На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

307 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виталий Кирпиченко
    Везде надо быть умным! Этой особенностью Сухоруков награждён сполна. Одна просьба к нему -- не размениваться на шабло...Виктор Сухоруков:...
  • Сергей Дмитриев
    При всей образованности и возможностях, так и не получается  снять что-нибудь свежее, свободное от трЭндов и штампов....Виктор Сухоруков:...
  • Daddy Bo
    Разуйтесь, вАрвара.На Фабрику здоров...

"Небесное воинство" по-прежнему в строю

Гендиректор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина рассказала о выставке «Небесное воинство», а также о новых культурно-образовательных проектах

С выставкой «Небесное воинство. Образ и почитание», которая с 17 марта по 20 августа развёрнута в Музеях Московского Кремля, вышло ровно по пословице – «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Проект, рассказывающий о святых воинах в русском искусстве, начиная с домонгольского времени и до XX столетия, объединивший более 130 произведений из Музеев Московского Кремля, Государственного Эрмитажа, Исторического музея, Третьяковской галереи и Музея русской иконы имени Михаила Абрамова, готовили для Ватикана, но, в связи с известными событиями, показ отменили. И тогда музейщики, расширив экспозицию, решили показать выставку в Москве. Собственно, в 2023 году «Небесное воинство» оказалось более актуальным, потому что к святым воинам обращаются за заступничеством, исцелением и помощью в бедах, которые постигают родную землю.

В Патриаршьем дворце посетители знакомятся с историей и обрядом почитания великомучеников Георгия, Дмитрия Салунского, Фёдора Стратилата, благоверных князей Бориса и Глеба и архистратига, старшего военачальника Небесного воинства, святого архангела Михаила. Увидят храмовый образ "Архангела Михаила с деяниями ангелов", который впервые с 1980 года покинет иконостас Архангельского собора. «Специально достаём икону из иконостаса, - рассказала Гагарина накануне открытия выставки, - и её можно будет рассмотреть в деталях, это одна из древнейших русских икон времён Куликовской битвы. Кроме того, на выставке представлены хоругви с образами архангелов рубежа XII-XIII веков, это домонгольские памятники, которых сохранилось очень немного, а раскрашенные знамена из ткани - чрезвычайно редкий экспонат в собрании любого музея. Также показываем одну из древнейших домонгольских икон рубежа XI-XII веков, образ великомученика Георгия из Успенского собора. Здесь же разместятся предметы из арсенала русских царей XVII столетия с религиозной символикой христианского и исламского мира, византийская и русская мелкая пластика – каменные, деревянные скульптуры и шедевры нумизматики. Среди них сребренник князя Ярослава Мудрого из Эрмитажа, одна из шести монет подобного рода, сохранившихся в мире.

Вторая часть экспозиции раскроет тему обращения к заступничеству Небесного воинства в придворном церемониале и государственной символике и охватывает период расцвета Московского царства - с XVII до середины XX века. Здесь представлены редкие образцы первого военного ордена России – ордена Александра Невского, а также золотое Георгиевское оружие и резная каменная икона с изображением Чуда Георгия о змие, которая демонстрируется впервые».

В финальном разделе выставки представлены образы святого Александра Невского и Дмитрия Донского в советском искусстве 30-50х годов, когда благоверные князья были возвращены в официальное искусство Советской России. Среди экспонатов эскизы Павла Корина из Третьяковской картинной галереи и мозаики станции метро Комсомольская, на которых изображены Александр Невский и Дмитрий Донской.

Выставочный проект сопровождается образовательными программами для зрителей всех возрастов. Совместно с сетью кинотеатров «Каро» создана новая программа с уникальным репертуаром, где показывают политическое, экспериментальное, авторское, культовое кино. В рамках совместной акции, которая пройдёт с 1 марта по 4 июля, в кинотеатре «Октябрь» покажут художественные фильмы – «Иван Грозный» и «Александр Невский» Эйзенштейна, «Андрей Рублёв» Тарковского, «Царь» Лунгина, «Орда» Андрея Прошкина. Перед показом кураторы и лекторы выставки познакомят зрителей с политическими и культурными особенностями исторических периодов и рассмотрят реальные и вымышленные события, которые показаны в фильмах, и то, как они связаны с эпизодами выставки.

В марте посетителей познакомили с новой программой - «Музыкальные встречи в Кремле». "Вы знаете, что у нас в музее проводятся популярные фестивали «Посольские дары»,  «Цари и музы», которые нашли своего слушателя, - рассказала Елена Юрьевна. - Проект «Музыкальные встречи в Кремле» не приурочен ни к историческим датам, ни к каким-либо личностям, на этих концертах важна сама музыка – в камерном исполнении артистов. Так, 7-го и 14-го марта перед слушателями выступили победитель XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского, пианист Дмитрий Маслеев и Квартет имени Бородина, один из старейших коллективов в мире".

