На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

306 подписчиков

Свежие комментарии

  • Леонид Никулин
    очередное чудо  с стиле 90-х.. или автор просто обкуренныйНа Фабрику здоров...
  • Daddy Bo
    Разуйтесь, вАрвара.На Фабрику здоров...
  • Варвара Иванова
    Не смешите мои тапочки.На Фабрику здоров...

Следуя за божьей коровкой...

В прокат вышел фильм A lumine motus / Меня приводит в движение свет - от автора «Страны птиц»

На сей раз герои Светланы Быченко не птицы, а цветы и волшебный микромир нашей планеты. Подобные фильмы со спецсъёмкой и макросъёмкой не снимались в России более полувека, а в Европе последний такой фильм был снят в 1996 году. И вот прозвучало совершенно новое слово в нашем кино: высококлассное изображение - камера двигается за божьими коровками и улитками, следит за раскрытием первоцветов, опускается под воду, и от всего этого захватывает дух.  Это настоящее путешествие в микрокосмос, в мир цветов и насекомых, живущих у нас под ногами, и всё это ещё раз говорит нам о том, Природа остаётся величайшим мастером спецэффектов.

Мы увидим, что растения так же, как мы, борются за место под солнцем, способны чувствовать, видеть и даже как будто слышать, что все насекомые, лягушки и пауки со своим характером, и их жизнь также наполнена событиями, как наша. У нас под ногами – целый космос, и все мы черпаем силы из одного источника… Съёмочная группа работала два года, были построены два павильона, изобретено множество приспособлений для того, чтобы максимально достоверно передать жизнь пролесок, пионов, кувшинок. Фильм снимался на Кинофабрике «СЛОНиКо» (2023) в заповеднике «Белогорье» - в Липецкой и Псковской областях, в Ботаническом саду МГУ и заповеднике «Воронинский».

Светлана Быченко - режиссер документального кино, член Союза кинематографистов РФ, продюсер, преподаватель ВКСР. Родилась в Красноярском крае, окончила факультет журналистики Уральского госуниверситета, Высшие курсы сценаристов и режиссеров, отделение документального кино мастерской Леонида Гуревича.

Сняла более тридцати документальных фильмов, среди них известная документальная сказка «Побег слонов из России» (Приз кинокритики «Белый слон», 2000, «Острова.Варлам Шаламов» - (Номинант «ТЭФИ», 2007), документальный сериал «Страна птиц» (Национальная премия «Лавр», 2011, Главный приз международного экологического фестиваля «Золотая гагара», 2011, номинант национальной премии «Лавр», 2012).

Музыку к фильму написал мультиинструменталист Сергей Клевенский, освоивший экзотические духовые инструменты: свирели, флейты, волынки, кларнеты, ирландские вистлы, жалейки, рожки и другие духовые инструменты, живущие в его руках необыкновенной жизнью. По мнению критиков, Сергея Клевенского можно назвать одним из наиболее ярких музыкантов современной этнической сцены России.

Создатель Музея кино, заслуженный деятель искусств РФ, киновед и историк Наум Клейман называет кино Светланы Быченко «абсолютным». Этот термин родился во времена киноавангарда 1920-х годов – им обозначали абстрактные фильмы Викинга Эггелинка, Ганса Рихтера, Вальтера Руттманна. Тогдашний абсолют был построен на бессюжетном движении линий и геометрических форм, «абсолютное кино» развивало идеи беспредметной живописи Казимира Малевича, Василия Кандинского и их последователей. «К фильму Светланы Быченко «Меня приводит в движение свет», целиком снятом на натуре методом терпеливого и вдумчивого наблюдения, - пишет Клейман», -  старый термин применим в совсем ином значении. Прежде всего потому, что картина создана по ту сторону всех видов кинематографа – документального, научно-популярного и игрового. Смею включать в этот перечень кино игровое, хотя тут нет ни одного инсценированного кадра. Ибо в нём органично и выразительно играют свои роли – в прямом смысле этих слов – Былинки и Цветы, Насекомые и Птицы, Земноводные и Пресмыкающиеся. Роли изначально предписаны им Природой, она же определяет жизненную драматургию их взаимодействий, конфликтов и катастроф. И фильм убедительно выявляет первичное Авторство Природы.

Но язык не повернется назвать Светлану Быченко «вторичным автором»: она полноправно соавторствует с Природой ролями Кинематографического  Творца: Наблюдателя, Сценариста, Режиссера, Оператора, Монтажёра...Все эти ипостаси органично объединяются в роль подлинного Автора Фильма, замысел которого – стремление если не разгадать, то уловить замысел Творца Природы и если не объяснить, то приобщить зрителя к тайнам и к красоте Жизни. Жанр этой красноречивой картины – Мистерия Бытия, включающая в себя Рождение и Смерть, Любовь и Убийство, Противоречия и Гармонию.

По мере просмотра зритель начинает чувствовать и осознавать, что смотрит вовсе не видовой, а философский фильм о мириадах обитателей планеты, среди которых не очень значительную долю составляет человечество, самодовольно объявившее себя Хозяином Земли. И вовсе не случайно на экране лишь однажды , и то мимоходом, появятся люди, а фильм обходится без единого слова – ни диалогов, ни закадрового текста: тут господствуют другие языки – прикосновений, движений, звука, цвета, даже как будто воспринимаемого запаха. Абсолютной бессловесностью Быченко мобилизует, как в немом кино, восприятие зрителя, приглашая и его к сотворчеству, она возвращает кинематографу общепонятность в любой точке планеты – как абсолютное достоинство экранного искусства.

Вместе с тем в фонограмме фильма торжествует звуковая образность – в записанных на натуре перекличках птичьего пения и жужжания насекомых, в плеске воды и шорохе трав – в шумах неразличимы синхронные или студийно имитированные звуки. Наконец, к абсолютному измерению фильма относится  деликатно чуткая фортепианная музыка Сергея Клевенского – синтез «таперской» импровизации и композиторской культуры. Фильм «Меня приводит в движение свет» останется, на мой взгляд, этапным в процессе вечного изобретения кино».

«Мне посчастливилось побывать на премьерном показе документального фильма Светланы Быченко «Меня приводит в движение свет» в кинотеатре «ГриннФильм», - написала поэт из Белгорода Лариса Куриленко,-  Картина удивительна не только тем, что снималась в заповеднике «Белогорье», а ещё своим медитативным воздействием. Смотришь на природу в таком высоком разрешении, слушаешь её звуки, видишь, как всё живое откликается на тепло и свет, и это успокаивает тебя, расслабляет и побуждает задуматься о том, как хрупок и многообразен мир вокруг нас, и как важно охранять его от человеческого вмешательства. Будем же беречь природу, которая умеет возрождать не только растения, но и людские души». Куриленко посвятила фильму стихотворение:
Сидели, приглашённые в весну,\И слушали, как лопаются почки,\
Улитки уползают на Луну,\За Солнцем слепо следуют росточки,\

Как страшен снег раскрывшимся цветам,\Как жизнь и смерть, друг друга чередуя,\Вплетаются мгновеньями в года,\Как жуток миг их встреч и поцелуев.\Экран заворожил, и в нем ответ:\Нечаянно не отрави волшебных струй.\Тебя в движение приводит тот же свет,\И также страшен смерти поцелуй».

Картина дня

наверх