На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

311 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валерий Протасов
    И не только.«От любви к женщи...
  • Сергей Дмитриев
    ...Для разнообразия предлагаю почеркаться над экранизацией книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ... Сразу с титра...Пережить турбулен...
  • Марко
    Как тупо  либерастические провокаторы пытаются извратить исторические события.                                       ...Михаил Шемякин: «...

«И мужик хороший, и орёл!..»

В Москве открыли памятник великому русскому артисту Михаилу Ульянову
 Памятник народному артисту СССР, лауреату Ленинской и Государственных премий СССР и России, Герою Социалистического Труда, художественному руководителю Театра имени Евгения Вахтангова на протяжении двадцати лет (1987- 2007) открыт в парке «Михайловский сад», неподалёку от Театрального музея имени А.А. Бахрушина. Бронзовая фигура молодого Ульянова на фоне театрального занавеса – дань нашей памяти Артисту, который поселил в наших душах незабываемые образы, как крупных исторических деятелей, так и наших современников.

Десятки ролей на сцене Театра Вахтангова, без которого он не представлял своей жизни, и около ста в кино. Ленин и Сталин, Марк Антоний и Цезарь, Ричард III, Наполеон и Понтий Пилат, Киров и маршал Жуков – всё это Михаил Ульянов. Знаковые роли в «Принцессе Турандот», «Варшавской мелодии», «Конармии» и «Дольше века длится день» – это тоже Ульянов. Незабываемы его Егор Трубников в «Председателе», Митя Карамазов в Достоевском, генерал Чарнота в «Беге»… Помнятся и те герои, что вызывали немало споров – в «Теме», «Частной жизни», «Без свидетелей» и «Ворошиловском стрелке». А есть ещё «Простая история», где героиня Нонны Мордюковой бросает секретарю райкома фразу, ставшую крылатой, – «Хороший ты мужик, Андрей Егорович, но не орёл!»

На церемонии открытия памятника выступили председатель Комиссии по культуре и массовым коммуникациям Мосгордумы н.а. Евгений Герасимов, коллеги Михаила Ульянова по Вахтанговскому театру, присутствовали депутаты Мосгордумы, представители федеральных и столичных органов власти, государственных, общественных, творческих организаций, студенты Щукинского института, близкие Михаила Александровича, москвичи и гости столицы.

… Под звуки Гимна России памятник открывают Евгений Герасимов и вахтанговцы – директор театра Кирилл Крок, актрисы – Ирина Купченко и Юлия Рутберг. Первое слово предоставляют Герасимову, и он вспоминает, как его, первокурсника, Михаил Александрович поставил часовым в драме «Человек с ружьём», где сам играл Ленина. После спектакля дебютант, никогда не испытывавший страсти к автографам, на автомате подошёл к Ульянову и попросил расписаться. Михаил Александрович внимательно посмотрел на него и написал: «Желаю мужества, когда трудно». Такие формулы не рождаются просто так, за такими словами всегда стоит непростая судьба, именно так Евгений Герасимов воспринял автограф своего учителя. «Я часто вспоминал эти слова, когда мне бывало трудно, – сказал он, – а потом стал желать «мужества, когда трудно» тем, кто подходил ко мне за автографом и вызывал у меня уважение».

***

Что интересно, выступавшие обращались к Михаилу Ульянову, как к живому, и с лёгкостью произносили слово – великий. Владимир Вдовиченков восхитился образом на памятнике: «Ну прям молодой парень – в джинсах с ремнём, в ботинках, как будто на репетицию пришёл…К сожалению, таким я не застал его, но очень хочу, чтобы люди, которые придут к памятнику, воспринимали Михаила Александровича молодым и полным сил… А в Вахтанговский театр меня взял именно он. Сказал – "Ты нам сгодишься…"».

Ректор Щукинского института, н.а. Евгений Князев признался, что готов подражать Ульянову во всём. «Уверен, что в сегодняшние трудные дни, – сказал он, – Михаил Александрович не позволил бы никому бросить тень на нашу профессию». Юлия Рутберг рассказала, что в последнее время артисты всё чаще говорят о том, как не хватает им Михаила Ульянова, и как хотелось бы просто поговорить с ним, обнять, услышать его голос.

***

Ирина Купченко проработала вместе с Михаилом Ульяновым 37 лет, из них под его началом как худрука – двадцать, с 1987-го по 2007-й. Он был её партнёром в спектакле Евгения Симонова «Антоний и Клеопатра», в «Мартовских идах» по Уайлдеру, в постановке «Брестский мир» Роберта Стуруа, (он Ленин, она – Инесса Арманд). Снимались актёры вместе и в кино: в драме «Последний побег» (1980), в психологической драме «Без свидетелей» (1983), в сериале «Подмосковная элегия» (2002).

Выступая на церемонии, Ирина Петровна ответила на вопросы «Столетия»: каким коллегой, партнёром, худруком, человеком был Михаил Ульянов?

