На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

356 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алексей Сафронов
    Несомненно что он обладает не только привлекательной внешностью, но и талантом, которые ярко проявлены на сцене. Но, ...Александр Домогар...
  • Галина Баранова
    Спасибо за статью!Читала,а в голове и в ушах звучит удивительный ГОЛОС...В молодости не раз бывала на Московских конц...«Пел так, словно ...
  • ОРЛОВ Святослав
    😂Александр Домогар...

Ступить на подмостки, которым 200 лет

В Малом театре России отпраздновали юбилей Исторической сцены

В честь этого события в театре состоялась пресс-конференция, которую торжественно открыли увертюрой композитора Алексея Верстовского в исполнении оркестра Малого театра. И участникам торжества легко было представить, что ровно 200 лет назад, 26 октября 1824 года в этом самом здании на Театральной площади показали первое драматическое представление - «Лилия Нарбонская, или Обет рыцаря» князя Александра Шаховского и балетмейстера Шарля Дидло, предварялось оно этой увертюрой. Директор Малого театра Тамара Михайлова обратилась к участникам с приветственной речью: «Юбилей нашего здания – это праздник всего российского театра. Юрий Мефодьевич Соломин ждал эту дату. Несколько лет назад мы провели серьезную реконструкцию здания, сохранив все исторические детали, акустику, атмосферу, и в то же время оснастили его по последнему слову техники.

Малый театр всегда показывал достойный пример, отвечая на ключевые вызовы времени. Он был и остаётся одним из важнейших символов России как страны великой культуры».

Главный режиссёр Малого театра Алексей Дубровский рассказал о проектах, приуроченных к 200-летию Исторической сцены. Так, совместно с СТД России театр провёл в Рузе мастер-классы для молодых актёров, приехавших из разных уголков страны. Итогом работы стал показ эскиза по пьесе «Гроза». Совместно с Российской академией театрального искусства в театре провели двухдневную научную конференцию «Малый театр. Большая история». В честь юбилея в новом Щепкинском фойе открылась масштабная музейная выставка «Юбилейная коллекция». В дни юбилея представили книгу «Она была наша.Вера Максимова в Малом театре», изданную в театре. Вера Максимова - автор книг и статей, посвящённых Малому театру, в том числе, книги «И это всё о нём» - о Юрии Мефодьевиче Соломине. В новом издании опубликованы избранные труды Максимовой: рецензии, интервью и расшифровки публичных выступлений.

 Алексей Дубровский рассказал о своей постановке «Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка» по пьесе Дмитрия Ленского, первого исполнителя роли Хлестакова на этой сцене. Водевилем этим театр перекидывает мостик из 19-го века в сегодняшнее время. Новая сценическая версия сделана Сергеем Плотовым, автор сценографии - заслуженный художник России Максим Обрезков, музыку написал народный артист России Александр Чайковский.  В спектакле заняты ведущие артисты - Виктор Низовой, Александр Клюквин, Валерий Афанасьев, Андрей Чернышов и - много молодёжи. Премьера состоится 30 ноября и 1 декабря. «В заключение, - резюмировал Дубровский, - скажу: несмотря на то, что сцене нашей 200 лет, а сезон у нас 269-й, Малый театр, имея потрясающую труппу, сплочённый коллектив и самое современное сценическое оборудование, движется вперёд, развиваясь и преумножая традиции, накопленные столетиями».

На пресс-конференции был показан трейлер документального фильма «Мы – Малый театр», созданного в 2024 году при участии артистов и руководства театра совместно с телеканалом «Россия-Культура». Представил его режиссёр Денис Бродский. Премьера прошла 26 октября на телеканале «Россия-Культура». С юбилеем коллектив театра и участников пресс-конференции поздравили: заместитель директора департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры РФ Эдита Исаакян, заместитель директора Малого театра по творческим вопросам Борис Любимов, народные артисты России Василий Бочкарев и Светлана Аманова и артист Игорь Петренко.

