В Театре Сатиры поставили «Игроков» Гоголя
Режиссёр-постановщик, дебютант Альберт Хасиев превратил «драматические отрывки и отдельные сцены» в трагикомедию, а как иначе, когда «дела давно минувших дней» (эпиграф у Гоголя) живейшим образом творятся на наших глазах. Подзаголовком можно сделать хоть детектив, хоть триллер, хоть хоррор - не ошибёшься, тем более, что пьесу эту считают неоконченной, хотя, на мой взгляд», в «Игроках» все точки над «i» расставлены. Это история ловкого карточного шулера Ихарева (Сергей Шнырёв), всеми силами стремящегося попасть в «высшее общество». Тем, кто любит мир гоголевских фантасмагорий, этот спектакль просто рекомендован, режиссёр вместе с постановочной командой (сценограф и автор костюмов Андрей Климов, хореограф Албертс Альбертс и композитор Василий Тонковидов) вслед за автором погружает вас в мир волшебных иллюзий и жестокого обмана, и вы воочью увидите, как герой становится жертвой собственного мошенничества.
Причём постановщики делают это так тонко, что зрители, наслаждаясь таинственной атмосферой интриги, и наблюдая за существованием героев сразу в нескольких планах, до самого финала не поймут, что вместе с Ихаревым лихо обмануты троицей более ловких шулеров (хитроумный Утешительный - Сергей Климов, могучий Швохнев - Игорь Лагутин, полковник «немец» Кругель - Кирилл Анисимов) и их помощниками. Хасиев бережен в отношении гоголевского текста, и стоит отметить, что это становится традицией у молодых режиссёров, работающих с классикой, единственное, он переносит действие из городского трактира захолустного городка в роскошную гостиницу большого города, одни красные люстры и чёрный дубовый стол-трансформер чего только стоят.
Едва оказавшись в пространстве этого отеля, вы замрёте от впечатления вьюги, бушующей за огромным окном. Она и приносит пред наши очи искателя приключений, помещика Ихарева.Тема карточной игры часто затрагивалась в произведениях классиков, отдал должное ей и Гоголь. В 1842 году в «Сочинениях Николая Гоголя» была напечатана одноактная пьеса «Игроки». Игра в карты у Гоголя всегда связана с жульничеством, так, в основе «Игроков» лежит анекдот об «обманутом обманщике». На протяжении спектакля зрители наблюдают, как шулера Ихарева по этапам обманывает команда его более шустрых «коллег». В 19 веке посредством шулерства многие ловкачи зарабатывали на жизнь, катаясь по провинциям и обыгрывая людей с деньгами. Гоголя в этом более всего возмущало то, что шулерство и мошенничество сделались чуть ли не нормой жизни, так что весь критический запал пьесы направлен против этого. И как тут не обратить взоры к нашим дням, когда по телевизору нам каждый день рассказывают такие «анекдоты» о геройствах мошенников, что Николаю Васильевичу материала хватило бы на «жанр» с продолжением.
Итак, стороны сходятся: Ихарев мечтает обыграть компанию Утешительного, в то время как те собираются обыграть его. С началом карточной игры затягивают, Ихарев спокоен и лукав по отношению к соперникам, так как уверен в успехе. Ещё бы, у него есть краплёная колода карт - Аделаида Ивановна, которая помогает ему выигрывать, вот и накануне знакомства с троицей с её помощью он выиграл 80 тыс рублей. В роли Аделаиды - Янина Студилина, три её появления из громадного чемодана-сундука, в котором и Ихарев прячется, вносят яркую ноту в спектакль. Аделаида возникает Жар-птицей, когда шулер в предощущении выигрыша, Восточной красавицей, исполняющей танец живота, когда следует соблазнить Глова-младшего (Максим Финогенов), и Коломбиной из комедии дель арте в самом финале, прячущей в сундуке обманутого и всеми покинутого Ихарева.
Но пока, каждый со своей стороны, противники примеряются к карточной игре, а распознав в Ихареве шулера первой степени, Утешительный с коллегами решают обмануть его на более высоком уровне, поставив, так сказать, для него спектакль. Они делают ставку на его доверчивость, то есть, смыслом игры становится овладение искусством жульничества.
Компания Утешительного предлагает Ихареву участвовать в афере, связанной с отъёмом денег у старика Глова (Юрий Васильев), которые тот должен получить из приказа. Потом его планируют обыграть и облапошить, втянув в манипуляцию новых лиц. Открыв свой секрет помещику, компания жуликов подбивает и его на откровенность. Он рассказывает им про Аделаиду и готов сотрудничать.
И азартная игра в казино, в которое превращается пространство гостиницы, начинается. Действие спектакля необычайно динамично, он просто несётся вскачь, герои не ходят - летают, бегают, прыгают, скачут, смеются, плачут, дерутся, пьют на брудершафт - столь велико стремление объегорить противника. Постановщики используют многообразные пластические решения, в сценах карточной игры они просто танцуют, замирают как скульптурные композиции. Великолепен Глов-старший в его звездочётовском плаще и цирковом цилиндре, из осторожности не севший за карточный стол. Убедителен его сын Саша Глов, мечтающий о гусарстве, и проигравшийся в пух и прах. Настоящий скетч разыгран актёрами с появлением на сцене чиновника из приказа Замухрышкина (Андрей Анкудинов), которого ублажают, как могут, умоляя выдать деньги пораньше. Так создатели спектакля стараются докопаться до глубинной гоголевской фантасмагории. И докапываются.
Когда афера вскрывается, и Саша Глов открывает Ихареву, что он никакой не Глов, как и «отец» его не «Глов» и не отец, а человек по фамилии - Крыницын, и Замухрышкин не чиновник из приказа, а отставной штабс-капитан Мурзафейкин, и все они из компании Утешительного, согласившиеся за деньги сыграть свои роли, тот испытывает шок. «Хитри после этого! - восклицает потрясённый Ихарев, сидя на сундуке. - Употребляй тонкость ума! Изощряй, изыскивай средства!.. Чёрт побери, не стоит просто ни благородного рвенья, ни трудов! Тут же под боком отыщется плут, который тебя переплутует! мошенник, который за один раз подорвёт строение, над которым работал несколько лет! Чёрт возьми! Такая уж надувательная земля! Только и лезет тому счастье, кто глуп, как бревно, ничего не смыслит, ни о чём не думает, ничего не делает. А играет только по грошу в бостон подержанными картами!»
Гоголь предупреждает, что если вступил в игру, не имеет значения, каким образом одержать победу. Не сжульничаешь - обыграют тебя. Ихарев, владелец имений в Смоленской и Калужской областях, мог жить безбедно, но мошенничество стало способом жизни для него. По мнению критиков, в «Игроках» Гоголь испытывает на прочность многие понятия института общественной морали, «игроки» играют всем - и в этом скрытый смысл названия комедии: они играют честью, совестью, словами, понятиями».
Нина Катаева
Фото Владимира Коробицына
Свежие комментарии