На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

343 подписчика

Свежие комментарии

  • patentlil
    Александр Иванович Южин родился 4 (16) сентября 1857 в Тульской губернии, по различным сведениям, в селе Кукуево[4] (...Правила для драма...
  • vitaly yanushkevich
    Автор, граф де'Бюсси -- это роман ,,графиня де' Монсоро", а не ,, королева Марго", почитай Александра Дюма, и не дела...Александр Домогар...
  • Мария
    Замечательный артист!Александр Домогар...

Не стоит село без праведника

На сцене «Студия» в Театре имени Вахтангова состоялся 300-й спектакль «Матрёнин двор» по рассказу Солженицына

Премьера состоялась 13 апреля 2008 года, в год 90-летия Александра Исаевича (1918-2008), и с тех пор постановка идёт с неизменными аншлагами. Рассказ был написан в 1959 году в посёлке Черноморском в Крыму, куда Солженицына пригласили друзья по казахстанской ссылке.

Опубликован в январском номере «Нового мира» за 1963 год. Авторское название «Не стоит село без праведника» в редакции изменили, Твардовский посчитал, что «название не должно быть таким назидательным». 

В рассказе "Матрёнин двор" Александр Солженицын поднимает тему человеческого достоинства на фоне быта советской деревни. В центре сюжета жизнь простой деревенской жительницы Матрёны Васильевны, наполненная тяжёлым трудом. События происходят летом 1956 года в деревне Тальново на 184 километре от Москвы. Судьба рассказчика Игнатича, которому выпало быть постояльцем этой самой Матрёны, напоминает судьбу самого Солженицына, фронтовика, отсидевшего «десятку» в лагере да в азиатской ссылке, и мечтавшего работать учителем в российской глубинке. Почувствовав в постояльце непростого слушателя, по вечерам Матрёна рассказывала ему о себе, и история её жизни завораживала будущего писателя. Он узнаёт, что муж Матрёны пропал без вести в начале войны, но едва ли она любила его. Выйти замуж должна была за старшего брата мужа - Фаддея, но тот пропал без вести ещё на Первой мировой. Матрёна ждала его, но в конце концов по настоянию семьи Фаддея вышла замуж за младшего брата - Ефима. А Фаддей неожиданно вернулся из венгерского плена... У Ефима с Матрёной рождалось шестеро детей, но все умерли, сам Ефим пропал без вести на Великой Отечественной. Матрёна взяла на воспитание дочку Фаддея - Киру, и прожила жизнь, постоянно работая на кого-то: на колхоз, на соседей, и не заработала даже пенсии.

Героиня наделена огромной внутренней силой, и постепенно рассказчик понимает, что Матрёна, отдающая себя другим без остатка, и есть тот самый праведник, без которого «не стоит село», город, да и вся земля наша. Трагическая гибель героини на железнодорожном переезде из-за истории с брёвнами, символизирующими корысть, эгоизм, мелочные интересы односельчан, звучит как предупреждение о катастрофе, которая может случиться с обществом, утратившим нравственные ориентиры.

Рассказ основан на подлинных событиях, происходивших в деревне Мильцево Владимирской области. Героиню и в реальности звали Матрёной Васильевной (1896-1957). В конце 2012 года её дом, в котором предполагалось сделать музей, сгорел, но через год его восстановили и всё же открыли музей. И установили возле Мезиновской средней школы, где учительствовал Александр Солженицын. И это знак того, что несмотря на трагический финал, рассказ полон веры в лучшее будущее России, поскольку в тысячах её городов и деревень непременно найдутся новые «праведники», которые, есть надежда, выведут страну на правильный путь. Именно поэтому рассказ так любим зрителями, именно поэтому идеей сделать его спектаклем загорелся в своё время популярный актер театра и кино Александр Михайлов.

Артист начинал карьеру в Центральном детском театре, снимался в кино. В его фильмографии шесть картин: киноповесть «Тропинины», главные роли в фильмах-спектаклях «Июнь. Москва. Чертаново» и «Ромео и Джульетта», а также в фильмах «Михайло Ломоносов» и «Формула любви» Марка Захарова, которые принесли ему всесоюзную популярность. Александру прочили блестящее будущее в кино, но он выбрал другой путь. Вместе с женой Еленой они решили уйти из актерской профессии, не желая зависеть от режиссёров, и стали певчими в храме. Ставили спектакли для детей в воскресной школе, ездили с ними в Троице-Сергиеву лавру. Во время церковных праздников стали исполнять духовные песни, гастролировали с сольными концертами, выпустили несколько альбомов. Окончив Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, занялись режиссурой: поставили сказку Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть». И наконец Александр поделился своими мыслями о «Матрёнином дворе» с режиссёром Театра Вахтангова, профессором Щукинского училища, заслуженным деятелем искусств РФ Владимиром Ивановым.

Солженицынскому рассказу был нужен именно этот режиссёр. Владимира Ивановича ценят за дар психологического анализа, умение тончайше разрабатывать характеры, а главное, точно угадывать интонацию автора. Спектакль он поставил по своей сценической версии, в соавторстве с актёрами Александром и Еленой Михайловыми, художником Максимом Обрезковым, музыкальным руководителем Татьяной Агаевой. К сожалению, из-за болезни Александр Исаевич не смог присутствовать на премьере, но, посмотрев видеоверсию спектакля, сказал добрые слова о работе вахтанговцев. С большим вниманием отнеслась к премьере супруга Солженицына. Наталья Дмитриевна пришла и на 300-й спектакль, и на мой вопрос, в каком ряду среди экранизаций и сценизаций произведений Солженицына стоит для неё «Матрёнин двор», сказала: «Очень люблю этот спектакль».

Не любить эту живую и берущую за душу постановку нельзя, она трогает до слёз и располагает зрителей к глубоким раздумьям о человеке. Актёры, казалось бы, читают «по ролям» прозу писателя, но никакой отстранённости, вас с первых моментов словно бы берут за руку и приглашают в матрёнину горницу, и вы незримо будете присутствовать рядом с героиней и её постояльцем, сочувствуя им, и учась у них добру. А о том, что событиям этим уже почти 70 лет, никто и не вспомнит, не зря Александр Михайлов, исполнитель роли Игнатича говорит: «Это произведение вечное. Оно будет актуально всегда, потому что речь идёт о внутренних человеческих страстях и выборе, который каждый делает перед своей совестью».

Спектакль - лауреат Вампиловского фестиваля, его постоянно приглашают на престижные международные и всероссийские показы, и это говорит само за себя.  

После спектакля артистов приветствовал директор Театра Вахтангова Кирилл Крок (в центре фото Наталья Дмитриевна Солженицына)

Нина Катаева

Фото Владимира Коробицына



 

Картина дня

наверх