На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

307 подписчиков

Свежие комментарии

  • Daddy Bo
    Разуйтесь, вАрвара.На Фабрику здоров...
  • Варвара Иванова
    Не смешите мои тапочки.На Фабрику здоров...
  • Halszka Brzozowska
    Już jest także specjalna muzyka o specjalnych częstotliwościach fal magnetycznych...💓💓💯💯💓💓🙏🙏💓💓На Фабрику здоров...

В студии-салоне у Анатолия Полетаева

Народный артист СССР, композитор, дирижёр, основатель и руководитель легендарного оркестра «Боян» отметил 87-летие

На самом деле, оркестр на протяжении всех 50 лет существования имел более длинное название - Государственный академический русский концертный оркестр «Боян». Лауреату Международного конкурса в Берлине и премии Ленинского комсомола зрители рукоплескали стоя (знак триумфа), а творчеству его основателя и бессменного худрука-дирижёра, блестящего баяниста, обладателя Орденов Дружбы и Почёта и трёх медалей «За трудовую доблесть» посвящено множество искусствоведческих трудов.

По замыслу Полетаева, «Боян» был первой попыткой «объединить и сохранить музыкальную культуру славянской цивилизации», ставил своей задачей «укреплять и развивать национальное самосознание», потому что «народ без культуры – просто население». Иностранцы называли «Боян» «одним из лучших оркестров СССР», восхищались «изысканной и тонкой нюансировкой», «отшлифованностью и изумительным звучанием», «несопоставимо высоким уровнем», а дело было в новаторском духе Полетаева. В оркестр, который начинался с того, что восемь человек играли на гуслях, домрах, балалайках, жалейках, рожках, дирижёр стал вплетать инструменты симфонического звучания, поэтому музыканты могли сыграть, как увертюру к опере «Руслан и Людмила», так и композицию из русских народных песен. В исполнении оркестра звучала музыка Рахманинова, Чайковского, Глинки, Свиридова, Дворжака. Полетаев давал авторские концерты – он автор од, ораторий, молитв, гимнов и хоралов - во имя Великой Руси.

Мало того, Полетаев - обладатель Сертификата Международного агентства рекордов и достижений, свидетельствующего о том, что он первый в мире дирижёр, имеющий документальное подтверждение целебного биоэнергетического воздействия оркестра «Боян» на слушателей. Информация о достижении направлена в Книгу рекордов Гиннесса. Невероятно, но в декабре 2017-го, накануне своего 50-летия, уникальный оркестр был тихо «слит» (выражение министра Мединского. – Ред.), а, точнее сказать, уничтожен, у таких уникумов, как Полетаев, всегда находятся влиятельные оппоненты.

Но спустя пару лет, «Боян», как птица Феникс, возродился в новом качестве. Анатолий Иванович проводит в Доме учёных, где не раз концертировал, лекции-концерты, посвящённые истории «Бояна». Демонстрирует видеозаписи лучших номеров с участием выдающихся певцов и хоровых коллективов, а также рассказывает о чудесной особенности оркестра, музыка которого официально признана целебной. Полетаев продолжает борьбу за идеалы Святой Руси. В вечерах принимают участие музыканты, писатели, учёные, целители. А теперь под концертный зал оформлена ещё и одна из комнат квартиры Полетаева, которую он называет лабораторией, а можно назвать и модным словом – «студия-салон». И то верно, зрители, помимо аудио- и видеозаписей станут ценителями живого звука на премьерах, причём услышат не эстраду, а русскую классическую музыку. Мини-зал оформлен известным панно со сказителем «Бояном», а также бюстами русских гениев в музыке – Глинки, Мусоргского, Рахманинова, Чайковского, Римского-Корсакова, Свиридова. Полетаеву, в честь 25-летия Оркестра, подарил их выдающийся скульптор Вячеслав Клыков, торжественное вручение состоялось в Колонном зале Дома союзов.

