На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

302 подписчика

Свежие комментарии

  • Нина Комарова
    Есть книга Вениамина Федченкова "На рубеже двух эпох". В ней он описывает, как Деникин "сдал" армию Врангелю. Деникин...«Если бы я мог ст...
  • Сергей Потемкин
    Пиздуй давай. Или волшебного пенделя ждешь ?Михаил Шемякин: «...
  • Николай Вовк
    «Желая ознаменовать особое Моё благоволение к тем нижним чинам Лейб-гвардии, которые на Отечественной войне оказали с...«Если бы я мог ст...

Куда ведёт дверь из коммуналки на Сивцевом Вражке

В прокат вышел фильм «Хронос» по рассказам Кира Булычёва

Как и положено в фантастике, герои картины путешествуют во времени и могут взглянуть на своё настоящее сквозь призму исторических катастроф. Слоган фильма - «Будущее нельзя изменить? В прошлое нельзя вмешиваться? А где оно, настоящее?» и состоит он из трёх киноновелл – «Временная связь», «Поломка на линии» и «Шум за стеной». Кир Булычёв (настоящее имя - Игорь Можейко) – советский писатель-фантаст, сценарист, режиссёр, литературовед и при этом научный сотрудник Института востоковедения АН, автор многих монографий, доктор исторических наук, лауреат Госпремии СССР. Автор сотен произведений в разных жанрах стал известен после серии рассказов о девочке по имени Алиса Селезнёва, а настоящая популярность пришла после выхода на экраны картины «Гостья из будущего». Всего по произведениям Кира Булычёва снято более 20 фильмов.

Фильм «Хронос» начался с того, что режиссёр Дмитрий Аболмасов два с половиной года безуспешно пытался пробить экранизацию рассказа Кира Булычёва «Можно попросить Нину?» по своему сценарию, пока наконец продюсеры Дмитрий Белосохов и Эльбор Чернов не прочли его версию, и с первого взгляда не влюбились в эту историю. Действительно, фантастика: действие происходит в 70-х годах XX века. Герой фильма (Сергей Пускепалис) безуспешно пытается дозвониться своей знакомой Нине, но, набирая номер, попадает к девочке, которую тоже зовут Нина. Её ответы кажутся ему странными, пока он не понимает, что каким-то необыкновенным образом разговаривает с ребёнком из Москвы 1942 года... Продюсеры немедленно принялись работать над экранизацией новеллы «Можно попросить Нину?», а закончив съёмки, отпустили короткометражку Дмитрия Аболмасова «Временная связь» в свободное плавание. И уж никак не ожидали, что она наберёт более 60 млн просмотров. Это подвигло на более глубокое изучение творчества Кира Булычёва - Игоря Можейко (1934-2003).

И когда Белосохову и Чернову попались новеллы «Шум за стеной» и «Поломка на линии», «потерянные» в творчестве писателя, они подключили к работе режиссёра Романа Просвирнина. В процессе работы решено было создать Киностудию имени Кира Булычёва, потому что у писателя оказалось большое количество неизданных вещей. Всего его авторству принадлежит более 400 произведений, прочитав чуть более половины из них, энтузиасты поняли, что создавать нужно киновселенную Кира Булычёва. Назвали её «Хронос», и в производстве уже несколько новелл.

Фильм «Хронос» открывается новеллой «Поломка на линии», где смотритель музея Великой Отечественной войны Кирилл (Дмитрий Ендальцев) обнаруживает за стенкой портал передачи из прошлого в будущее и размышляет над тем, стоит ли ему вмешиваться в ход времени. Он любит фантастику, но одна книга не дописана, так как автор умер от голода в блокадном Ленинграде. Кирилл пытается спасти своего кумира и просит ремонтника, пришедшего из будущего, передать сахар и сгущёнку писателю Черняеву (Юрий Назаров) в 1942 году, но тот отдаёт посылку голодающим детям и всё равно умирает...

Юрий Назаров появился на съёмочной площадке «Хроноса», благодаря Дмитрию Аболмасову, внимательней слушайте телефонные разговоры героя Пускепалиса с отцом во «Временной связи» - это голос народного артиста. Потом Юрию Владимировичу предложили сняться в роли писателя Черняева, прототипом которого стал известный фантаст Александр Беляев, умерший от голода в январе 1942 года в бывшем Царском Селе. Новелла «Поломка на линии» посвящена ему.

