В Малом театре состоялся пресс-показ «Бесприданницы» Островского
Над этой драмой Александр Николаевич Островский работал в течение четырёх лет - с 1874 по 1878 год. Исследователи полагают, что сюжет был подсказан драматургу одним из громких дел, когда в 1870-х он занимал должность почётного мирового судьи в Кинешемском уезде - местный житель убил свою молодую жену.
Работа над пьесой шла медленно, но, когда осенью 1878-го Островский начал устраивать читки, «Бесприданницу» единогласно признали лучшим его творением. Но премьеры в Малом и Александринском театрах провалились, и лишь через десять лет после смерти автора, во второй половине 1890-х, к «Бесприданнице» пришло признание зрителей. И связано оно было с именем Веры Комиссаржевской.Правда, поначалу критики «критиковали» и эту версию, но самые проницательные из них уловили-таки новаторскую природу пьесы, предвосхитившей «поэтику чеховской драмы». А зрители интуитивно приняли «Бесприданницу» Комиссаржевской, старшую сестру чеховской «Чайки». Пьесу стали активно ставить, и она вошла в число самых популярных на русской сцене.
Лариса Огудалова - один из самых ярких женских образов в русской литературе второй половины XIX века. Критики сравнивали героиню с Катериной из «Грозы», а также с Настасьей Филипповной и Анной Карениной. Героинь этих сближали неожиданные поступки, продиктованные сильными эмоциями. Лариса стремится к самостоятельности, но её порывы сталкиваются с циничной моралью общества, воспринимающего её лишь как дорогую вещь. Поклонниками Ларисы, по мнению литературоведа Владимира Лакшина, движет не любовь, так, Вожеватов не сильно огорчается, когда монета-жребий указывает на Кнурова, тот, в свою очередь, готов ждать, пока в игру вступит Паратов, чтобы потом «взять реванш и увезти сломленную героиню в Париж». Жених Карандышев также воспринимает Ларису как вещь... «Внутреннее сиротство молодой Огудаловой, по Лакшину, столь велико, что она выглядит «несовместимой с миром».
«Последним обольщением, поманившим обманом счастьем, после которого - обрыв, кризис, нравственный слом», называет возвращение Паратова Владимир Лакшин. «По-новому воссоздать трагедию женской души, - пишет он, - души поэтической, мечтательной, самолюбивой и гордой казалось Островскому очень современной и привлекательной задачей. Лариса - жертва мира, где всё продаётся, где все чужие друг другу. Но она и его часть». Выстрел Карандышева чаще всего воспринимают как акцию собственника: не мне, так никому. Но куда точнее увидеть в нём ответ на тайные мысли Ларисы... Жизнь подвела её к этому: «Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали!» - говорит она Карандышеву, выстрелившему в неё.
***
Известны три постановки «Бесприданницы» в Малом театре: в 1878, 1948 и 2012 годах. 13 сентября ожидается премьера новой версии на Сцене филиала Малого театра на Большой Ордынке. Режиссёр-постановщик спектакля Александр Вельмакин - один из победителей творческой лаборатории «Постигая Островского», которая была организована в год юбилея Александра Николаевича. Художник-постановщик - засл. художник России Максим Обрезков. На пресс-показе сыграли несколько сцен.
Несмотря на бесчисленное количество постановок, Вельмакин называет пьесу «таинственной вещью», которую следует разгадывать. «Для меня всегда были загадкой отношения между Ларисой и Паратовым, - говорит он, - и мне было трудно понять современников Островского, спрашивавших драматурга, зачем он написал пьесу про «глупую» девушку и «пошлого» мужчину?.. На мой взгляд, эта пьеса о большой любви, которая сталкивается с серьёзными преградами, и если перефразировать классика, - в пьесе много говорят о Париже, куда хотят везти Ларису, а потом Робинзона, - то можно сказать, что нет никакого Парижа, и Европы нет, и Америки, есть только Бряхимов, о который разбиваются волны мирового Атлантического океана. Собственно говоря, об эту стену и разбилась любовь Паратова и Ларисы, все мечты и надежды».