Вечер начался с прослушивания дисков с выступлениями оркестра в разных точках страны – на первых гастролях в городах Асино-Белый Яр Томской области в 1969-ом, в Тюмени и Сургуте, в Перми, на 10-летии Трубчевска. «Советский Союз мы проехали вдоль и поперёк, - говорит Анатолий Иванович, - все республики, города и сёла, ударные комсомольские стройки и заводы, колхозы и совхозы, - к сожалению, у нас не было камер и журналистов. В качестве живых экспонатов трижды участвовали на международных выставках - в Чехословакии (Брно), Румынии (Бухарест), Швеции (Ретвик), где показывались космические достижения России. С нами ездила знаменитая певица Валентина Левко из Большого театра и вообще за свою жизнь я встречался со многими легендами - Юрием Гуляевым, Дмитрием Гнатюком, Александром Ведерниковым, Виргилиусом Норейкой, с другими знаменитостями, лауреатами всевозможных конкурсов. Со всеми ними мы выступали, и, конечно, у оркестра было бы много памятных документов, но и эти выступления никто не снимал. И сейчас мы торопимся из того, что осталось, сделать видеоклипы, которые, как и фотографии шедевров, дают море знаний. У меня их уже 180, когда-нибудь да послужат материалом для обучения, потому что сопровождаем их пояснительными титрами».

Надо сказать, что биография Полетаева изобилует любопытными фактами, к примеру, с будущим худруком и главным дирижёром Большого симфонического оркестра им П.И.Чайковского, н.а.СССР Владимиром Федосеевым они учились как баянисты в Московском музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных. И их кровати в общежитии на Трифоновке стояли рядом… Оба стали знаменитыми дирижёрами, Владимир Иванович в этом году отметил 90-летие.

Тайваньский триумф. 1999 г.

Анатолий Иванович показывает видеозапись концерта на Тайване, где их «нечаянно» поснимали на японскую камеру. Они и попали на эти гастроли по случаю: знакомый китаец-москвич по фамилии Голубев предложил Полетаеву поехать на Тайвань. Родом он был из императорский семьи, уехавшей из Китая во времена революции, и его знали, как на континентальном Китае, так и на «комендантском». Пригласили «Боян», судя по всему, вместо не поехавшего оркестра, а фестиваль был посвящён русской культуре, и помимо оркестров, туда ехали и театры, и балеты. «И, представьте, за несколько дней до отправления на Тайване началось землетрясение, - рассказывает Полетаев, - три скрипачки сдают паспорта с визами: мамы не разрешили, не поедем. Спасло то, что играть надо было Рахманинова и Чайковского, и «Боян», который, казалось бы, не должен этим заниматься, выполнил эту функцию. Ну и посмотрите, как принимал нас зал, причём, не могу сказать, что оркестр был в наилучшем профессиональном состоянии, но темперамент, дух и энергия были всегда при нас. Публика не давала уйти со сцены, потому что это была не просто музыка, «Боян», действительно, оказывал на слушателей биоэнергетическое воздействие. Мы создавали такую ауру, когда зрители сами себя лечили, объятые этой энергией. Тысячи человек, полный аншлаг, после первого концерта тут же подняли цены на наши выступления». Второй концерт Рахманинова на том концерте исполнил известный пианист Руэйбин Чен.

На бис были исполнены «Чардаш» Монти, «Танец с саблями» Хачатуряна и «Гусарский марш» Свиридова из композиции по пушкинской «Метели». Партию скрипки вёл «скрипач от бога» Андрей Филиппов. Фрагменты выступления на Тайване Анатолий Иванович восстановил по нескольким плёнкам, оставшимся от пожара в квартире, устроенном «доброжелателями». «Танец с саблями» был исполнен на предельной энергии, в таком темпе, какой танцорам выдержать нереально. А с «Гусарским маршем» Полетаев угадал в точку: тайваньцы 39 лет на военном положении, готовятся к войне. И, конечно, знают, что такое марш и военная дисциплина. И, надо было видеть, как неистовствовала публика.

