На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

304 подписчика

Свежие комментарии

  • виктор шлапак
    гениальность-это не природа, а труд, трудятся единицы, а остальные убивают этих единиц, чтобы  см. историю«Натура – дура, с...
  • Нина Комарова
    Есть книга Вениамина Федченкова "На рубеже двух эпох". В ней он описывает, как Деникин "сдал" армию Врангелю. Деникин...«Если бы я мог ст...
  • Сергей Потемкин
    Пиздуй давай. Или волшебного пенделя ждешь ?Михаил Шемякин: «...

«Белая сирень»

Монологи Полетаева продолжаются. К 150-летию Сергея Рахманинова

Анатолий Иванович в течение девятнадцати лет проводил в мае фестиваль «Белая сирень» - в честь Сергея Рахманинова (с 1998 по 2017 год. – Ред.). На вечере в Доме учёных смотрим по видеозаписи, как Галина Преображенская в 2014 году поздравляет всех с открытием очередного фестиваля: «Выражаю свои лучшие чувства Анатолию Ивановичу Полетаеву за его истовую любовь к музыке, - говорит она, - за ясное понимание того, что так необходимо нам сегодня, и что ни в коем случае, ни на пядь, нельзя отдавать. Вот уже шестнадцать лет, не важно, дождь или солнце на дворе, проходит фестиваль «Белая сирень» и, можно быть уверенными, что пока его «держит» в своих руках Анатолий Иванович, пока горит его сердце, фестиваль будет жить».

 Рассказывает Полетаев: «На каждый концерт Рахманинова в России, до его эмиграции в 1918 году, где бы он ни проходил: в Москве или в заснеженном Томске, кто-то приносил белую сирень. Инкогнито – даже родственники не знали, кто это, оставалось гадать, что кто-то доставляет сирень самолётом с Канарских островов. А оказалось, в России были оранжереи, в которых в течение года на заказ выращивали белую сирень. Впоследствии стало известно и имя заказчицы - учительницы из Киевской губернии Фёклы Яковлевны Пачеки, по мужу, обрусевшему французу, Руссо. Таинственная незнакомка обожала музыку композитора, и букетами белой сирени выражала своё поклонение. Интересно, что меценатка дарила не деньги, в которых нуждался тогда Рахманинов, а цветы, символ вдохновения, и ничего не требовала взамен. Ни автографов, как сегодня, ни совместных фотографий. В честь этой бескорыстной женщины я назвал Фестиваль музыки Рахманинова – «Белая сирень».

После революции Рахманинов уехал за рубеж, но белая сирень на концертах, уже от другой женщины, до 1936 года появлялась и там. А я признателен Ирине Анатольевне Рябец из группы поддержки оркестра «Боян», которая приносит белую сирень на все наши концерты, и уговорить её не делать этого хотя бы зимой невозможно». Романс Рахманинова «Сирень» на стихи Екатерины Бекетовой слушаем в исполнении лауреата международных конкурсов Ларисы Павловой.

«Огромное спасибо, что в честь 150-летия Сергея Рахманинова вы пришли на концерт, - обращается Полетаев к публике, - считаю, что это главный наш композитор, с точки зрения меры души. И этот день посвящаем Сергею Васильевичу Рахманинову. Благодарю за поддержку «Бояна», за то, что храните память о Рахманинове». И для слушателей звучат романсы Рахманинова - в исполнении з.а. России Галины Кулюкиной «Полюбила я, на печаль свою» на стихи Тараса Шевченко, в переводе Алексея Плещеева; н.а. России Евгения Поликанина - «Пора» на стихи Семёна Надсона; «короля романсов» Сергея Дудинского - «Островок» на слова Константина Бальмонта и «Сон» на слова Плещеева (из Гейне); звучит Вторая часть незаконченного струнного квартета (Andante) – в аранжировке Полетаева. Также слушаем Романсы ля-мажор и до-минор, полные светлой грусти, написанные для двух роялей, четырёх и шести рук. Их редко играют, потому что нужны пианисты высокого класса: если в оркестре звук тянется, и можно делать комбинации разных тембров, то на рояле он гаснет, и без асов ничего не сыграть.

В исполнении Дмитрия Степановича, бывшего солиста Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, а ныне свободного художника, слушаем два романса - «Проходит всё» на слова Даниила Ратгауза и «Я не пророк» - Александра Круглова, которые он исполнил в Зале Чайковского. «Бывают любимцы публики, обладающие хорошим диапазоном, тембром, внешностью, - комментирует Полетаев, -  но, к сожалению, они всего лишь вокалисты, настоящие певцы, как Шаляпин, должны быть актёрами. Должны уметь сказать своё слово и правильно интонировать его, у Степановича это есть. А «Боян» за свою 50-летнюю историю выступал с самыми выдающимися певцами России, народными артистами России и СССР – Виргилиусом Норейкой, Дмитрием Гнатюком, Борисом Штоколовым, Юрием Гуляевым, Александром Ведерниковым, Леонидом Зимненко, Петром Глубоким. Юрий Гуляев, к слову сказать, поначалу отказывался сотрудничать с «Бояном», находил разные причины, а однажды поехал с нами на гастроли по провинции. И признался, что раньше его отговаривали, а Дмитрий Гнатюк сказал: «Не слушай напраслину про Полетаева, врут всё, наговаривают. Так и оказалось…» Потом Гуляев ездил с нами не раз, мы подружились, к сожалению, у меня нет с ним видеозаписей».

