На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

312 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валерий Протасов
    И не только.«От любви к женщи...
  • Сергей Дмитриев
    ...Для разнообразия предлагаю почеркаться над экранизацией книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ... Сразу с титра...Пережить турбулен...
  • Марко
    Как тупо  либерастические провокаторы пытаются извратить исторические события.                                       ...Михаил Шемякин: «...

Как же хочется быть счастливой!..

В Малом театре подвели итоги второй режиссёрской лаборатории – «Постигая Чехова».

Артистам, как и в предыдущей лаборатории, посвящённой творчеству А.Н.Островского, было позволено взаимодействовать с другой школой. Из 53 заявок выбрали три, и в течение трёх недель молодые режиссёры репетировали свои постановки по произведениям Антона Павловича Чехова. Константин Демидов поставил «Чайку», Владимир Смирнов (Данай) – «Лешего», Ирина Михайленко сделала инсценировку по рассказу «Бабье царство». И наконец свои эскизы соискатели представили на суд жюри.

Победила Ирина Михайленко, выпускница курса Григория Михайловича Козлова из Российского государственного института сценических искусств в Санкт-Петербурге. Показ её эскиза «Бабье царство» по одноимённому рассказу состоялся 28 апреля на Малой сцене Сцены на Ордынке.

Перед показом главный режиссёр Малого театра Алексей Дубровский поздравил Ирину с победой и вручил ей диплом об окончании лаборатории.  

В рассказе «Бабье царство» (1894) Чехов описывает день Рождества в жизни владелицы фабрики Анны Акимовны. Наследство, доставшееся ей от отца, начинавшего простым рабочим, тяготит Анну, ей всего 25 и совсем не хочется заниматься проблемами производства, разбором документов, благотворительностью. Но именно так она проводит Рождество: накануне отвозит деньги несчастному многодетному отцу, губернскому секретарю Чаликову, а в само Рождество целый день принимает местных деятелей разного ранга, угощает, раздаёт деньги, а вечером ужинает наконец со своим бабьим царством, состоящим из тётушки и её компаньонок. И именно в этот день на сдержанную Анну Акимовну вдруг накатывает острое ощущение одиночества, и ей опять, пишет Чехов, «захотелось замуж, захотелось сильно, до тоски; кажется, полжизни и всё состояние отдала бы, только знать бы, что в верхнем этаже есть человек, который для неё ближе всех на свете, что он крепко любит её и скучает по ней».

Почему «опять» Анна Акимовна знает, потому что в доме у Чаликова она встретила рабочего Пименова с фабрики, из «старших», который и разбудил в ней это чувство, а вдобавок напомнил, что в детстве, когда её звали Анютой, они вместе играли во дворе, сам он на фабрике с девяти лет. И когда за ужином тётушки по привычке стали перебирать подходящих женихов для Анны Акимовны, среди «простых», но достойных было названо и имя Пименова, более того, миллионерша публично согласилась, чтобы её за него сосватали.

Критики, в большинстве, восхищались «Бабьим царством», один отмечал, что «все лица встают, как живые, и наводят на печальные и строгие размышления, а мир рабочих – мир придавленной силы показан как бы издали и не является на сцену, но всё время чувствуется». Другие обращали внимание на богатство проблематики, а, обсуждая образ Анны Акимовны, сходились на том, что концовка характерна для многих чеховских рассказов этой поры, когда в финале герой, подводя итог жизни, вдруг выносит вердикт, что жил не так, как хотел, и как надо жить. Анне Акимовне, по современным меркам, конечно, рановато делать такие глобальные выводы, тем не менее, подводя вечером итоги Рождества, она рыдает «от стыда и скуки», называя все мысли о браке с Пименовым «вздором, глупостью и самодурством».  

Ирина Михайленко точно выбрала материал для экзамена: критики писали, что некоторые произведения Чехова, в частности, «Бабье царство», написаны эскизно, то есть, сделан набросок вещи, и она может быть развёрнута более широко. Дебютантка отсекла «рабочую» тему и сосредоточилась на отчаянном выводе Анны Акимовны о жизни, пропавшей без любви, о поглотившем всё одиночестве. Количество персонажей в многонаселённом рассказе она сократила до девяти, за «бабье царство» в эскизе Михайленко, помимо самой Анны Акимовны (Наталья Калинина), отвечают тётушки (н.а. Алёна Охлупина и Наталья Боронина) и горничная Маша (Анастасия Горячева), безответно влюблённая в лакея Мишеньку (Михаил Зубарев). В спектакле заняты артисты Малого театра. Знаки внимания хозяйке, конечно, оказывает Пименов (Константин Юдаев), юрист Лысевич (Олег Доброван), приезжавший к ней с визитом, и даже лакей Миша. В ролях четы Чаликовых Михаил Фоменко и Наталья Вершинина.

Послушаем современных читательниц «Бабьего царства»: хотим того или нет, но главным условием благополучного брака они называют способность мужчины оберегать семью от опасности и обеспечивать достойные условия жизни, любовь ставят на второй план, особенно для героинь типа Анны Акимовны, для которых вопрос денег закрыт. Одобряют то, как решается у Чехова вопрос о стратегиях мышления богатых и бедных, когда «бабло к баблу», поскольку «богатый – магнит для денег», а бедным сколько ни дай, они «всё растратят и останутся бедными».

Судя по всему, у спектакля есть шанс стать популярным у молодёжи. Если в рассказе нет особой динамики и интриги, то в спектакле всё это есть,  достоинство его в том, что человеческая жизнь показана такой, какова она есть на самом деле. Мы видим, как сквозь смех и слёзы Чехов тонко и глубоко раскрывает женскую душу. «Бабий век-короткий век, и каждым денёчком дорожить бы надо» - посыл «Бабьего царства» актуален, и мы оставляем Анну Акимовну в нелёгком раздумье о женской доле и о жизни вообще. …Как же хочется всем нам быть просто счастливыми!

Нина Катаева

Фото Владимира Коробицына

Картина дня

наверх