На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

302 подписчика

Свежие комментарии

  • Нина Комарова
    Есть книга Вениамина Федченкова "На рубеже двух эпох". В ней он описывает, как Деникин "сдал" армию Врангелю. Деникин...«Если бы я мог ст...
  • Сергей Потемкин
    Пиздуй давай. Или волшебного пенделя ждешь ?Михаил Шемякин: «...
  • Николай Вовк
    «Желая ознаменовать особое Моё благоволение к тем нижним чинам Лейб-гвардии, которые на Отечественной войне оказали с...«Если бы я мог ст...

Александр Дюма: «Волга – самая большая река в Европе!»

С 9 июня по 28 августа в Тверской областной картинной галерее проходит выставка «Города Тверской губернии. Волга в гравюре и рисунках XVIII-ХХ веков»  

В экспозиции представлено более 50 графических изображений Твери и городов Тверской губернии из европейских изданий XVIII-XIX веков, восемь икон и 24 редких предмета декоративно-прикладного искусства. Чрезвычайно важны иконописные изображения покровителей Тверской земли – Святого благоверного князя Михаила Тверского, Святого преподобного Нила Столобенского и Святой благоверной княгини Анны Кашинской, а также редкий извод чудотворной иконы Богородицы Шестоковской, или Шелтомежской, прославившейся чудесами исцеления больных и одержимых злыми духами. В 1887 году в честь этой иконы в селе Шелтомежи Тверской губернии была основана Шестоковская Вознесенская женская обитель. Гордостью экспозиции считается коллаж-панорама и литография с изображением Нило-Столобенского монастыря XIX века.

Зададимся вопросом, насколько глубоко современники могут представить визуальную историю своей страны. Жизнь в Римской империи знаем по картинам-фрескам начала нашей эры, облик городов Западной Европы по гравюрам XV века, а достоверные изображения городов Российской империи появились лишь в XVIII веке. Вниманию посетителей на выставке представлено 37 графических работ Твери и городов Тверской губернии из европейских печатных изданий XVIII-XIX веков, созданных путешественниками и художниками - Леспинасом, Леметром, Дюраном, Палласом, Шопеном. Это гравюры, литографии с видами Верхневолжья и изображением Нило-Столобенской пустыни. Особый интерес представляет гравюра на меди «Вид города Твери. 1786» французского путешественника и естествоиспытателя Луи-Николя Леспинаса. Тверь на гравюре изображена с левого берега Волги – с излюбленной точки путешественников, отсюда хорошо виден Тверской кремль, от которого ныне не осталось и следа.

Выставка «Города Тверской губернии. Волга в гравюре и рисунках XVIII-ХХ веков» направлена на привлечение внимания к истории и культурному наследию малых городов России. Интересны виды Твери и Торжка, созданные голландцем Николаем Корнелисом Витсеном (1641‒1717), уникальная «Генеалогия царей Московских, или императоров Великой России, с описанием их гербов и их владений» работы Анри Шателена (1684–1743) и «Наказание бунтовщиков на Волге» демонстрируют интерес европейцев к России в XVIII веке. Заслуживают внимания три небольших гравюры по рисункам Степана Галактионова (1779-1854) из немецкого издания книги Ивана Глушкова (1774–1848). Уроженец Твери, впоследствии тверской вице-губернатор, Глушков был автором первого русского путеводителя, который назывался «Ручной дорожник для употребления на пути между императорскими всероссийскими столицами, дающий о городах, по оному лежащих, известия историческия, географическия и политическия с описанием обывательских обрядов, одежд, наречий и видов лучших мест».

Познавателен раздел картографии – от ранних изображений «Новой и точной карты реки Волги», изданной Яном Янссониусом (1588–1664) в 1660-1680-х годах по оригиналу знаменитого учёного-путешественника Адама Олеария (1560–1671); «Течение реки Волги, в древности называемой Ра», гравированной в 1720 году Питером ван дер Аа (1659‒1733) в соответствии с описанием Адама Олеария (1600‒1671). Описание путешествия Олеария, прославившее его, впервые было издано в 1647 году в Шлезвиге, неоднократно переиздавалось на разных языках. Также на выставке представлены карты Тверской губернии XIX века и план системы каналов Вышнего Волочка.

Привлекут внимание посетителей рисунки русских художников конца XIX- начала XX веков - «Церковь Вознесения Христова в Старице» (1911) Николая Соболева (1874–1966) и «Церковь Николы в Зверинце и Самолётный док в Твери» (1893) Василия Павлова (1861/63–?). Этот рисунок был создан во время совместного путешествия с Иваном Тюменевым и Андреем Рябушкиным по Новгородской, Тверской и Ярославской губерниям. В дальнейшем был использован в качестве иллюстрации к путевым заметкам И.Ф. Тюменева – «В Верховьях Волги», «От Ржева до Углича», «От Тихвина до Весьегонска».

Редкий город в Центральной России может похвастаться такими водными богатствами, как Тверь. Здесь сливаются три реки – Волга, Тьмака и Тверца, и один из залов выставки будет посвящен Волге. «Каждая страна имеет свою национальную реку. Россия имеет Волгу - самую большую реку в Европе, царицу наших рек, - и я поспешил поклониться ее величеству реке Волге!» - так писал о великой реке Александр Дюма. Волга по-прежнему вдохновляет людей искусства. По видеотрансляции посетители видят меняющийся ландшафт Поволжья – небо, воду, берега, шлюзы, корабли и мосты. Так зритель приобщается к культуре волжского края, а с помощью фото- и видеоматериалов знакомится с бытом народов. Жизнь на берегах Волги представлена гравюрами и иллюстрациями из европейских журналов XIX века, в том числе работами французского рисовальщика Жан-Пьера Муане (1819‒1876), сопровождавшего в 1858–1859 годах Александра Дюма в его поездке по России и Кавказу.

Ещё в XVIII веке фарфоровые предметы в России считались произведениями искусства, достойными коллекционирования, и были выгодны для инвестиций. Фарфоровые статуэтки и мелкая фарфоровая пластика конца XIX‒ начала ХХ века мануфактур Ф.Я Гарднера, фабрики Товарищества М.С. Кузнецова и Конаковского завода украсили экспозицию. Большая часть этих произведений находится в частных коллекциях и никогда не экспонировалась.

В рамках торжественного открытия организатором выставки Международной конфедерацией коллекционеров, антикваров и арт-дилеров галерее была подарена гравюра «Крестьяне Тверской Губернии» (1856). Выставка реализована Конфедерацией совместно с Тверской картинной галереей при поддержке Правительства и Министерства культуры Тверской области. Проект этот - часть обширной программы Конфедерации «Большое искусство Большой России», в рамках которого тематические художественные выставки произведений из частных собраний ранее были представлены в музеях и выставочных залах Звенигорода, Плеса, Арзамаса, Владимира, Калуги, Тарусы.

Как художественный музей Тверская картинная галерея была основана в 1937 году, выделившись из состава Калининского краеведческого музея, бывшего «Тверского музеума» (1866). Собрание галереи насчитывает около 50 тысяч экспонатов. Включает в себя коллекции культового искусства XIV–XX вв., русской живописи, графики и скульптуры XVIII–XX вв., западноевропейского искусства XV–XX вв., декоративно-прикладного искусства России, Европы, Востока.

Соб. инф.

 

Картина дня

наверх