Триумф на Тайване

Тема Тайваня для Анатолия Полетаева актуальна всегда - по причине Третьей мировой войны, которую «хотят разжечь американцы, а Китай сопротивляется и не намерен отдавать остров в Тихом океане». Оркестр «Боян» в 1999 году был на Тайване, играл с тайваньским пианистом Руэйбином Ченом, одним из лучших интерпретаторов музыки Рахманинова в Азии. Он из местных, но живёт в Вене, где у него свой бизнес. «Когда мы встретились на Тайване, - говорит Полетаев, - я сказал, что могу саккомпанировать без репетиций, но всё же предложил ему порепетировать без оркестра, чтобы получил наше представление о концерте. Поработали три часа, и я был удивлён, что за ночь Чен исправил многое из того, что нужно было сыграть в Рахманинове. На пресс-конференции он сказал, что получил от маэстро знания, которые ему были очень полезны».

Под занавес создатель «Бояна» включает коду из финала Второго концерта Рахманинова в исполнении Руэйбина Чена. «Для нас это святая музыка, - говорит Полетаев, - высшая награда Рахманинова за понимание русского человека, русской культуры и природы». Завершается вечер выступлением друга Полетаева, поэта Владимира Самарина. «Не могу читать стихи, не выразив в сотый раз благодарность Анатолию Ивановичу за его титанический труд, - сказал Самарин. – Около сорока лет назад судьба подарила мне знакомство с маэстро и его оркестром «Боян», и он открыл для меня волшебный мир русской музыки, и прежде всего - Рахманинова. У меня дома на почётном месте висят дипломы участника фестиваля «Белая сирень», который Полетаев проводил каждый год в мае. После одного из фестивалей и родились эти строки».

С радостной улыбки зорьки ясной начался рахманиновский день,

И как символ музыки прекрасной распустилась белая сирень!

Вновь озарена душа мелодией, что волнами льётся в дольнем мире.

Вот струится «Русская рапсодия», вот Алеко плачет по Земфире…

И маэстро вскинутые руки, и софитов всполохи на них…

Перезвонов колокольных звуки – «Светлый праздник»! Вспыхнул и… затих.

И душа, стремясь отринуть тело, познаёт, века пронзая, суть,

И в дали той свет сирени белой осветил Рахманинову путь

Владимир Самарин также читает стихотворение, посвящённое оркестру «Боян».

 Мы как будто бы взлетаем, нас к созвездьям унесло -

То маэстро Полетаев дал нам музыки крыло!

На ковре, на самолёте, распахнув глаза и уши,

Мы находимся в полёте, нет, не мы, а наши души!

Нас бросает в зной и стужу, а в душе светло и ясно,

Нас «Боян» над миром кружит, и мгновенья те - прекрасны!

В заключение звучит романс «Весенние воды» в исполнении Натальи Ермаковой. Кольцевая композиция, всё в этом мире развивается по спирали.

Нина Катаева

PS. Виват маэстро!

Представляем вашему вниманию отзывы зрителей на концерты Полетаева с демонстрацией видеозаписей в Доме учёных.

«Потрясена оркестром «Боян» и выдающимся дирижёром А.И.Полетаевым. С огромным удовольствием хожу на  концерты. Здоровья Вам, уважаемый Анатолий Иванович!» Г.А. Михалькова. 09.01.20 г. 

Анатолий Иванович Полетаев – необыкновенный Русский музыкант, борец за русскую культуру! Наследник великой музыки, человек Дела, служения нашему искусству и идее православия. Быть его неповторимому и единственному оркестру! Многие лета его создателю!!! Татьяна Маршкова, журналист, музыкальный критик. 9.01.20 г.

***

Сегодня у нас праздник души: встреча с известным музыкантом, давним моим знакомым Полетаевым Анатолием Ивановичем! Вечер удался на славу. Встреча с прекрасным удивительна, а, если это преподносится через потрясающую музыку, которую виртуозно исполняет оркестр «Боян», то, даже в записи, это вызывает восторг! Такие вечера нужны нам, как воздух - вместо того, чем пытается нас «удивить» современное телевидение! Желаю Анатолию Ивановичу долгих лет творческой жизни! И ждём новых встреч! Л.Гордина. 9.01.2020 г.

