К 225-летию Поэта в Театре Вахтангова поставили «Повести Пушкина»
Событие знаковое со многих точек зрения, и прежде всего с той, что с повестей началось вступление Пушкина в прозу. Осенью 1830-го в Болдино он пишет пять новелл: «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка», «Выстрел», «Метель», объединённых в цикл «Повести Белкина».
Публикует их анонимно, не надеясь на успех, настолько отличались они от романтической и дидактической прозы, популярной в те времена. Так и случилось, вышедши в свет в конце октября 1831 года, повести, по отзыву Белинского, были «холодно приняты публикою и ещё холоднее журналами». А Николай Полевой и вовсе назвал их «фарсами, затянутыми в корсет простоты без всякого милосердия».
Но Пушкина это не смутило, история сохранила его разговор с Павлом Миллером, выпускником Лицея более позднего времени. На вопрос Миллера: «Кто этот Белкин?» - Пушкин отвечал: «Кто бы он там ни был, а писать повести надо вот эдак: просто, коротко и ясно». Лев Толстой в своё время подтвердит в переписке: «Повести Белкина» надо изучать и изучать каждому писателю. Я на днях это сделал и не могу Вам передать того благодетельного влияния, которое имело на меня это чтение».
«Повести Белкина» - первое реалистическое произведение русской прозы, в котором автор, не чураясь традиционной тематики («Барышня-крестьянка»), ярко являет нам тему маленького человека. «Станционный смотритель» становится настоящим антагонистом повестей типа «Бедной Лизы» Карамзина. Пушкин заявляет нет романтическому шаблону: герой в «Барышне-крестьянке», вроде бы и являвшийся провинциальным барышням «мрачным и разочарованным», твердящим об «утраченных радостях» и «увядшей юности», да ещё носивший чёрное кольцо с изображением мёртвой головы, в итоге оказывается добрым малым, который находит свое счастье с обыкновенной девушкой, а ссора их отцов, безо всякого трагизма, разрешается миром. И эффектные коллизии в «Выстреле» и «Метели» разрешаются без мелодраматических загадок. На смену идеализированным образам приходят, как пишут критики, «картины подлинных радостей и горестей жизни, сентиментальный язык повестей уступает место бесхитростному повествованию, на смену сентиментализму в русской прозе приходит реализм». В полной мере подтвердят это советские литературоведы. И вот перед этаким богатством оказался главреж Театра Вахтангова Анатолий Шульев, задумавший представить на сцене известные нам события. Отметим сразу, постановка сделана с любовью, иначе за Пушкина браться нельзя, тем более, это дебют режиссёра в звании главного на Основной сцене.
Великолепна сценография Максима Обрезкова. По требованию подзаголовка в названии спектакля – «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» пушкинские истории помещены в центр роскошной русской природы, где «шорохом вершин» приветствуют нас три знакомых сосны. Хороши костюмы Марии Даниловой, тут и шапки-ушанки, и валенки, и тулупы, и павловские шали, и всё без излишней стилизации. Словно старинные лубки рассматриваешь, и навстречу тебе то весенняя Лиза Муромская (Анна Чумак), прикинувшись крестьянкой Акулиной, выпорхнет, до того ей хочется с Алексеем Берестовым (Константин Белошапка) познакомиться, то мрачный Сильвио (Александр Горбатов) прямо посреди разноцветного осеннего леса удивит меткостью стрелка, то метель красоты неописанной развернётся в полнеба, и пропадёт в ней любовь Марьи Гавриловны (Полина Рафеева) и Владимира (Семён Арзуманов), и совсем другого суженого преподнесёт она героине… А то станционный смотритель Самсон Вырин (з.а.Александр Рыщенков), сжимая наше сердце сочувствием, безуспешно будет пытаться вырвать любимую дочь Дуню (Анна Ляхова) из лап проезжего гусара Минского (Александр Горбатов). Но, увы, балетный дуэт этой пары, какой-никакой, сложился, и партии для Самсона там не предвидится. Работа над пластикой героев важна в этом спектакле (хореограф Анастасия Соловьёва): молодые пары разные по характерам, и чувства свои проявляют по-разному. В мизансцене, похожей на кинокадр – Марья Гавриловна с Владимиром. Образцовыми продолжателями дела своих отцов (Муромский – н.а. Юрий Шлыков, Берестов – з.а. Александр Рыщенков) – обещают стать Лиза и Алексей.
Объединит персонажей «Барышни-крестьянки», «Выстрела», «Метели» и «Станционного смотрителя», - из «Гробовщика», как сказал режиссёр, взята лишь интонация рассказчика, - Человека дороги (Валерий Ушаков). Кто кого в нём усмотрит, держим в секрете, но именно он, с дорожным чемоданчиком, появляется в каждой истории, делает пояснения, комментирует события, а то и участвует в них. Именно Человек дороги и для нас становится проводником, соединяющим с происходящим в этом «лесу жизни». Мы попадаем в круговорот событий, и вслед за автором подводим итоги его тридцатилетней жизни, делаем выводы, загадываем на будущее. И видим, как много случаев из его реальной жизни отражено в повестях.