– Михаил Александрович, действительно, великий человек и великий актёр, – сказала Ирина Купченко, – с осторожностью употребляю этот эпитет, но в данном случае он точный. И не потому что Ульянов талантливее других, а потому, что не всякому удаётся стать символом времени и образом эпохи, ему удалось. Скульптор Балашов рассказывал мне, что несколько лет назад в Студии Грекова он делал бюст Жукова, но комиссия работу никак не принимала – не похож. И он никак не понимал, в чём дело, пока кто-то из друзей-художников не подсказал: «А ты сделай так, чтобы он был похож на Ульянова». Балашов подправил, и комиссия сказала: «Да, это Жуков».

Показательная история, и дело в том, что на подсознательном уровне люди из комиссии хотели увидеть в бюсте Жукова не Георгия Константиновича, а портрет полководца. Михаил Александрович создавал художественный портрет Жукова, в котором он был многогранен и гораздо более концентрирован, там было всё – и характер, и воля, и сила, и идея. И вообще, когда он играл Жукова, за его плечами стоял не только Георгий Жуков, но и Александр Невский, Юрий Долгорукий и ещё тысячи русских воинов, поэтому образ Жукова поднимался у него до эпических высот. Это был эпический образ, как, впрочем, всё, что он играл.

 Даже если играл любовь?

– Да, и уж это была любовь по-русски, безбрежная, безбашенная, как у того же Митеньки Карамазова или Рогожина. Если он дурачился и валял дурака в каких-то ролях, то это вызывало гомерический хохот, например, Бригелла в «Принцессе Турандот» или генерал Чарнота в «Беге». Всё, что делал Ульянов, было выпукло и отчётливо, ясно и глубоко осмысленно. А как скупо и сдержанно он сыграл крупного начальника, который ушёл на пенсию, в «Частной жизни»! Тема кризиса возраста подана так точно и умно, как это может сделать только большой артист. 

 Роли руководителей разного ранга – отдельная статья в творчестве Ульянова…

– Роли начальников удивительно ему удавались. Помню, Никита Михалков шутил на съёмках фильма «Без свидетелей»: «Михаил Александрович, покажите начальника», и Ульянов, набычившись и выпятив вперёд свою челюсть, очень смешно изображал перед вами «просто начальника». А на съёмках другого фильма вечерами он подвозил меня до дому. И вот садится в свою «Ладу», включает зажигание, давит на газ и – поехал, я, конечно, говорю: «Михаил Александрович, ну так же нельзя, надо подождать, пока машина разогреется», а он: «Меня никто не ждёт, пока я разогреюсь».

И это – правда. То количество обязанностей, которое висело на нём, и которые он выполнял, – трудно перечесть. Все эти комиссии, комитеты, в которых он состоял… Сколько же он делал для людей! К нему беспрестанно шли с просьбами. Вот я каждый раз, когда иду через двор в театр, твержу молитву за раба Божьего Михаила, прошу для него Царствия Небесного, потому что и нашу квартиру выхлопотал он. А скольким ещё он выхлопотал этих квартир, скольких устроил в детсады, в больницы, нашёл хороших врачей, помог достать машины!

 Какие человеческие качества Михаила Александровича поражали вас больше всего?

– На съёмках "Подмосковсной элегии", последнего фильма, в котором мы снимались вместе, он уже был тяжело болен. Играл отца, я - его дочь, и съёмки были так построены, что вся большая семья каждый день была в кадре. И вот накануне первого дня съёмок обзванивают всех актёров: Михаил Александрович приехать вряд ли сможет. Ему деликатно звонят: мол, не волнуйтесь, мы съёмки задерживаем, а он: «Нет, что вы, график нельзя нарушать, я обязательно встану…». И через несколько дней, совершенно больной, вставал и играл. В натуре Михаила Александровича меня всегда поражало сочетание несочетаемых качеств: вы не представляете, каким мягким и нежным мог быть этот мужественный человек с брутальной внешностью.

Он был, я сказала бы, нравственно целомудренным, очень чистым человеком, с ним можно было говорить на любые темы, но он всегда принимал правильные решения. В памяти своей семьи он останется однолюбом, верным мужем, горячим отцом своим детям и внукам! А в памяти нашего театра - блистательным актёром и партнёром, надёжным товарищем, учителем для молодых и хранителем великих традиций русской сцены.

Михаил Александрович, мы вас помним и любим, и всегда будем помнить и любить! А Нонна неправа – вы и мужик хороший, и орёл!

P.S. Над созданием монумента работал авторский коллектив: народный художник России Андрей Балашов, автор памятника Михаилу Ульянову на его родине в Таре и мемориальной доски на доме в Москве, где жил артист; заслуженный художник России Игорь Бурганов и архитектор Юрий Менчиц. Идея принадлежит Римасу Туминасу, преемнику Михаила Александровича Ульянова на посту художественного руководителя Театра имени Евгения Вахтангова.

Фото Владимира Коробицына
Специально для «Столетия»

Картина дня

наверх