель назвал пробы «самым страшным, что придумано в кинематографе», потому что актёрам за короткое время надо показать себя, что невозможно, поэтому он предпочитает работать с теми, кого знает, а также как можно больше беседовать с человеком перед съёмками. Режиссёр рассказал об ошибках на кинопробах, и сказал, что в случае неточного выбора исполнителя лучше немедленно поменять его, чем довести съёмки до конца и получить посредственный результат. Известным актёрам предпочитает предлагать роли, каких они не играли до этих кинопроб, повторы никому не интересны, а, приглашая дебютантов, испытывает почти спортивный азарт в ожидании открытия новых имен. Такого везения в его жизни было немало, достаточно вспомнить имена Ирины Пеговой, Елены Лядовой, Евгения Цыганова, Евгения Миронова.

Отвечая на вопрос, кто сегодня приходит в режиссуру, Учитель сказал, что из 300 человек после предварительного отбора 80 процентов – девушки, тенденция последних десяти лет. Притом, что он предупреждает соискательниц, что профессия требует большой физической, эмоциональной, нервной отдачи, отказа от многих обычных вещей в личной жизни, никого это не страшит. Вопреки мнению, что идти в режиссёры следует людям с жизненным опытом, Учитель «не боится» 17-20-летнего возраста, ему интересно понять, что происходит в головах молодых людей, в кинотеатры приходит всё-таки, в основном, молодой зритель. «Чем раньше человек овладеет ремеслом, - говорит Алексей Ефимович, - тем лучше, наша задача научить практической режиссуре, во время учебы, считаю, не надо читать лекции, как я снимаю кино, студенты должны приносить свои сценарии, делать пробы, показывать материал и разбирать всё это вместе с преподавателем».  

Режиссёр отметил, что, критикуя молодых за необразованность, нельзя всех стричь под одну гребенку, например, культурная жизнь в Коми отличается от московской и питерской, но, если человек всерьёз идёт в профессию, он этот недостаток компенсирует. Учитель припомнил, что и ему приходилось доучиваться в зрелом возрасте, когда он переходил из документального кино в игровое и учился работать с актёрами. Больше всего вопросов задали режиссёру именно об актёрской профессии, и он сказал, что, знакомясь с актёром, первым дело интересуется, служит ли он в театре, ежедневный тренинг на сцене очень важен, кино - специфическая индустрия, и актер в ней не защищён. Чтобы пробиться в кино, помимо таланта и владения ремеслом, актёру необходимы индивидуальные качества. «Помню, как поразила меня на дипломном спектакле «Фро» в «Мастерской Фоменко» Ирина Пегова, - сказал Учитель, - на меня так подействовала её игра, что я, ни секунды не сомневаясь, предложил ей главную роль в фильме «Прогулка», а потом в «Космосе как предчувствии». Немногие талантливые люди в кинематографе обладают такими качествами, их мало, а вот средний уровень должен быть очень высоким, и таких актёров в стране должно быть много».

Режиссёр рассказал о дочках, которым 9 и 13 лет, и они не вылезают из телефона и компьютера, но при этом постоянно что-то снимают, поют, танцуют. По словам режиссёра, от родителей, от среды, в которой растет ребенок, зависит многое, но, если человек до фанатизма уверен, что эта профессия «твоё» и готов на многие жертвы, тогда происходит рывок и получается нечто оригинальное.

***

Учитель обрисовал общую картину российского и мирового кино на данный момент: «Привычка ходить в кино с семьёй стала теряться с наступлением ковида, потом свой продукт стали производить платформы, после проката все эти фильмы и сериалы можно было смотреть в интернете. Прокат голливудских фильмов, конечно, оказывал помощь кинотеатрам и киносетям, но сейчас нам нужно пробудить в зрителе интерес к российскому кино. А для этого производить фильмы-события, подобно дорогостоящему «Сердцу пармы», который привлёк большую аудиторию. В идеале каждую неделю должен выходить российский фильм».

О фильмах для детей

Снимая кино для детей, оперируем к семейному кино, с точки зрения продюсеров, это наиболее востребованный формат, так, в прошлом году большую аудиторию собрал «Конёк-Горбунок», в производстве находятся «Бременские музыканты» и другие сказки, которые перекладываются на игровое кино. Сказочный жанр востребован всегда, просто мы не снимаем кино того масштаба, который требуется зрителю. Подростки всё, что угодно – ужастики, фэнтези, комедии смотрят в компе. Фильм «Холоп» посмотрели все, жанр привлёк юмором и драматургией, и в этом проблема: у нас мало идей, которые могут увлечь и подростков, и взрослых. Поэтому идёт постоянный поиск.

О сериалах

Оригинальных идей везде не так много, в России сейчас много кино,- телесериального продукта, платформы и каналы уводят часть интересных людей в эту сферу. Уровень сериалов резко вырос, интересного много, но по-прежнему говорим о достойных 5-6 сериалах и 3-5 фильмах в году, высшего уровня достигают единицы. Американский кинематограф и технологически, и драматургически силён средним уровнем, средний уровень жанрового кино и у нас очень сильный, приближаемся к американцам, как только приблизимся, залы будут лучше наполняться.

В сериале моего любимого режиссёра Валерия Тодоровского «Надвое» - первый раз в истории нашего кино снялись вместе два потрясающих актёра – Александр Петров и Данила Козловский. Историю эту надо было ещё так придумать и соединить в одном кино соперников по творческой жизни. Это было соревнование, кто лучше сыграет, но знаю, что они прекрасно чувствовали себя на съёмках.

О трендах в кино

Все, что мы видели в последние годы в мировом кино, примерно сохраняется - по количеству фильмов, значению, рейтингу. Если говорить о российском кино, то несмотря на ковид и другие ситуации, возникшие в нашей жизни,  масштаб проектов увеличивается, идём даже не по ровной, а вверх. Но нашему зрителю еще нужно доказать, что эти успехи не случайность. Огромна проблема авторского кино, в котором тоже встречаются потрясающе интересные фильмы и дебютные картины, которые не очень охотно берут в прокат. Помимо поддержки в производстве, их надо поддержать в прокате, иначе о выпущенных шедеврах никто не узнает, телереклама - дело дорогое. В этом проблема дебютных картин, авторских, а также жанровых, которые не имеют такого бюджета.

И ещё о зрителе. Не думаю, что так уж скептически он относится к российскому кино. Люди знают, что надо смотреть всё, что выходит под Новый год, а чтобы сломать привычную психологию, надо иметь такое количество прекрасных фильмов, чтобы их можно было показывать не только в январе, но и в феврале, в апреле и т.д. А у нас 2-4 картины такого уровня, вот когда заполним 12 месяцев хотя бы по одному фильму-событию, можно будет говорить, что собираем кассу.

Об историческом кино

Для меня историческое кино - это определённые годы, но герой картины должен быть созвучен тебе. Мне всегда интересен человек в пограничной ситуации, когда он, скажем, прожил часть жизни, а дальше пропасть, так сложились обстоятельства, и он прыгает, не раздумывая, и вот, что с ним будет происходить, как он будет реагировать, мне очень интересно. Происходит ли это в конце 19 века или в 80-90х годах прошлого или сейчас, это вопрос драматургии, а не выбора - хочу снять фильм в 15 веке, не в этом дело. А тренд в советском ли, американском кино, существовал всегда, в историческое кино важно, как проецируется оно на сегодняшний день, как сделать так, чтобы не было прямых аналогий, но было близко с настоящим.

Нина Катаева

Картина дня

наверх