***

Именинник продемонстрировал на видео декады Дней культуры РФ в Германии, Англии, Японии, где высшие чиновники оценивали то, как оркестр борется за честь русской культуры. Также видим клип, на котором в Храме Христа Спасителя Полетаеву вручают Золотую медаль имени Георгия Свиридова – высшую награду Славянского форума «Золотой Витязь». И наконец хозяин салона показывает нам свои сочинения на стихи Пушкина - молитву Ефрема Сирина «Отцы пустынники», написанную в 4 в. н. э., и «Оду Болдинской осени». Пушкин изложил молитву в классическом стиле за два месяца до смерти, слушаем её в записи.

А у «Оды Болдинской осени» - премьера! Стихи эти - «Унылая пора, очей очарованье» - знают все школьники. «Написать музыку на них было непросто, - признаётся Полетаев. - Рахманинов говорил, что музыка - это любовь, её сестра – поэзия, а мать – грусть, а в этих стихах ни капли грусти и тоски и всего того, что привыкли находить в романсах, тут всё торжественное, радостное и весёлое. С юмором и иронией аристократа Пушкин произносит: «Унылая пора…» и тут же комментирует – «Так это ж очарованье!» Получилась у меня не песня и не романс, а ария несуществующей оперы в современном стиле». Исполнила оду - первый раз на публику – лауреат международных конкурсов Лариса Павлова, аккомпанировал пианист и композитор Михаил Ковалёв.

«Настоящие композиторы не отдавали себе отчёт, что их музыка наполнена квантовой энергией, - делает Полетаев реверанс в адрес своего кумира Сергея Рахманинова, - и приносит биоэнегетическую пользу слушателям, они просто писали музыку, разговаривая с богом». Для своих гостей Анатолий Иванович приготовил подарки - кассеты с записью целебной музыки, а также свои книжки.  

Музыковед Анатолий Морозов рассказал, что с творчеством баяниста Полетаева познакомился в музыкальной школе, имя лауреата международных конкурсов часто звучало на уроках. А как-то в магазине «Культтовары» школьник купил пластинку Анатолия Ивановича, которую, конечно, заиграл-заслушал, а пару лет назад обнаружил её в своём архиве в цифре. Положил все номера на аудиозапись и выложил в интернет, популярность среди молодёжи оказалась огромной.

Режиссёр кино Юрий Горковенко познакомился с Полетаевым, когда в 1959 году поступил в Горьковскую консерваторию, а молодого педагога направили туда открывать класс баяна. «Помню, как увидел замечательного молодого человека 22-23 лет, - говорит он, - с моднейшим пробором, в парижском костюмчике с невероятным отливом, как будто с киноэкрана спустился голливудский актёр. И я с ним общаюсь, а он учит меня музыке и вообще жизни, я смотрел на него с восторгом. Знания, которые он мне дал, всегда помогали идти по жизни. И вот мы встретились в Москве, в последние годы я был частым слушателем на его концертах «Белой сирени» в Доме учёных. Сейчас увидел 87-летнего Анатолия Ивановича, но я его сразу транспонировал в тот, молодой, образ, для меня он всегда вот такой многоликий, невероятно одарённый человек, который столько сделал в жизни, сколько большинству из нас и не снилось».  

От имени близких выступил зять Полетаева, хирург, доктор наук Андрей Рябов, подготовивший этот вечер вместе с женой Анастасией, старшей дочерью дирижёра. «Вклад Анатолия Ивановича в отечественную культуру неоценим, - сказал он, - и для всех нас, его близких, он, конечно, большой ориентир в жизни, образец любви к родине и верности долгу. Это большое счастье, когда рядом с тобой есть человек, несущий свет мудрости, у которого можно учиться жизни». У дирижёра Полетаева трое детей и шестеро внуков, его салон всем понравился.

Нина Катаева

Картина дня

наверх