В Малом театре премьера - на сцене «Виндзорские насмешницы»
Под какими только названиями не появлялись на театральных подмостках эти шалуньи из Виндзора конца XVI века: «Виндзорские - насмешницы, проказницы, кумушки», на сцене Малого театра (на Ордынке) они превратились в «Весьма остроумную и превесёлую комедию о виндзорских жёнушках».
И весьма актуальную. Поставил её по сценической версии Сергея Плотова режиссёр Александр Вельмакин, это вторая его работа в Малом. И трёх с лишним веков, пьеса написана и поставлена в 1597 году, а опубликована в 1602-ом, не ощущаешь, более того, зрители приветствуют спектакль громогласными аплодисментами. И не то, чтобы критики восхищались этой комедией, даже наоборот, но о «насмешницах» пишут, что это единственная пьеса Шекспира, где действие разворачивается в эпоху королевы Елизаветы, и большинство персонажей являются представителями среднего класса английского общества. Более того, по легенде, именно королева Елизавета посодействовала тому, чтобы в этой пьесе снова появился толстый рыцарь сэр Джон Фальстаф и некоторые другие комедийные персонажи из «Генриха IV»: судья Шеллоу, Пистоль, паж Фальстафа пьяница Бардольф. Судачили даже о том, что якобы королева желала увидеть рыцаря влюблённым, но этого, видимо, не смог представить драматург, и «влюблённость» Фальстафа в «Насмешницах» весьма специфического свойства. Но так или иначе, сегодня рыцарь шлёт нам привет из небольшого городка в графстве Беркшир, на правом берегу Темзы, в часе езды на авто от Лондона. И ассоциируется он у нас с летней резиденцией английских королей - Виндзорским замком.
«Виндзорских насмешниц» ставят довольно часто, причём с большим разбросом в жанрах - от комедии до трагедии, так, в недавнем спектакле Театра имени Маяковского Фальстаф в финале расстреливает своих обидчиков из автомата Калашникова. Совсем не то в Малом театре. В Виндзоре здесь живут добродушные обыватели и чудаковатые эксцентрики, с бравурного танца которых, в ярких объёмных костюмах, с кружками для эля в руках, и начинается спектакль. Режиссёр-постановщик обозначает жанр как «оду радости» и подчёркивает, что злодеев здесь нет, а любителей розыгрышей сколько угодно. И вот уже юная Фея (Тоня Клюквина, 10 лет) со стрекозиными крылышками за спиной, рассыпает направо и налево золотинки на счастье, а они ох как нужны рыцарю сэру Джону Фальстафу (Александр Клюквин), который явился в город в долгах, как в шелках, и думает только о том, где бы раздобыть денег.
И наконец придумывает: ещё бы, этакий хитрован, уверенный в своей неотразимости, не придумал! Он решает написать любовные письма двум самым знатным горожанкам - миссис Марте Форд (Светлана Аманова) и миссис Джейн Пейдж (Людмила Титова), закрутить с обеими романы и подобраться к кошелькам их мужей. Но дамы, не смотря на разницу в характерах, - Марта романтична и чувствительна, а Джейн прагматична и жестка, оказываются подругами, и, изучив абсолютно идентичные послания, решают проучить гуляку и хвастуна. И их «насмешки» рыцарю дорого будут стоить.
Параллельно в спектакле развивается не менее острый сюжет - любовная драма. Анна Пейдж (Варвара Шаталова), дочь четы Пейдж, влюблена в молодого дворянина Альберта Фентона (Никита Шайдаров) и мечтает выйти за него замуж. Но родителей не устраивает статус жениха, растратившего своё состояние. За Анной ухлёстывают ещё два молодых господина - странноватый племянник судьи Шеллоу Чарли Слендер (Дмитрий Сафонов) и самый эксцентричный обитатель Виндзора, французский врач Жюль Каюс (Алексей Коновалов), каждым своим появлением на сцене, порой чрезмерно, перетягивающий внимание зала на себя. Анна Пейдж, словно предощущая, что, в основном, ей придётся защищать их пару, так как Альберт не особо решителен, бодро упражняется в фехтовании, даже по ночам.
Так постепенно знакомимся с жителями Виндзора: со свитой Фальстафа - Пистолем (Александр Годованец), Бардольфом (Пётр Жихарев), Нимом (Евгений Воронов), с богачами мистером Генри Пейджем (Сергей Вещев) и мистером Мэтью Фордом (Александр Ермаков), за кошельками которых охотится Фальстаф, судьёй Шеллоу (Сергей Тезов), пастором сэром Хью Эвансом (Александр Наумов), служанкой доктора Каюса, миссис Мэгги Квикли (Мария Добржинская) и видим, что каждый из них вносит свою долю в запутывание того лабиринта, в котором существуют герои. Но они же в финале всё и распутают, зелёный цвет неслучаен, означает саму жизнь и обновление. Все влюбленные найдут свою пару, количество жёнушек в городке увеличится.
Спектакль идёт в сценографии Максима Обрезкова: лабиринт как метафора запутанной интриги, как образ перипетий судьбы прекрасен, в нём и в реальности можно заблудиться, актёры рассказывали после пресс-показа, что иногда на репетициях взаправду блуждали по завихрениям головоломки в поисках выхода. Луна, восходившая порой над лабиринтом, добавляла мистики и красоты в происходящее. Сэр Джон Фальстаф, блуждая по лесу, смог пережить все насмешки судьбы и признался, что получил по заслугам. А главное, все признали, что выход из лабиринта всегда есть. Просто его надо искать. «Мы явились для веселья в этот мир!» - поют виндзорцы, и с этим трудно не согласиться.
Нина Катаева
Фото Владимира Коробицына
Свежие комментарии