«Любовь Ларисы и Паратова» - в хоре обличителей такое редко услышишь, тем не менее, новация новой «Бесприданницы» в Малом именно в этом. И неслучайно исполнители главных ролей - Дмитрий Кривошеев (Сергей Паратов), Аксиния Пустыльникова (Лариса), н.а.Алёна Охлупина (Харита Игнатьевна, мать Ларисы) убеждали журналистов на обсуждении, что только так может звучать современная «Бесприданница». «После долгих раздумий и поисков своей правды в образе Сергея Сергеевича Паратова, - сказал Кривошеев, - я понял, почему мой герой вызывает у меня комплекс эмоций, сочувствие и гнев одновременно, а дело в том, что он - и жертва обстоятельств, и вершитель судеб в некотором смысле. Его нельзя осудить или похвалить за что-то, потому что причина, по которой он совершает неблаговидные поступки, вызывает сочувствие. Паратов - глубоко несчастный человек, который прячется за масками, то безразличия, то излишней весёлости. К 33-м годам он так и не нашёл себя в жизни, а, по временам Островского, он далеко не юноша, можно сказать, такой же «бесприданник», как и Лариса».
Интересно, что по ходу дела актёр вступил ещё и во внутренний диалог со своим персонажем. «Все мы знаем, насколько злободневен Островский, - сказал он, - но в «Бесприданнице» есть несколько реплик, в которых я узнал себя. Прозвучали прям «ножом по сердцу», и ты увидел со стороны, каким не самым приятным человеком иногда можешь быть». Не каждый в таком признается.
Аксиния Пустыльникова отметила, что в истории женских страданий со времён Островского мало что изменилось, и для неё было важно, что режиссёр чутко ощущал женскую душу и, главное - «видел» любовь Паратова. «Другой вопрос - обстоятельства, которые выбирал «блестящий барин»,- сказала артистка, - обнадёживая Ларису во второй раз и вновь бросая её, и не чувствуя при этом никакой ответственности. То есть, для меня, помимо женской истории, это ещё и история ответственности за сердце, которое мы обнадёживаем. К сожалению, это настолько «наша» история, которая всегда будет повторяться. И вот что хочу сказать: к нам на спектакли будут приходить школьники, подрастающие мужчины, и очень важно, чтобы они понимали, что не нужно обнадёживать женские сердца, когда ты не уверен в своих чувствах. Финал, как в нашем спектакле, может быть трагичным».
Алёну Охлупину - мать Ларисы я спросила, что бы она ответила на вопрос, любит ли Паратов Ларису? (интернет-газета «Столетие»).
«Любит, - ответила она. - Возможно, матери это показалось, а, может, и было правдой. Она единственный раз просчиталась в жизни - год назад, когда пребывала в полной уверенности, что Лариса выйдет замуж за Паратова, и это будет по любви, несмотря на то, что он обеспечен, а дочь её бесприданница. Главным в этой истории была любовь, а она хотела счастья для дочери, и в итоге я сама, Алёна Охлупина, играющая Огудалову-мать, поверила, что он любит Ларису. Но случилось то, что случилось: Лариса бежала за Паратовым, мать на второй остановке вытащила её из поезда, вернула в Бряхимов, и год был адом, потому что все знали, что Паратов уехал. Надо было искать жениха, чтобы скрыть этот позор, и когда через год Сергей Сергеевич вернулся, у матери появилась надежда, но закончилось всё чудовищной трагедией.
То есть, обманулась Харита Игнатьевна, потому что подумала - правда, всё по любви... Но, несмотря ни на что, мне кажется, Паратов любит Ларису, просто попал в обстоятельства и не смог из них выбраться. Мы все в этой жизни «попадаем», и порой под давлением обстоятельств вынуждены искать компромиссы, чем-то жертвовать, унижаться, собственно, такова тема этой пьесы и нашего спектакля».
Вопрос о любви миновал только Робинзона (Алексей Коновалов) - актёра Аркадия Счастливцева, подвизающегося в роли домашнего клоуна у Паратова. Коновалов отметил, что в версии Малого театра Робинзоном «занялись конкретно, сделали его завершённым». «Юмористические сцены очень важны в спектакле, - резюмировал артист, - в них всегда есть смысл, потому что, когда человек всё время весел, внутри него точно готовы пролиться слёзы. Думаю, если бы зрители на протяжении спектакля наблюдали лишь за страданиями Ларисы и Паратова, им было бы скучновато, а тут появляюсь я...»
От имени всех участников спектакля Робинзон-Коновалов поклонился Островскому, назвав "настоящим праздником для актёров" работу над его "материалом".
Нина Катаева
Фото Евгения Люлюкина
Свежие комментарии