***

Дорогой Анатолий Иванович! Рада была увидеть и услышать Вас снова. Помню чудесные вечера в Храме Святого Власия. И сегодняшний вечер был прекрасным. Мурашки и слёзы радости. Восторг. Благодарна Вам. С уважением Светлана Моисеенкова. 9 января 2020 г.

Восторг!!! И Благодарные слёзы! С уважением Лариса Громова, Зоя Костина, Андрей Катков и др. МТУСИ.

***

Выступление понравилось. Жаль, что нет живой музыки, она имеет большой целительный эффект. О.В. Носов. 9.01.2020 г.

***

С праздником, дорогой наш человек, великий музыкант Анатолий Иванович, дай Бог Вам здоровья и душевных сил, продолжайте свою борьбу за нравственность русского народа. Е.А. Рябов, П.П. Мишустина. 22.02.2019 г.

***

Анатолий Иванович, с уважением к Вам Э.И. Маслов и И. В. Рытченко, защитники оркестра «Боян».  Спасибо за замечательный вечер 22.02.2020 г. И за автограф. Малахитовый зал Центрального Дома учёных.

***

С глубоким уважением и пониманием относимся к Вам и Вашему творчеству. Вы, как глоток свежего воздуха, который поддерживает нас в трудное время. Да не погибнет Россия, пока есть на земле такие люди! Здоровья, веры и силы духа Вам и Вашим родным и близким! Храни Вас Господь! Зоя Васильевна.

Восхищена встречей с Анатолием Ивановичем Полетаевым: без живого оркестра, демонстрируя видеозаписи концертов, он достиг огромного художественного воздействия лично на моё восприятие и, судя по единодушию зала, такие же чувства испытывали все слушатели. Талант А.И. Полетаева просиял для меня ещё одной чудесной гранью. Многая и благая лета выдающемуся композитору и дирижёру. В.К. Егорова, г. Москва. 22 февраля 2020 г.

***

Спасибо большое за прекрасный музыкальный вечер и высочайшее исполнительское мастерство. Т.С. Петухова, г. Москва. 22.02.2020 г.

***

Благодарна Анатолию Ивановичу Полетаеву за фестивали «Белая сирень», посвящённые творчеству Сергея Рахманинова! Рада увидеть их даже в записи. Они заряжают силой, светом и энергией! Виват маэстро!!! 19.05.23 г. Л.И. Моисеева.

***

Восхищены. Лидия Николаевна.

Комментарий Людмилы Павловны Извольской на «Русскую рапсодию» Сергея Рахманинова в исполнении оркестра «Боян»: «Слушаю каждое утро! Восторг и упоение!!! Великая музыка Сергея Рахманинова, замечательное исполнение её оркестром! БРАВО! БРАВИССИМО! На этом клипе надо воспитывать поколения детей от мала до велика! Нижайший поклон всем создателям за трепет и торжество души! Милости божьей и вдохновенного творческого долголетия выдающемуся музыканту!»

*** 

Читаю отзывы и не могу не поделиться с читателями стихотворением историка Руслана Костенко,  которое он написал к 150-летию Сергея Рахманинова, по призванию он поэт, пишет стихи и музыку. Светлана Илларионовна Носова.

Сергею Васильевичу Рахманинову

Когда в раскатах небо загремит,\Сверкая молнией на сумрачном просторе,\ В душе, как сон, прелюдия звучит,\Та самая, что в до-диез миноре.

Её когда-то муза принесла\Тому, кто смог вместить небес волненье,\В аккордах звучных бьют колокола...\Как вестники весны и возрожденья!

Когда встаёт в огнях зари рассвет,\И солнце в чаше алого Грааля,\Волшебной темою звучит Второй концерт\С разливами поющего рояля...

И Свет волшебный льётся по полям,\В безбрежных небесах открыты шлюзы...\Рождается, покорная смычкам,\Мелодия концерта дивной Музы.

 Бывает, грусть нежданно посетит,\Душа томится в смутных ожиданьях,\Тогда его Элегия звучит,\Как свет Любви сквозь радость и страданье.

Стихий природы светлый чародей,\Маэстро чувств, открытый и сакральный,\Встаёт Душой из музыки своей Рахманинова Гений музыкальный. 

Он создал океан из тысяч лир,\Для Света чувств грядущих поколений,\Душой безбрежною он покорил весь мир...\Сергей Рахманинов, Эвтерпы русский Гений! 

***

О возрождении оркестра "Боян" мечтают многие, и не такая уж это утопическая идея: репертуара, накопленного за полвека, хватит на много десятилетий вперед, и последователей предостаточно, а уж аншлаги на концертах, на которых на подиум ещё может встать Полетаев, можно не сомневаться, будут не в пример иным выступлениям. Всё дело в том, что нужен кормчий, который встанет у руля, детально разобравшись в том, что произошло с "Бояном", кому и почему было нужно его "слить", и даст делу обратный ход. Тем более, что время трубит о необходимости возрождать именно те духовно-нравственные ценности, о которых вещал миру оркестр "Боян".  

Картина дня

наверх