На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

392 подписчика

Свежие комментарии

  • ВАЛЕНТИНА
    По-русски  "акула", а  по  чешски  "жралок". Рекомендую  сайт  арабиста и  лингвиста  Вашкевича Н.Н. , основателя   н...«Живот» по-русски...
  • ВАЛЕНТИНА
    У русских  есть  древнее выражение "Не щадя  живота  своего" (с), т.е.    не  щадя  своей  жизни.«Живот» по-русски...
  • ФинамИнфо
    Только оповещайте меня, лучше на почту: ms-chart@yandex.ru«И это всё о нём»

Кто научит умению «жить на сцене?»

В Малом театре состоялась первая актёрская лаборатория «Театр Островского. Опыт постижения»

Из 180 заявок отобрали 17 - из России и из-за рубежа, и вряд ли кого-то удивило, что претенденты были и из культурной столицы Европы - Флоренции. Молодых актёров в возрасте до 35-ти приглашали обучаться актёрскому мастерству в самом «Доме Островского», для которого когда-то драматург писал пьесы, да сам и ставил их на сцене. Приглашали в театр, в котором процветает культ мастерства актёра, исповедующего «умение жить на сцене» как главное правило.

«Для Малого театра опыт изучения творчества Островского подкреплён более чем полуторавековой историей, - сказала директор театра Тамара Михайлова, - поэтому можно с уверенностью сказать, что наследие драматурга воспринято последующими поколениями артистов во всей глубине. В 2023 году, когда страна отмечала 200-летие Островского, мы впервые, при поддержке Министерства культуры России, провели режиссёрскую лабораторию, посвящённую творчеству драматурга.

Сейчас пришло время передать наш опыт взаимодействия с Александром Николаевичем молодым артистам».

Актёрская лаборатория прошла в Малом театре с 23 по 29 июня. Участники побывали на творческих встречах с главным режиссёром, заслуженным артистом России Алексеем Дубровским, народными артистами России Василием Бочкарёвым и Валерием Афанасьевым, историком театра и ректором ВТУ (института) имени М.С.Щепкина Борисом Любимовым, театроведом и ведущим специалистом по творчеству Островского Ниной Шалимовой. Кроме того, ведущие педагоги Малого театра провели для участников лаборатории мастер-классы по сценической речи, вокалу и пластике.

На протяжении недели актёры работали над эскизом пьесы Островского «Последняя жертва» под руководством режиссёра-постановщика Малого театра, заслуженного артиста России Владимира Драгунова. Пьесу взяли непростую, в которой речь идет о цене любви и браке по расчету, дружбе и зависти, бытовых распрях и о такой страшной проблеме, как зависимость игроков. «Экзамен» молодые артисты сдавали на Камерной сцене Малого театра. Показали отрывки из разных моментов пьесы. Играли в разных составах. Мы увидели главную героиню Юлию Тугину, оказавшуюся на грани разорения из-за слепой влюблённости в бесчестного игрока Дульчина, оценили его «дружеские» отношения с приятелем Дергачёвым, услышали доводы тетки Юлии Глафиры Фирсовны.

И, конечно, на сцене явился Флор Федулыч Прибытков с племянником Лавром и его дочерью Ириной, и бизнесмен-азиат Салай Салтаныч, и богатая вдова Пивокурова - характеры были заявлены, молодые актеры эмоционально работали на сцене...

***

В 2004 году Драгунов ставил «Последнюю жертву» на сцене Малого театра, и мы попросили Владимира Николаевича сравнить работу над «постижением» Островского в лаборатории с тем спектаклем.

- Насколько молодые актеры глубоки в понимании смысла происходящего в пьесе?

 - Конечно, они понимают, о чём речь, просто у них, как у любых артистов, возникают вопросы, и дело режиссёра всё разъяснить. А сравнение с тем спектаклем вряд ли возможно, это совсем разные вещи, там были заняты такие артисты, как Василий Иванович Бочкарёв, Людмила Петровна Полякова, Людмила Владимировна Титова, Борис Клюев ещё работал... Но в работе над этой пьесой и с большими артистами, и с молодыми ставишь абсолютно те же задачи, потому что в России ничего не меняется, возникают краткосрочные перемены, потом всё возвращается на круги своя, менталитет никуда не денешь. Просто в 1990 году опять вернулись банки, коммерческие предприятия, возникли сделки - то, чего не было до 1992 года, и пьеса эта оказалась актуальной. А девушки, подобные Юлии, красивые, неглупые, но одинокие, есть и сегодня, можно и об определённой тенденции говорить, всё зависит от сути: как человек себя ставит, так и позиционирует.

- Как всё же Вы формулируете задачу, которую ставите перед современными молодыми артистами?

-  Задача у нас одна - понять, что любовь в жизни самое главное, ничего дороже этого нет, и Флор Федулыч, всю жизнь занимавшийся увеличением капитала, в конце концов понял, что только любовь делает человека счастливым. Деньги - это прекрасно, но это сопутствующее обстоятельство. А посмотрите на Дульчина, он у меня не меняется, потому что он игроман, болен игрой, которая составляет всю его жизнь. Он не имеет профессии, и ничем не может заниматься: одарённый, талантливый человек, он не нашёл себя в жизни. У него одна страсть - игра, это написано у Островского, и, как любой зависимый человек, он способен на любые поступки, торможения нет, и это большое несчастье для его близких людей. К сожалению, тема эта актуальна сегодня.

- Что Вы сказали бы об участниках лаборатории: встречи в Москве добавили им понимания Островского?

-  Островский - вечный драматург, он вечен, потому что понимает вечные человеческие проблемы. Что касается молодых, там по языку могут быть препятствия: в формулировке слов, каких-то непривычных выражений, а человеческие взаимоотношения, какими были, такими и останутся, чудес не произойдёт. У Островского нет ситуаций, которые смотрелись бы совершенно несовременными сейчас: ну вот вы только что видели, сидит сваха, обсуждают с Юлей её кавалера, что, не встретите подобную сцену сегодня?.. Могу только повторить: самое главное в жизни - любовь, то, чего так не достаёт всем. Настоящего не достаёт, а очень много искусственного, вплоть до интеллекта, о котором говорят каждый день. Удержать настоящее чувство - самое важное сегодня.

В завершение работы лаборатории всем участникам вручили дипломы. Теперь всё зависит от них: сумеют ли передать своим коллегам в театрах эстафету от Островского.

Нина Катаева

Фото Евгения Люлюкина и Владимира Коробицына

 

 

наверх