На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

307 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виталий Кирпиченко
    Везде надо быть умным! Этой особенностью Сухоруков награждён сполна. Одна просьба к нему -- не размениваться на шабло...Виктор Сухоруков:...
  • Сергей Дмитриев
    При всей образованности и возможностях, так и не получается  снять что-нибудь свежее, свободное от трЭндов и штампов....Виктор Сухоруков:...
  • Daddy Bo
    Разуйтесь, вАрвара.На Фабрику здоров...

Колючки на кафтане Петра Великого

Михаил Пиотровский поделился планами на 2023-й год

Вот уже 30 лет 7 декабря, в День святой Екатерины, в Петербурге отмечают День рождения Эрмитажа, созданного Екатериной Великой. Вот и в этом году праздник проходил на Дворцовой площади и во всём городе, красочные шоу были посвящены Петру Великому. «Мы консервативный музей, - сказал Михаил Пиотровский на пресс-конференции, - и наша главная задача сохранить музей 19 века, а для этого надо быть самым современным музеем в мире». Одним из главных достижений гендиректор назвал то, что в Петербурге два Эрмитажа: один на Дворцовой площади и второй в Старой Деревне. Пиотровский устроил виртуальную экскурсию - по лестницам Дворцовой площади, одна из которых ведёт в тронные залы Зимнего Дворца, а вторая в здание Главного штаба, показал стены-трансформеры и символичную Советскую лестницу в Старом Эрмитаже, которая названа так, потому что ведёт в помещения Государственного Совета Российской империи.

Новый Эрмитаж построен при Николае I и знаменит церемонией, посвящённой «Атлантам»: песня Александра Городницкого стала гимном Петербурга и официальным гимном музея. В Старой Деревне введены в эксплуатацию лабораторный корпус, несколько хранилищ и запасников, посещаемых туристами, строится библиотека, раскинулась Эрмитажная площадь.

Как стать самым современным музеем в мире

Михаил Борисович всегда подчеркивает, что выставки дело последнее для большого музея, суперинтересным должно быть открытое хранение. Но выставкам здесь уделяют большое внимание, так, постоянно открывают экспозицию «Древние письменности Ближнего и Среднего Востока», посвящённую памяти знаменитого собирателя, академика Николая Петровича Лихачёва. Несомненно, привлечёт внимание посетителей и выставка «Крокус». Возвращение. К 125-летию Николая Суетина». Главный художник Императорского фарфорового завода был учеником Малевича и, когда авангард вышел из моды, сумел сохранить его традиции в фарфоре. О традициях Кандинского-Чехонина и Малевича подобнее рассказывает выставка «Русский авангард. Искусство для нового мира». В начале 2022-го экспозицию открывали в Амстердаме и даже номинировали на лучшую выставку года в Нидерландах. Но, когда на центр начали нападать, «Русский авангард» увезли в Россию.

Постоянная экспозиция Эрмитажа в 2022-ом была посвящена Петру Великому, экспонировали «Гардероб императора.К 350-летию со дня рождения Петра I». Одежду несколько лет реставрировали, возродив из небытия многие вещи, которые считались погибшими. «Мы не рассказываем историю Петра, - говорит Пиотровский, - а показываем, каким видим его. А видим по-разному: в советское время подчеркивалось, что царь, как простой плотник, ходит в широких штанах, рубит, колет, и это всё было, но в то же время он был щёголем, заказывал костюмы из Парижа. Были у него и халаты, и камзолы». Конечно, зашла речь о колючках, которые нашли на кафтане Петра. «Действительно, обнаружили, - подтвердил Пиотровский, - и происходят они из южных районов России, думаю, могли прицепиться во время Каспийского похода. Нам обещали подарить образцы, и мы эти колючки вырастим. Это что, за обшлагом бального платья одной из великих княжон нашли конфеты, вот это была сенсация!..»

Конечно, пройдёт серия - «Книги, напечатанные в годы царствования Петра Великого». В Эрмитаже выпускают до 50 книг в год, он и создавался как музей книги. Одна из выставок звучит очень торжественно – «Для любителей отечественной учёности и просвещения» и посвящена истории взаимоотношений Эрмитажа и Публичной библиотеки, обменивавшихся книгами. В «публичке» и сейчас можно ознакомиться с эрмитажной библиотекой Вольтера.

На Днях Эрмитажа сотрудники всегда демонстрируют свои приобретения. В этом году в декабре представили портрет Александра III работы Андрея Шильдера. «Вообще этому императору не повезло, - рассказал Пиотровский, - когда большевики резали портреты штыками, ему больше всего досталось. И скульптуре досталось: во дворе при раскопках нашли его портрет, весь изуродованный, лицо специально отбитое, в Византии обычно так поступали христиане с античными памятниками. Вообще репутацию этому императору пришлось восстанавливать…» Также в декабре был выставлен немецкий вариант Указа Петра, как надо соблюдать законы в государстве, а в январе посетители увидят образцы сервизов, которые были во дворцах. Это дары мецената Михаила Карисалова, петергофский сервиз он подарил Петергофу, происходящий из Эрмитажа – Эрмитажу, можно представить, как благодарны коллекционеру искусствоведы.

