В репертуаре Театра Вахтангова одним спектаклем стало больше

И этот аудио-спектакль в формате экскурсии представляет собой новое мультимедийное выставочное пространство «под крышей» исторического здания. Гений или дух места, а ещё точнее, магическая сила, призван охранять его. Вот и экспозицию на четвёртом этаже, расположившуюся в двух смежных залах, в отличие от традиционных выставок, будем смотреть не в хронологическом порядке, а по смыслу, который охватывает такое великое понятие как Театр.
В создании Выставки принимала участие большая часть труппы - рассказчики, исполнители ролей, причём, не только режиссёров, актёров, писателей и, скажем, Василия Берга, владельца особняка, в котором расположилась Студия Е.Б. Вахтангова, но и экспонатов. Например, слышали ли вы когда-нибудь, как вещает обнажённая мраморная барышня, Шапка Мономаха из спектакля «Великий государь» или осколок фугасной бомбы, разрушившей Театр Вахтангова в 1941 году?.. Артисты поведают... Автор идеи – директор театра Кирилл Крок, режиссёр – Ася Князева, сценарист – Денис Сутыка, художник Максим Обрезков.

В первом зале, едва переступите через светящуюся черту, вас встретят портреты «13 режиссёров», (13 ноября 1921 года, когда состоялась премьера «Чуда Святого Антония», принято считать днём рождения театра, - Ред.), о которых расскажут Мария Аронова, Сергей Маковецкий, Игорь Карташёв и Артур Иванов. Причём, места, где бы приземлиться, как говорят устроители выставки, режиссёры выбирали сами. Мы всех их знаем: Евгений Вахтангов - отец-основатель, Всеволод Мейерхольд- всеобщий учитель, Алексей Попов - с его «Виринеей», Николай Акимов - с легендарным «Гамлетом», Николай Охлопков - с «Фельдмаршалом Кутузовым», Рубен Симонов, Александра Ремизова, Пётр Фоменко, Юрий Любимов - с «Бесами», Римас Туминас, почти 15 лет руководивший театром...
«Хрустальный» макет Олега Шейнциса к «Анне Карениной» Романа Виктюка демонстрируется в центре зала, а под каждым портретом, кроме витрин с раритетами, в выдвижных ящичках найдём подлинные документы.
Во втором зале - «Время в движении» знакомимся с историей здания театра Вахтангова. Нас усаживают на круговой диван, который медленно вращается, и мы оказываемся зрителями документального фильма. На экране виды Москвы, конкретно - того самого места, где возвышается Театр Вахтангова, начиная с XVII века. В роли рассказчиков – Анна Дубровская и Юрий Поляк. Они погружают нас в период, начинающийся с дней Великой Отечественной и заканчивающийся днями сегодняшними. Им выпадает рассказать о самом страшном дне в истории Вахтанговского - о 24 июля 1941 года. В этот день в здание театра попала фугасная бомба и разрушила его. От взрывной волны погибли артисты Василий Куза и Николай Чистяков, курьер Павел Ланцов. Память о них бережно хранят... Важно отметить, что реставрационные работы в театре велись и во время войны. Премьера «Крепость на Волге» в постановке Рубена Симонова состоялась в ноябре 1949 года.
Наконец белый экран исчезает, и мы видим витрины с раритетами, слышим, что говорят «ожившие» экспонаты. Самая энергичная и говорливая мраморная девушка (Марина Есипенко), она рассказывает о внутренней жизни театра и признаётся, что самое страшное для них, молчаливых помощников режиссёров и артистов, провожать их. «Они уходят, а мы остаёмся и храним воспоминания о них. Помним, кем они были, как жили, от чего страдали. Храните же и вы нашу тайну, не выдавайте!» – завещает статуя уже нам, экскурсантам. Мы выслушиваем монолог Шапки Мономаха из спектакля «Великий государь», ей тоже есть что сказать, речь Доспехов из «Гамлета» (в стихах!), откровения Веера Цецилии Мансуровой из «Много шума из ничего», Дирижёрской палочки графа Шереметева и даже ссору голосов из Жалобной книги... Осколку фугаски тоже дают слово, но об этом не будем.

Работа над выставкой продолжалась в течение всего 104 сезона, проект создан на средства Театра Вахтангова и Дома Вахтангова. Когда Кирилла Крока спросили, почему так долго создавалась экспозиция, он ответил, что любое изменение, даже самое незначительное, влекло за собой пересчёт всего. «В то лето, когда сюда зашли строители, - сказал он, - и мы начали работать с «воздухом», завели провода, думали, что успеем открыть музей ко Дню театра, но оказались не готовы даже к концу сезона». А один из консультантов Антон Прохоров добавил, что постоянно находились новые экспонаты, которые приходилось включать в экспозицию, например, головной убор Аллы Казанской - Нины из «Маскарада» Лермонтова буквально свалился на Максима Обрезкова. Единственное, что только не произнёс, что хочет участвовать в выставке. Такие эпизоды, конечно, замедляли процесс.
...Премьера «Гения места» состоялась 25 сентября.











Нина Катаева
Фото Владимира Коробицына
Свежие комментарии