На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

307 подписчиков

Свежие комментарии

  • Daddy Bo
    Разуйтесь, вАрвара.На Фабрику здоров...
  • Варвара Иванова
    Не смешите мои тапочки.На Фабрику здоров...
  • Halszka Brzozowska
    Już jest także specjalna muzyka o specjalnych częstotliwościach fal magnetycznych...💓💓💯💯💓💓🙏🙏💓💓На Фабрику здоров...

Прощай, Жанна!

Москва простились с народной артисткой СССР Инной Чуриковой

Актрисы не стало 14 января после продолжительной болезни на 80-м году жизни. Инна Михайловна - лауреат Госпремии РФ, Госпремии РСФСР им. братьев Васильевых, премии Ленинского комсомола. Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством. Театральный и киномир скорбит, вспоминая роли великой актрисы, среди которых сама она выделяла Марфушеньку из сказки «Морозко». Чурикова с юмором рассказывала в интервью, как снималась в этой сказке - пришлось учиться кататься на свиньях, в целях экономии поглощать луковицы вместо яблок, пить разведённое молоко. А полюбила она героиню за то, что у неё были недостатки, для многих взрослых, как и для детей, такие персонажи даже привлекательнее. 

В эти дни соцсети полны признаний в любви актрисе, авторы словно соревнуются в изобретении определений для таланта и личности Чуриковой. Гениальная, божественная, неземная – последнее определение, пожалуй, ближе других к истине, потому что, рассказывая о своём поступлении в институт, Чурикова вспоминала такой эпизод. В учебной части после прослушивания её спросили: «Знаете ли вы, что Вениамин Иванович (Цыганков, режиссёр и педагог. - Ред.) сказал о вас - она или дура, или гений». Я, наверное, и то, и другое, хотя насчёт гениальности не знаю…»

А сказал педагог такое, видимо, потому, что этюд абитуриентки был похож на те разговоры королевы с придворными, которые в детстве вела Инна, убегая зимой по полю к яблоне в сугробах. Садилась на покрытый настом снег, как на трон, клала руки на «подлокотники» и начинала играть… А ещё порой на сцене или на съёмках на неё беспричинно накатывали приливы счастья, она словно приподнималась над землёй и летела, как тот священник у Маркеса в «Сто лет одиночества».  

Впрочем, приливы счастья были не так уж и беспричинны, потому что Чурикова – из породы людей, у которых всё задуманное сбывается. В детстве, которое частично прошло в башкирском Белебее, где 5 октября 1943 года в эвакуации родилась Инна, она мечтала стать знаменитой актрисой, и – стала. Её родители были специалистами сельского хозяйства, когда они развелись, дочка с мамой перебрались в Москву. Окончив Театральное училище имени Щепкина, Инна работала в Московском ТЮЗе, снималась в кино, и именно на этой сцене её увидел Глеб Панфилов, искавший актрису для своего дебюта «В огне брода нет».

Всем известна эта история встречи двух предназначенных друг для друга людей. Спустя два года, Чурикова сыграла в панфиловском фильме «Начало» Пашу Строганову-Жанну д.Арк, сделавшую её звездой, и вышла замуж за Глеба Панфилова, став его музой. Снялась в десятке его картин, среди которых «Васса Железнова» и «Мать» по Горькому, «Без вины виноватые» по Островскому, «В круге первом» и «Иван Денисович» по Солженицыну. О любви актриса рассуждает на примере бабушки, которая «любила дедушку всю жизнь и была верна ему». Он погиб на войне, а к бабушке до 60 лет сватались, но она всем отказывала. И когда Инна поинтересовалась, почему не выходит замуж, ответила: «А как я Захару потом в глаза погляжу?» Сын Панфилова и Чуриковой стал юристом-международником, его фильмография насчитывает пять картин.

Инна Чурикова сыграла в пяти театральных постановках Панфилова, и среди них трёх королев – Гертруду в «Гамлете» и Алиенору в «Аквитанской львице» Голдмена на сцене «Ленкома» и Елизавету II в «Аудиенции» Питера Моргана в Театре наций. Сгодился в качестве репетиционного снежный наст. Готовясь к интервью с актрисой, хотела спросить её, легко ли играть королев, то есть, должна ли исполнительница обладать особыми качествами. К сожалению, интервью не состоялось, и сегодня я готова ответить за неё: «Конечно, должна», и сама Инна Чурикова была живым примером того, что значит быть «особенной» в любой роли, даже в самой крошечной

Очень популярен был на рубеже веков спектакль «…Sorry» по Галину, а в 2012-ом Панфилов поставил «Ложь во спасение» по мотивам пьесы Алехандро Касоны «Деревья умирают стоя». В роли бабушки Инна Чурикова планировала выйти на сцену «Ленкома» в феврале. «Аудиенция» в последнее время показывалась в Театре Вахтангова, явление действующей британской королевы на сцене воспринималось зрителями с большим энтузиазмом.

Сцене «Ленкома» Чурикова служила более четырёх десятилетий, дебютировала в спектакле «Тиль» Марка Захарова, сыграла во многих его постановках. Играла роли в пьесах русских и западноевропейских классиков, в её репертуаре были Аркадина и Филумена Мартурано. В кино снималась у Андрея Кончаловского, Карена Шахназарова, Владимира Бортко, Петра Тодоровского, Станислава Говорухина, Владимира Меньшова, а также у Василия Сигарева и Жоры Крыжовникова.

Воплощала на экране, как супергероинь («Васса», «Мать»), так и женщин не от мира сего, как художница Таня Тёткина («В огне брода нет»), актриса Паша Строганова («Начало»), педагог Нетужилина («Военно-полевой роман»), экскурсоводы Хлоя («Плащ Казановы») и Нина Елизаровна («Ребро Адама»). Об актёрской интуиции Чуриковой, о воздействии на зрителей, граничащем с гипнозом, слагались легенды. Николай Бурляев, снимавшийся с актрисой в «Военно-полевом романе», утверждает, что у неё есть тайна. Собственно, она сама рассказала об этом.  

Иные фильмы и спектакли Чуриковой можно прописывать как лекарство от депрессии, тоски и грусти, хотя, казалось бы, совсем невесёлые вещи приключаются в них с женщинами. Но посмотришь, и веселее становится жить на белом свете. Прощайте, любимая актриса Инна Чурикова, мы всегда будем помнить вашу Жанну д.Арк, вашу Таню Тёткину, вашу Хлою…

В комиссии по монументальному искусству при Московской городской Думе сообщили, что готовы рассмотреть вопрос о создании памятника Инне Чуриковой в Москве.

Нина Катаева

Картина дня

наверх