На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

302 подписчика

Свежие комментарии

  • Нина Комарова
    Есть книга Вениамина Федченкова "На рубеже двух эпох". В ней он описывает, как Деникин "сдал" армию Врангелю. Деникин...«Если бы я мог ст...
  • Сергей Потемкин
    Пиздуй давай. Или волшебного пенделя ждешь ?Михаил Шемякин: «...
  • Николай Вовк
    «Желая ознаменовать особое Моё благоволение к тем нижним чинам Лейб-гвардии, которые на Отечественной войне оказали с...«Если бы я мог ст...

Под лупой – ребус про отношения в семье

В Театре имени Вахтангова поставили «Обратную сторону медали» Флориана Зеллера

Молодой французский драматург, которого называют продолжателем традиций французской интеллектуальной драмы, покорил весь мир. Особенно популярна его трилогия: «Отец» - «Мать» - «Сын», с которой можно познакомиться и на московских подмостках - в «Современнике» идёт «Папа», в Театре имени Моссовета – «Мама», в РАМТе – «Сын». Судя по тому, что за пьесу «Отец» в 2014 году Зеллер был удостоен главной литературной премии Франции – Премии Мольера, а в прошлом году стал лауреатом «Оскара» за одноимённый фильм с Энтони Хопкинсом, который снял по ней, эта вещь корневая в его творчестве. Под пристальным вниманием драматурга отношения в семье, которые он изучает со всей ответственностью выпускника Института политических исследований, именно этой теме посвящена одна из ранних его пьес – «Наизнанку», в переводе Александра Питча «Обратная сторона медали».

Пьесу поставил актёр-вахтанговец Эльдар Трамов, сыгравший более двадцати ролей на сцене театра, ассистировавший Римасу Туминасу на постановке «Войны и мира» и, собственно, от него получивший благословение на режиссуру. Зритель должен быть готов ко всему на этом спектакле: препарировать будут его, причём, в самой болезненной части существования - в отношениях с близкими. Создатели спектакля попытаются расставить точки над i в триаде: думаю-говорю-совершаю поступки. А, как известно, современный человек здесь особенно грешен: его мысли часто противоречат словам, не говоря о поступках. Герои пьесы отважно возьмут на себя все эти внутренние диалоги с самим собой и своими ближайшими, предоставив возможность зрителю и поучаствовать в действии, и посмотреть на себя со стороны. Что он только там не увидит: все «реплики в сторону» - для нас. Вам объявлена комедия, но попадёте на трагикомедию, если не на трагифарс. В основе пьесы лежит острый диалог, неслучайно постановщик признался, что Зеллер – «автор на грани гениальности, но во всех его текстах – ребусы. Он берёт бытовую историю, и, если читаешь пьесу поверхностно, не видишь того, что за текстом, и не находишь ключа, возникает ощущение бульварной комедии».

Но отнюдь не такова «Обратная сторона медали» у вахтанговцев: на протяжении полутора часов будете слышать многоголосую партитуру, которую исполнит для вас семейная пара, зашедшая в тупик в своих отношениях. Жизни Даниэля (Евгений Князев) и Изабель (Яна Соболевская) давно идут параллельно, но при этом они любят друг друга. Исходные данные таковы, а сюжет закручен, куда проще, на том, что пара готовится к вечеринке со старинным приятелем Патриком (Игорь Карташёв), который придёт с молодой подружкой Эммой (Ася Домская\Ника Здорик, студентка), ради которой развёлся с женой.

Какую же бурю чувств переживут эти четверо за каких-то три часа, и сколько тайного узнает зритель о героях спектакля, Эльдар Трамов выстраивает действие так, что внутренние монологи слышим столь же отчётливо, как и реальные. Но для начала надо видеть, как бедный подкаблучник Даниэль, между прочим, книжный редактор, а в прошлом писатель, доверившись зрителям, вслух репетирует, как лучше сообщить жене, что он пригласил гостей. Изабель, конечно же, не одобрит его инициативу, как вообще не одобряет Патрика, ведь покинутая Лоранс – её лучшая подруга. В спектакль введён странный персонаж – Она (Светлана Йозефий), который можно воспринять как ироничное олицетворение вселенской грусти по поводу всех оставленных жён.

