На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

306 подписчиков

Свежие комментарии

  • Леонид Никулин
    очередное чудо  с стиле 90-х.. или автор просто обкуренныйНа Фабрику здоров...
  • Daddy Bo
    Разуйтесь, вАрвара.На Фабрику здоров...
  • Варвара Иванова
    Не смешите мои тапочки.На Фабрику здоров...

Валерий Фокин: «Непросто создать свой духовный дом»

Худрук Александринского театра – об Ассоциации национальных театров России

Ассоциация возникла в 2022 году, который объявлен Годом культурного наследия народов России. Руководит ассоциацией Валерий Фокин и входит в неё более 40 коллективов. А всего в стране около 70 национальных театров, и особого внимания к ним никогда не было. Поэтому главная задача вновь созданной организации помочь консолидироваться театрам и поспособствовать тому, чтобы они играли спектакли на своих языках: национальный театр – это всегда духовный дом. Важен и эстетический момент, в эстетиках многих национальных театров заложена возможность обновления театрального языка. По словам Фокина, идея объединения национальных театров России возникла во время Международной театральной олимпиады, которую проводили в Петербурге в 2019 году, и восемь коллективов ярко выступили на ней. «Конечно, мы не можем финансировать национальные театры, - сказал режиссёр, - но помогать им двигаться по творческой стезе в наших силах».

Ассоциация налаживает связи с главами регионов, диалог важно вести постоянно, и через региональную власть выходить на местный бизнес. В этом году в Петербурге, при Российском государственном социальном университете, открывают заочную магистратуру для худруков и главных режиссёров национальных театров, организаторы надеются, что возможность их двухгодичной учёбы обеспечит местный бюджет. По словам Фокина, вопрос руководителей театров сегодня один из главных, потому что молодые режиссёры не готовы к тому, чтобы возглавлять репертуарные театры. Поэтому так много кадровых ошибок, когда во главе театра оказывается популярный артист, а чиновникам совершенно не важно, есть ли у него художественная идея.

«Переучивать не будем, - заметил Фокин, - цель магистратуры помочь режиссёру разобраться в сложностях театральной психологии, этому не учат на режиссёрских факультетах. Помню себя молодым в «Современнике», а до него в Вахтанговском, где делал диплом, только среди артистов ты мог понять, как сложно управлять самолюбиями этих людей. Худруку, помимо наличия художественной идеи и таких личностных качеств, как вождизм, ощущение, что можешь вести за собой, необходимо обладать чувством театральной психологии, потому что, если эти люди не будут нервными, они не будут артистами. Молодые режиссёры не хотят идти на место главного, не желая взваливать на себя бремя ответственности. Так что магистратура будет особенно важна для потенциальных главных режиссёров».

Ассоциация делает всё возможное для того, чтобы театры могли заявить о себе, в Петербурге они выступают, а с Москвой сложности. Уже два года существует проект строительства Дома национальных театров в Коломенском, но нет финансирования. Заключён договор о показе десяти спектаклей с Триколором, к концу года, возможно, покажут их зрителям.

До конца сезона в Александринке состоится несколько премьер. Валерий Фокин репетирует пьесу Бориса Акунина «1881»: действие происходит в момент убийства императора Александра II и прихода к власти его сына Александра III. Это был особый год для России ещё и потому, что изменился курс государства – премьерой предполагают открыть в сентябре фестиваль «Александринский». Главный режиссёр театра Николай Рощин ставит шекспировского «Отелло».   На Новой сцене над пьесой Ивашкявичуса «Ближний город» работает молодой московский режиссер Хуго Эрикссен.

Нина Катаева

Картина дня

наверх