Дионисий в Кремле

Тот, кому довелось побывать в Ферапонтовом монастыре, никогда не забудет это чудо, сотворённое в храме великим Дионисием и мастерами его школы. И всегда странно было слышать о том, что мастер работал в Москве, но никто не знает где. В Кремле, как известно, в течение нескольких лет ведут комплексную реставрацию Успенского собора, третий этап начался в конце 2021 года, когда в южной части основного пространства собора были установлены строительные леса. «Тогда на южной части центрального иконостаса мы демонстрировали 28 икон, - рассказывает Гагарина, - затем их сняли, чтобы изучить древние росписи собора на столпах, которые, по нашим предположениям, скрывались за иконостасом. Предположения подтвердились, и, как вы знаете, два года назад в Похвальском приделе собора были обнаружены фрески мастерской круга Дионисия. Реальность превзошла все наши ожидания: после выемки почти половины икон из центрального иконостаса перед исследователями и реставраторами предстала полная картина росписей на западной грани юго-восточного алтарного столпа, западной стене ризницы и лестничной башне. Также стала ясна степень их сохранности».

Фрески Дионисия в Успенском соборе Московского Кремля: это была сенсация! В этот раз её продолжение: в верхней части на столпе видим изображение Девы Марии из сцены Благовещенья, оно находилось под несколькими слоями записи XVIII-XIX веков. Ниже, на верхней части алтарной стены, видим небольшой цикл из двух сцен, посвящённых преподобной Марии Египетской. По словам Гагариной, для русских стенописей первой половины XVII века довольно распространенная тема, хотя местоположение цикла - высоко на алтарной стене - аналогий не имеет. Ещё одна особенность: сцены изначально задуманы как полу-фигурные, то есть, писались поверх иконостаса, который закрывал не всё то пространство, которое закрывает сейчас. «Скорее всего, сделали это вынужденно, - говорит Елена Юрьевна, - участок алтарной стены над росписью возвышался над иконостасом и был горизонтальным и небольшим, к югу от цикла Марии Египетской открылась огромная двухъярусная композиция «Происхождение честных древ животворящего креста». Все эти сцены, по всей видимости, принадлежат основному слою росписи собора 1643 года, они находились под частичной записью, которая лежала на ликах и руках персонажей, по стилю её можно датировать концом XVIII века. И это согласуется с тем фактом, что в 1773 году живопись собора была впервые поновлена по приказу Екатерины II».

Последние археологические исследования в соборе привели к тому, что в его пространстве нашли фрагменты фундаментов более древних храмов - собора времён Ивана Калиты (1327) и собора архитекторов Кривцова и Мышкина, который, согласно летописям, был разрушен в 1474 году землетрясением. После этого в Россию пригласили итальянских мастеров, которые возвели на этом фундаменте ныне существующий собор. «Планируем раскрыть еще четыре шурфа, - говорит гендиректор, - чтобы понять сохранность фундаментов и решить, можно ли будет сделать археологические окна и демонстрировать их посетителям. Считаем, что это очень перспективное исследование, которое позволит определить границы утраченных рам, потому что сейчас мы не знаем, насколько большими они были, и сделать графические реконструкции. Подчёркиваю, что это остатки самых древних храмов, найденных на территории Московского Кремля».

Музейщики активно ведут отделочные работы на территории нового музея на Красной площади, реставрируют экспонаты, которые туда переедут, начиная от государственных регалий и заканчивая мелкими предметами.

Платья императриц

О том, как реставрировали коронационное платье императрицы Александры Фёдоровны (сер.1820х годов), и венчальное платье Екатерины II (1745), а также Шапку алтабасную, сняли отдельный видеосюжет, который убедил всех, какая же это трудная и кропотливая работа. Платья со шлейфом сшиты из серебряного глазета, у Александры Фёдоровны украшено декоративной вышивкой в виде букетов, выполненных серебряными нитями, розы и лилии очень натуралистичны - с лепестками, пестиками, тычинками. Реставрируют с 2014 года, самую сложную работу проделали с цветами из объёмных деталей: демонтировали, разбирали на лепестки, цветы очищали, дублировали, перекрывали тонированным тюлем. В настоящий момент работают над шлейфом.

Платье Екатерины II, расшитое серебряными нитями, реставрировали 50 лет назад, и перед тем, как отвезти его на Красную площадь, специалистов ждёт большой объём работы. Платье состоит из лифа, юбки и шлейфа, выполненного из трёх полотнищ глазета, юбка – из одиннадцати, и этот огромный объём ткани необходимо привести в порядок. Укрепить, включая, как основную ткань, так и вышивку на платье.

Шапку алтабасную, ключевой предмет собрания, реставрировали с особым тщанием. Алтабас – это высоко ценившаяся при русском дворе драгоценная ткань, шёлковая в основе, и затканная тончайшей серебряной нитью или золочёной проволокой. Её тулья украшена запонами с драгоценными камнями, жемчугом и эмалью, реставрация этого удивительного памятника выполнялась в мастерских металла и ткани одновременно. Когда шапка поступила в работу, нити были сильно загрязнены, золотой алтабас выглядел нечистым, запоны, с утратами эмали и разрывами металла, деформированы. Благодаря современному оборудованию и материалам, реставраторам удалось очистить, укрепить и законсервировать экспонат, алтабасная шапка приобрела вид, близкий к первоначальному, и вернулась в экспозицию Оружейной палаты. В ближайшее время вместе с другими экспонатами переедет в новый музей на Красной площади.

За четыре года подготовки к переезду отреставрировано около 500 экспонатов. 

Нина Катаева

Картина дня

наверх