В Театре Вахтангова поставили комедию нравов Скриба «Пуф, или Ложь и истина»
Эжен Скриб (1791-1861) был одним из самых плодовитых французских авторов, специализировавшийся на комедиях и водевилях, а также на либретто к операм и балетам. Им написано более четырёхсот произведений, и наряду с теми, которые держатся в репертуаре мировых театров и в наши дни, немало однодневок.
Произведения Скриба переведены почти на все языки мира, по ним сняты десятки фильмов. На русском около 130 пьес и 20 оперных либретто. В России известен именно «Стакан воды» (1840), «Адриенна Лекуврёр» (1849) и вот теперь - «Пуф, или Ложь и истина» (опубл. в 1848). Впервые «Пуф» поставили в 1848 году в Комеди Франсез, тут же перевели, и французская труппа представила пьесу петербургской публике. Не особо удачно, и других сведений нет, так что вахтанговский спектакль, по сути, знакомит российского зрителя с этим произведением Скриба. Режиссёр Ася Князева, сказано в пресс-релизе, «придаёт классическому сюжету современное звучание, вводит реалии сегодняшнего времени, сохраняя динамику, изобретательно построенную интригу, курьёзные несовпадения, комедийные повороты сюжета и неожиданные поступки героев».
Спектакль в Вахтанговском идёт в сценографии и эффектных костюмах, несмотря на глубокий серый цвет, Максима Обрезкова, художник по свету – Руслан Майоров, хореограф – Виктория Куль. Композитор – Иван Авдеев.
«Пуф» - комедия нравов, и об этом громко заявлено в первом же действии. В Париж из Алжира приезжает в отпуск офицер колониальных войск Альбер д`Ангремон (Николай Романовский\Клим Кудашкин), чтобы помочь вдове погибшего командира рассказать правду о нём. Но в какой же завесе полуправды и лжи оказывается главный герой, едва познакомившись с книгоиздателем Буваром (Олег Лопухов\Виталий Иванов) и парижским деловым человеком Сезаром Дегоде (Евгений Князев). Его фантастический роман выдают за мемуары погибшего командира, мифические подробности боёв на несуществующих локациях рождаются на глазах. Газеты печатают вопиющую чушь.
Возмущение Альбера удивляет Дегоде: неужели он не знает, что в таком коммерческом городе, как Париж, нельзя «ни купить, ни продать ни слова правды, зато ложь производится в открытую, она вне конкуренции, патентованная и гарантированная, а единственное, что неподдельно в наше время - это пуф или реклама».
Так, Дегоде знакомит прибывшего из Африки, а заодно и нас с вами, со словечком «пуф». Необходимость в нём, оказывается, столь велика, что, забыв английские корни, слово стало французским, приобретя права гражданства. «Пуф - это искусство сеять несуществующее и пожинать плоды его, - говорит Дегоде. - Это вымысел, превращённый в спекуляцию, ложь, ставшая всеобщим достоянием, и пущенная в оборот для нужд общества и промышленности. Всё бахвальство, фокусы и причитания наших поэтов, ораторов, государственных деятелей - всё это пуф. И красавица, ломающая голову над тем, как заполучить бриллианты в подарок, тоже пуф. Поэт, называющий великими всех и каждого ради того, чтобы и его именовали великим, - пуф. А дамы-патронессы, железнодорожные компании, биржевые акции - разве это не пуф? А ласки, расточаемые избирателям, предвыборные посулы депутатов, их речи после избрания? А промышленник, предлагающий свои товары, торговец, расхваливающий шелка, министр, угрожающий отставкой, - всё это пуф и ещё раз пуф. Не говоря уж о том, что существует пуф благотворительности, бескорыстия, патриотизма и благочестия - к помощи пуфа прибегают все сословия, круги и классы, хотя справедливости ради следует признать, что чаще других и в наибольшем количестве используют его адвокаты, журналисты и врачи».
И вскоре Альбер, познакомившийся поближе с парижским обществом, встретивший в нём своего соученика дворянина Максанса де Ла Рош-Бернара (Александр Колясников\Григорий Здоров), его сестру Антонию (Анастасия Джентилини\Владислава Басова), Коринну, дочь Дегоде (Мария Бердинских\Мария Волкова), государственного деятеля, графа де Мариньяна (Владислав Демченко), убедится в правоте филиппики Сезара Дегоде. Как он поступит, увы, пока останется в тайне, поскольку на пресс-показе сыграли лишь первое действие. Но судя по эмоциям и проявлениям характеров, парижане не разочаруют Альбера в «искусстве сеять несуществующее и пожинать его плоды».
Особенность вахтанговского спектакля в том, что дирижирует им «необученный ангел» по имени Пуф, забавное существо в белом. «Это такой ребёнок, молодая душа, плут, маска, образ получился собирательным, - говорит Александра Стрельцина. - В начале спектакля собратья столкнули его с небес на Землю, чтобы помогал людям, и он делает это в силу своего разумения. Не всегда удачно. Кому помочь, решает по личным симпатиям, бывает, кому-то сделает мелкие гадости, а результат выходит хороший, и - наоборот. В финале, открою секрет, все герои получат то, что хотели, но будут ли счастливы, большой вопрос. То есть, каждый пройдёт проверку, насколько его желания соответствуют тому, чего он действительно хочет».
«В пьесе «Пуф, или Ложь и истина» на первый план для меня выходит тема Божественной справедливости, - сказал, представляя спектакль, театровед Дмитрий Трубочкин, - непостижимой, как для конкретного человека, так и для человечества в целом. Каждый человек несёт свою правду, которой верен до тех пор, пока не встречается с другой правдой, а потом и со многими другими. Божественная справедливость – то, чего человек не может найти, но о чём постоянно думает. Комедия нравов «Пуф», на мой взгляд, гораздо ближе к философии, чем трагедия. Возникает она не тогда, когда надо повеселить, – а когда больше ничего не остаётся, кроме как смеяться. И если преодоление возможно только через смех, комедия возвышается до философского звучания».
После спектакля «Пуф» невозможно не думать о соотношении понятий «правды» и «истины». Обратимся вновь к Далю: «правду» он называет «истиной на деле и справедливостью», а правдивость - «полным согласием слова и дела». Таким образом, можно согласиться с философами: «Правда - это образ жизни человека, почему и говорим - «жить по правде». Также важно усвоить, что утверждение «У каждого своя правда» - имеет под собой ложный фундамент. Правда не может быть у каждого своя, она одна. Она или есть у человека или её нет.
Наша справка. Ася Князева, выпускница продюсерского факультета ГИТИСа, училась в Академии любителей драмы в Милане, окончила режиссёрский факультет Театрального института имени Щукина. Работала ассистентом режиссёра в «Электротеатре», в Театре имени Евгения Вахтангова. На сцене Вахтанговского поставила «Волшебный театр Андерсена» (премия «На Благо Мира») и документальный спектакль «С художника спросится» о Леопольде Сулержицком, «Пуф, или Ложь и истина» – третья постановка. Ставит спектакли с выпускниками Щукинского института («Идеалисты и циники» по рассказам Чехова, «Ночные дороги» Г. Газданова).
Нина Катаева
Фото Владимира Коробицына
Свежие комментарии