На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

312 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валерий Протасов
    И не только.«От любви к женщи...
  • Сергей Дмитриев
    ...Для разнообразия предлагаю почеркаться над экранизацией книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ... Сразу с титра...Пережить турбулен...
  • Марко
    Как тупо  либерастические провокаторы пытаются извратить исторические события.                                       ...Михаил Шемякин: «...

Что случилось на «Огненном»

Фильм Бориса Хлебникова "Снегирь" стал фильмом открытия на 45 ММКФ

Рыболовецкое судно, на котором происходят трагические события нового фильма Бориса Хлебникова, называется – «Снегирь». Необычное название для траулера: красногрудая певчая птичка, символ русской зимы, и – грозный океан, который покоряют разнокалиберные морские волки.

Впрочем, если вспомнить, что в переводе с латинского «снегирь» - это «огненный», будет самое то. Настоящий пожар будет бушевать на судне – стихия разверзнется в виде десятибалльного шторма, а уж что сотворится в душах морских бродяг, озабоченных, в основном, тем, как бы побольше заработать, зритель долго будет размышлять после показа. Дело в том, что команде моряков подкинули двух «асисяев» в виде практикантов из мореходки, и всё действие будет вращаться вокруг них. Воспитывать их или не воспитывать, а если воспитывать, то как – вопрос будет стоять так, потому что эти два поколения разделяет бездна.

Фильм снят по мотивам романа советского писателя Георгия Владимова «Три минуты молчания», напечатанного в 1969 году в «Новом мире», где повествование велось от имени 26-летнего героя, запутавшегося в жизни, не умеющего определиться ни с профессией, ни с дамой сердца. На судне «Всадник» он оказывается с одной целью – понять наконец, что есть что и кто есть кто в этой жизни, чего он хочет и что может. Борис Хлебников вместе с постоянной своей сценаристкой Наталией Мещаниновой героя этого из сюжета изъяли, оставив один антураж – проржавевшее судно советских времён, вальяжного капитана (Анатолий Попов) и его команду с остро прописанными характерами, с трудными судьбами. Главными героями оказались – «отец Геннадий» в роли неформального капитана (Александр Робак), местный балагур Юрец, снимающий дурацкие видео (Тимофей Трибунцев) и мрачный Дед (последняя роль Евгения Сытого). Есть ещё разбитной кок Витя в рубашке с пальмами (Сергей Наседкин), Серёга (Михаил Кремер) и другие матросы. Действие перенесли в наше время.

Завязка чрезвычайно интересная: из 18-летних практикантов о море мечтает лишь Максим (Олег Савостюк), Никита (Макар Хлебников) попал и в мореходку, и на сейнер «по приколу»: не поступил на физмат, а здесь давали общежитие. Ну и вообще он из тех, кто способен отправиться «за туманом и за запахом тайги», оба видеоблогеры, особенно увлечён этим Никитос. Интересно проистекает и столкновение двух сторон, никому не хочется возиться с молодняком, и Геннадий переадресовывает указание старпома (Василий Шипицын) проинструктировать практикантов Юрцу, а тот делает это формально – «здесь не стоять, к этому не прикасаться, работать в перчатках». Парням выдают фартуки и ножи для разделки рыбы, и начинается для них рутинная жизнь. В свою «практику» входят они по-разному. Макс – с неподдельным интересом, несмотря на не романтичность происходящего, Никиту море не принимает: и морская болезнь по нему плачет, и морковку из супа он вылавливает, потому что душа не принимает, и по сорок минут в душе нежится, за что вскоре начнёт получать по полной, дедовщина на корабле будет почище армейской.

То, как морские волки вводят парней в свой мир, видеть не особо приятно, но то, что те им интересны, факт, особенно Никитос, который бесит их своим свободолюбием, они тут, понимаешь, корячатся из последних сил, а он на вопрос, кем бы хотел стать в жизни, отвечает – «собой». Более-менее лоялен к ребятам взявший на себя роль воспитателя «отец Геннадий», именно он вызывает Никиту на разговор по душам под коньячок и задаёт мучающий его вопрос - почему вам ничего не надо, что вы за люди такие?.. А всё оказывается очень просто – у Геннадия подрастают две дочери, ровесницы практикантов, которых он совершенно не понимает. Ощущая нарастающую неприязнь «коллектива» к Никите, Макс дистанцируется от него. А тот и не думает приспосабливаться, и когда узнаёт, что моряки, недовольные уловом, не гнушаются контрабандой, заходя в норвежские воды, интересуется в лоб, неужели не боятся тюрьмы? Ох, не надо бы Никите произносить эту фразу, «ответ» от своего «инструктора» Юрца он получит сполна…

Центральная сцена фильма – шторм, в который попадает траулер, и во время которого у «коллектива» появляется возможность проявить героизм, спасая норвежских моряков. И если первая часть фильма была похожа на производственную драму, в которую подробно и нудно вводили юнцов (оператор Алишер Хамиходжаев), то вторая – это фильм с элементами катастрофы, выполненная с использованием большого количества компьютерной графики. Шторм пережили, на дно не пошли, многотонный улов получили, даже людей спасли, но радости никакой, даже если отвлечься от произошедшей трагедии, которая, конечно, висит над всеми, ну а круговая порука, в первый раз, что ли?..

На причале корабль ждут представители полиции и следователь. Всех членов команды допрашивают с пристрастием: не оплошает никто, о разгильдяйстве Юрца, стоившем жизни парню, не вспомнит никто. Влюблённый в море Максим, в том числе. Правда, сложно сказать, к какому поколению теперь он относится – волчар-моряков или к своему. По общему признанию, Борис Хлебников снял лучший из своих фильмов, к которому его подвели герои «Долгой счастливой жизни», «Аритмии», «Пока ночь не разлучит». Продюсер Сергей Сельянов, по его заявлению, вел переговоры об участии «Снегиря» в программе Каннского фестиваля, но премьера фильма состоялась на 45-м Московском Международном кинофестивале.

Нина Катаева

Картина дня

наверх