И вот в холодноватом чёрно-белом пространстве французской квартиры, наряды хозяев в тон (сценография и костюмы Максима Обрезкова) появляется шумная пара гостей. В воздухе начинает пахнуть грозой. С переменным успехом все играют двойные роли. Пританцовывающий модник Патрик, с выбеленным под Элвиса Пресли коком, с бутылкой дорогущего вина в руках, изо всех сил демонстрирует, что «жизнь удалась». Сообщая друзьям про путешествие в Италию, про планы купить квартиру с видом на Эйфелеву башню и домик на Ибице, он пытается доказать всем, а себе, в первую очередь, что упивается той свободой, о которой мечтают все. «Я счастлив!» - кричит всё в жестах Патрика, а мы слышим – «Надолго ли?! Она же бросит меня, и что я буду делать?!..» Сверхзадача его избранницы в том, чтобы всех очаровывать, и у Аси Домской это хорошо получается. Смешной Даниэль, в его велюровом костюме с укороченными узкими брючками, с завистью слушает приятеля, пытаясь иронизировать, но вскоре теряет дар речи. Он видит Эмму – в образе Мерлин Монро, в том самом белом платье и белых кудряшках, во всем блеске её 19 лет и - летит в пропасть. Правда, можно ещё сказать, что проваливается в мечту, но посмотрим.

И одна Изабель верна себе – она не даёт ни шанса этой паре, отправляя Патрику незримую реплику-СМС-ку: «И произойдёт это гораздо раньше, чем ты думаешь». Изабель «держит лицо», но зрители чувствуют её напряжение и сочувствуют ей. Настроение участников вечеринки-игры постоянно меняется, происходящее в реальности и рассказы о якобы происходящем так тесно переплетаются, что разгадать этот ребус поначалу не представляется возможным.

Но о чём же мечтает главный герой Даниэль, какой механизм начинает тут действовать? Эмма по привычке флиртует с ним, а ему, не забудем, что в прошлом он писатель, романтик, фантазёр, и где-то в деревне его ждет недописанный роман, начинает казаться, что это взаправду. Это чувство настолько сильно в нём, что меняет реальность вокруг него, и комната, в которой «реальность» отделяется от «мечты», освещается вдруг неоном разных оттенков – оранжевым, розовым, красным (художник по свету Александр Матвеев). Звучит музыка (Вячеслав Жуков), и у самого задника возникает помост, по которому во внутреннем видении Даниэля, проходит-проносится Эмма – модель, ню-модель, просто бесшабашная юность. В бурных мечтах вместо Патрика Даниэль плавает с Эммой в море, разыграет настоящую гангстерскую мизансцену. Когда на кухню, где они уединятся с красоткой, явятся Патрик и Изабель, он тут же представит их в образах - Отелло и Никиты с пистолетом. Забравшись на подиум, они, как у Тарантино, расстреляют всех подряд без разбора. Но как бы заворожённо не смотрел Даниэль на Эмму, до нас донесутся обрывки его фраз: «Что ты вообразил? У тебя перед глазами жена, а ты строишь воздушные замки с девицей, которая ей в подмётки не годится…»

И когда в финале мы видим Даниэля в его любимом кресле, со стаканом виски и сигаретой, мы понимаем, что, пройдя через все искушения, он утвердился в мысли, что необходимо ценить то, что имеешь, и стремиться слышать друг друга, неслучайно на помосте ему пригрезилась величаво выступавшая Изабель. Это благодаря ей у него рождается мысль о том, что он «не из тех, кто готов бросить всё в тартарары, ради чего?» Вот главная реплика, которую так желал услышать в финале зал. И пусть идёт своим путём Патрик, он имеет на это право, у Даниэля и Изабель тоже свой путь, и они убедительны в его выборе. К слову сказать, исполнитель роли Патрика Игорь Карташёв сказал на встрече с журналистами, что только на премьере понял, что «Обратная сторона медали» - «исключительно про любовь, и постановка эта очень нужна сегодня людям». А зрители, уверена, увидели-таки себя в отдельных моментах и непременно ещё раз придут на спектакль. Как в Москве и в Париже, так и во всех городах, где поставят эту пьесу.

Нина Катаева

 

 

 

 

 

Картина дня

наверх