Это касается и восхищения «уездными барышнями», которых наше воображение тут же ассоциирует с жительницами Тригорского, и загадочного стрелка Сильвио, на дуэль с которым оскорбивший его граф явился с фуражкой, наполненной черешнями, совсем, как сам Пушкин когда-то, во времена кишинёвской ссылки. Что уж говорить о любви: несмотря на то, что в «Метели», вдохновившей Георгия Свиридова на музыкальный шедевр, один пошутил, второй насмерть обиделся, а третья годы провела в недоумении, всё настоящей любовью и заканчивается. Музыка – нежная и тревожная, нетрудно представить, какая сложная задача стояла перед Полиной Шульевой, помогает понять Марью Гавриловну в сцене объяснения с Бурминым (Дмитрий Соломыкин). Именно с ним вместо Владимира метель повенчала девушку.
«Ум человеческий видит общий ход вещей, - цитирует постановщик Пушкина, - и может выводить из оного глубокие предположения, часто оправданные временем, но невозможно ему предвидеть случая – мощного мгновенного орудия Провидения». А случай в жизни мистика Пушкина имел огромное значение, вспомним исторического зайца, помешавшего его поездке в Петербург накануне Восстания декабристов и спасшего от сибирской каторги, или предсказание насчёт «белого человека» на «белой лошади».
Случай правит бал в той же «Метели» и в «Барышне-крестьянке», (пусть подстроенный, но всё же случай), и в «Выстреле», где, снедаемый жаждой мести, Сильвио через годы получает наконец сатисфакцию, но стрелять в обидчика отказывается. Ему достаточно проявленного смятения и робости в нём и павшей к его ногам красавицы-графини. Как памятку этому дому он всаживает пулю на пулю на картине, но мы вместо выстрела слышим звук упавшего дерева, которое в следующем эпизоде становится элементом декорации. «Дьявола» Сильвио впечатляюще сыграл Александр Горбатов, известный по сериалам «Годунов», «Ненастье», «Шаляпин», с нового сезона он в труппе Вахтанговского.
Во всех эпизодах роли исполняет один состав артистов, выделить кого-либо сложно. Отметим Александра Рыщенкова, проникновенно сыгравшего Самсона Вырина в «Станционном смотрителе».
«Нам очень хорошо работалось, на репетициях не существовало ни народных, ни заслуженных, - рассказал н.а. Юрий Шлыков, - мы все бесконечно доверяли нашему режиссёру. Диалог с ним продолжается, он все время с нами, никто не удивляется тому, что Анатолий Фёдорович может позвонить в двенадцать ночи или в семь утра – «Мне такое-то пришло в голову, давайте попробуем». Спектакль только рождается. Благодаря Анатолию Шульеву, мы побывали в Михайловском, в доме Александра Сергеевича, увидели его кабинет. Когда входишь в него, появляется ощущение пространства, ощущение настоящих «Повестей Белкина» и невольно вспоминаются строки – «И забываю мир – и в сладкой тишине /Я сладко усыплён моим воображеньем, / И пробуждается поэзия во мне…». Экскурсоводы с удовольствием нам обо всём рассказывали, например, о том, что в 1826 году здесь было написано знаменитое «Признание» - «Я вас люблю – хоть я бешусь…», посвящённое соседке Пушкина Александре Осиповой».
Нет слов, печален финал «Повестей Пушкина». Самсон Вырин, брошенный дочерью на произвол судьбы, не выдержав одиночества, умер. Свою печальную повесть с похищением юной Дуни он успел рассказать Человеку дороги, оказавшемуся в его краях, и навестившему его. В спектакле время спустя, Дуня с тремя детьми, гувернёром и служанкой приедет на могилу отца… Время действия – зима, переходящая в весну. Действующие лица – племя младое, незнакомое… Таков круговорот в природе: за смертью всегда следует новая жизнь. Эти мысли воплощены в пушкинском «Вновь я посетил…», которое звучит в финале спектакля. Пушкин вновь нас всех ободряет и щедро дарит надежду на лучшее.
Нина Катаева
Фото Владимира Коробицына
Анатолий Шульев, лауреат премии «Молодые дарования России 2015» Минкультуры РФ, ученик Римаса Туминаса. Его дипломный спектакль «Король умирает» по Ионеско, участник фестиваля Tylos в Вильнюсе, был показан в рамках «Мастерской режиссуры Римаса Туминаса». На Основной вахтанговской сцене в его постановке идёт «Амадей», на Новой сцене – «Дурочка» Лопе де Вега, на Симоновской – «Принуждение» в рамках спектакля «Стефан Цвейг. Новеллы». Шульев - автор нескольких спектаклей на сцене Театра имени Маяковского.
Свежие комментарии