Истории никак не связаны между собой, но их роднит внимательное отношение к людям, а также к прошлому, настоящему и будущему страны. В новелле «Шум за стеной» действие происходит в Москве 1948 года. В коммунальной квартире на Сивцевом Вражке появляется дверь с выходом на берег тропического острова, где можно скрыться от всего плохого. Никто из обитателей квартиры (Иван Жидков, Анастасия Балякина, Женя Писарев) не понимает, где он находится, и в каком году. Всем ясно одно: за это открытие можно поплатиться жизнью…

Любопытно, когда о съёмках начали рассказывать артисты, оказалось, что все они просто мечтают участвовать в новых сериях. Дмитрию Ендальцеву повезло, продюсеры уже предложили ему стать режиссёром одной из новелл. Виктория Качуровская сыграла небольшую роль в «Поломке на линии», её фантастическая Кора помогает герою подключаться к разным временам, также её голосом говорит девочка Нина, умирающая от голода в Москве. Чувствуется, что прикосновение к киновселенной Кира Булычёва произвело огромное впечатление на исполнительницу. З.а. Наталья Кислицына, сыгравшая эпизод во «Временной связи», сказала, что всей душой ратует за российское кино, в котором можно будет узнавать себя, своих близких и друзей. Анастасия Балякина отметила тщательность работы с реквизитом, а третьеклассник Женя Писарев сказал, что самой трудной сценой для него оказалась та, где надо было заплакать в кадре.

Михаил Горевой, сыгравший жуткого мерзавца в «Шуме за стеной», по контрасту с американским сериалом «Чёрное зеркало», в котором «тьма, ужас и полная безысходность», предложил идею светлого зеркала. «В нашем фильме есть свет надежды, - сказал он, - после новеллы «Временная связь», где блистательно играет Сергей Пускепалис, появляется желание жить. Меня трудно чем-либо удивить, но я, как и многие, сидя в темноте, хлюпал носом от радости. Сейчас всем нам нужен свет, а у Кира, оказывается, столько неразведанных историй, надо снимать».

Роман Просвирнин подытожил: «Вселенная Кира Булычёва, действительно, существует. Это то, что случилось в нашем детстве, и когда меня позвали сделать кино по двум новеллам, я воспринял это как праздник. У нас сложился удивительный коллектив, с нами работал оператор Митя Горевой (сын Михаила Горевого – прим.ред.), мой волшебный соратник, с которым мы придумали и сделали это кино. Считаю, у фильмов, где Булычёв рассматривает проблему человечности, большое будущее. Людям нужно чаще задумываться об этих моментах».   

Впечатлениями от фильма поделился советник Министра просвещения РФ Антон Назаров, сказавший, что фильм «Хронос» «точно» станет частью цифровой образовательной среды, которую планируют ввести дополнительно к классике, и будет востребован, как родителями с детьми, так и педагогами. «Фантастика - классный жанр, - сказал директор Департамента интегрированных коммуникаций АНО «Институт развития Интернета» Александр Ляпин, - думаем, «Хронос» оживит интерес аудитории. Важно, что это полностью наш проект: фантастика основана на отечественной литературе. И здорово, что киноиндустрия обращается к русской культуре, в которой огромное количество актуальных тем».

Что касается аудитории, создатели фильма ориентировались на возраст 12+, но столкнулись с тем, что подростки не так глубоко понимают историю и не всегда считывают вторые планы, и эксперты подтвердили, что «Хронос» в пилотном виде адресован, скорее, двадцатилетним. Авторы учли замечание, и герои новеллы «Другая поляна», над которой работают сейчас, гораздо моложе, по жанру это будет семейное кино, адресованное и родителям подростков.

Эльбор Чернов рассказал, что на студии совместно с коллегами из Министерств просвещения и культуры и Института развития Интернета (ИРИ) активно готовятся к съёмкам «Реки Хронос» - главного произведения Булычёва. «Работаем с большим трепетом, считаем это произведение большим нацпроектом, впоследствии наша вселенная вольётся в «Реку Хронос». Более того, совместно с ИРИ продюсеры подают заявку на полнометражный документальный фильм о Кире Булычёве – «Человек, изменивший будущее».

Фильм снимали на Таманском полуострове, на Бугасской косе, омываемой Чёрным морем и лиманом. Это живописное место создателям фильма показали друзья-сёрферы с Кубани, которые помогали со съёмками. Они попросили дверь, которую открывал герой «Шума за стеной», оставить на пляже, и теперь это некий портал, ставший меккой для женихов и невест: они проходят через него, загадывают желания, вешают замочки на счастье. Дверь, конечно, сыграла роль главного элемента декора на премьерной Красной дорожке.  

А в герое Ивана Жидкова, который живёт в коммунальной квартире на Сивцевом Вражке, внимательный зритель угадает молодого Кира Булычёва. События будут плотно пересекаться возле этого загадочного переулка, который часто появляется в произведениях фантаста, и в киновселенной запланировали целый цикл, посвящённый Сивцеву Вражку. Намереваются разместить там Институт времени. «В каждом произведении у нас много потайных смыслов, - говорит Чернов, - которые всплывают в следующих новеллах: интеллектуальная киновселенная основана на умных тонкостях и пересечениях, которые подмечаем, изучая творчество фантаста. Открою секрет: мы конструируем еще один сверхпроект - «Всероссийский день будущего», и наша киновселенная - его неотъемлемая часть».

Нина Катаева

Картина дня

наверх