Дни Эрмитажа в регионах России

С помощью центров-спутников Дни Эрмитажа проводят по всей России, в этом году провели 14 Дней. В Казани показывали выставку фламандского искусства, а также - «Александра Македонского. Путь на Восток» и «Игру в реальность. Обманки в искусстве». «На Днях рассказываем об Эрмитаже, который является и музеем, и брендом, - говорит Пиотровский, - но все вещи, которые хранятся, «говорят» только потому, что есть интерьеры и эрмитажные сотрудники. Наши Дни Эрмитажа – это мастер-классы реставраторов, юристов, финансистов, лекции, виртуальная реальность…»

В Омске открыли выставку, посвящённую Александру I, а также «Французскую живопись и скульптуру 19 века – от романтизма до импрессионизма». В Выборге провели мастер-классы, лекции и кинопоказы. На выставке «Россика.Иностранные портретисты 19 века» можно было увидеть работы иностранцев, рисовавших русских, и сравнить их, скажем, с портретами Карла Брюллова. Как на нас смотрят – эта разница всегда очень важна. В параллель в Зимнем дворце была открыта фотовыставка французского художника Ипполита Робийяра.

«В наше время, когда Эрмитаж должен заменить весь мир, – говорит Пиотровский, - стараемся больше рассказывать о мировой культуре». Во Владивостоке реставрируют здание центра и показывают выставки одной картины – «Мадонна делле Грацие» Лоренцо Лотто и «Состязание Апполона с Марсием» Аньоло Бронзино, художников не менее знаменитых, чем Леонардо да Винчи и Рафаэль, просто их меньше знают. Обе картины после реставрации.

В Екатеринбурге во время пандемии в здании, в котором хранились картины Эрмитажа во время войны, открыли центр Эрмитаж-Урал. Сделали инсталляцию из картин, лежащих в ящиках. На Урале показывают европейскую выставку испанского искусства, восточную «Дары Бухары», экспозицию из Златоуста. В новом хранилище проводят мастер-классы реставраторов, показывают выставку, посвященную Екатерине I: в ее честь назван город, отмечающий 300-летие. Для сравнения откроют выставку «Виды Петербурга»: Екатеринбург также спланирован. Очень популярны в центрах VR-кинотеатры и лекции, посещая их, можно окунуться в обыденную жизнь Эрмитажа.

В Иркутске показали выставки ювелирного искусства и мастер-класс на тему использования раковин в этом искусстве. В Оренбурге открывают выставку часов и даров Бухары, в центре Северная Осетия-Алания показывают шедевры мирового искусства с территории Алании. В Чеченской республике, в серии «Народы мира», речь шла о фарфоре и книгах, об инклюзии и о том, как в Эрмитаже делают вещи доступными для тех, кто плохо видит. В Находке после того, как показали выставку с «дополненной реальностью», построили специальный центр, и Эрмитаж, с помощью новейших технологий, не раз показывал в зале виртуальной реальности работы художников. В Нальчике, где готовятся открыть центр Эрмитаж-Кавказ, показали выставку местного ювелира Аси Еутых.

Завершили год Днями Эрмитажа в Калининграде, посвящёнными книгам. Одним из важных событий года стала выставка «Египтомания». Увлечение Египтом, как известно, родилось после Наполеона и выразилось в расшифровке древнеегипетских иероглифов и в египетских мотивах в искусстве. «Египтология и египтомания - самый современный дискурс по поводу пост-колониализма, - сказал Пиотровский, - считается, что всё это колониальное угнетение народа, и представления об этой науке неправильные. Музейные представления, в самом деле, отличаются от того, что думали о себе древние египтяне, как и от того, что думают сегодняшние жители Египта. Дискуссия происходит на тему, какая польза была в том, что мир узнал о древнеегипетском искусстве, и как это искусство, например, в отличие от искусства майя, стало частью мировой культуры».

В Юсуповском дворце открыли выставку «Мир русского дворянства. Юсуповы и Восток», посвящённую великой династии. Пушкин считал, что большего европейца, чем коллекционер Николай Борисович Юсупов, в России не было, при этом Юсуповы гордились высоким мусульманским происхождением. Как совмещалась в них высшая русская аристократия с восточной, рассказывают на выставке. На Днях Эрмитажа представили работы реставраторов, и среди них картину Симоне Мартини «Мадонна из сцены «Благовещение», мастерам посвятят несколько выставок.

Открыты параллельные выставки – «1100 лет принятия ислама Волжской Булгарией» (в Казани и Петербурге) и «1100 лет принятия христианства Аланией» в Северной Осетии. Археологии посвятят выставку, созданную по материалам раскопок в Италии. По поверью эрмитажных, в археологии важно настроиться на удачу, будет удача у археологов - будет удача всем, и 2022-й год подтвердил это. Археолог Константин Чугунов вторично нашёл погребение скифского воина в Туве. А Александр Бутягин обнаружил золотые монеты Александра Македонского в городище Мирмекий.

В Эрмитаже представят «Линию Рафаэля», «Историю картинной галереи», «Залы Зимнего дворца» – большие книги, изданные в этом году. В молодёжном проекте «Сады Эрмитажа» продолжат изучать цветы и растения из старых эрмитажных коллекций, в Старой Деревне уже посадили розы, обнаруженные в одном из изображений. На Эрмитажной площади поставили менгир, перекликающийся с наскальными изображениями на фасаде. А сама Эрмитажная площадь перекликается с Эрмитажной колонной на Дворцовой площади и с Крестом на церкви Зимнего Дворца. Михаил Пиотровский пригласил туристов России и мира активнее посещать Эрмитаж в 2023-м году.

Нина Катаева

Картина дня

наверх