***

Бокал Щепкина, альбом Яблочкиной и эсминец Гоголевой

Экскурсию по выставке «Музейная коллекция» провела начальник музейно-информационного центра Татьяна Крупенникова.  

Юбилей - это всегда день рождения, и нам показали подарки, которые дарились служителям Малого театра, и за каждым экспонатом - история. В одной из витрин видим бокал, который принадлежал Михаилу Семёновичу Щепкину, подарила его великому артисту правнучка, писательница Татьяна Щепкина-Куперник. В сопроводительном письме она написала чудесные слова: «В этом бокале играло и пенилось шампанское, из этого бокала пили этот чудесный напиток Гоголь и Щепкин, Герцен и Белинский и другие «гордости» нашей России. За этим бокалом велись умные вдохновенные, горячие беседы...» Этот экспонат входит в число тех, которые впервые демонстрируются посетителям. И мы видим рукописный список сочинения князя Шаховского «Лилия Нарбонская, или Обет рыцаря», которым 200 лет назад открывалась Историческая сцена, бювар Ленского, фотоальбом Яблочкиной, поздравительные адреса с автографами от артистов Художественного театра, медальку с портретами деятелей театра. 

Список «Лилии Нарбонской» хранится в специальной библиотеке, так как старая бумага боится света, и выставляют экспонат лишь на некоторое время. Уникальный экспонат - бювар Александра Павловича Ленского. Режиссёр-новатор, один из ведущих артистов, педагог рубежа 19-20 веков, казалось бы, как далеко. Но любимой ученицей Ленского была Вера Пашенная, а у Пашенной - любимым учеником Юрий Соломин, и это живая история, говорить о Ленском можем через одно рукопожатие. «Ленский был ешё и замечательным художником, - говорит Крупенникова, - и в бюваре храним множество его эскизов как сценографа и художника по костюмам. Птичка на обложке папки нарисована Ленским, а на обороте рисунок Левитана, его ближайшего друга». Очень красив фотоальбом Александры Александровны Яблочкиной, актрисы Императорского Малого театра, н. а. СССР, где каждая страница украшена рисунками и фотографиями с автографами. Например, Гликерии Николаевны Федотовой, Марии Николаевны Ермоловой...

Выставка даёт представление о том, как жил театр в разные периоды времени, так, специальный стенд посвящён середине 20-го века, когда состоялись гастроли знаменитого «Комеди франсез». Дом Мольера сыграл несколько спектаклей в Доме Островского, и актёры подарили Малому театру издание 19 столетия «Реестр Лагранжа», которое видим в витрине. Лагранж - артист труппы Мольера, один из ближайших его друзей. Среди современных подарков монета, выпущенная Банком России к юбилею Островского, подлинные монеты 18-19 веков. Для адресов и подарков Александру Ивановичу Сумбатову-Южину, среди которых впечатляет адрес в серебряной оправе от Большого театра, сделали новую витрину.

Среди неожиданных даров макет эсминца, подаренный одной из великих «старух» Малого театра Гоголевой. Во время войны был создан фронтовой филиал, и артисты играли в самых отдалённых уголках на линии фронта. У многих есть медали «Оборона Заполярья», борьбы за разные города, и это означает, что буквально за несколько часов до начала вражеских атак они играли для солдат в окопах или домах, где можно было устроить сцену, иногда прямо в лесу. Елена Николаевна Гоголева была одной из активных участниц, несмотря на то, что могла отказаться, потому что была народной артисткой, но она всю войну была участницей фронтовых бригад. И после войны постоянно выезжала в воинские части, встречалась с молодыми военными, приглашала их в Малый театр. И кораблик этот был преподнесён ей в одной из воинских частей.

У витрины с платьем актрисы Малого театра Натальи Розенель, жены Луначарского, экскурсовод рассказывает о самых драматических моментах. Как известно, после 1917-го года Малый театр как императорский, устаревший и вредоносный хотели закрыть, но Сумбатов-Южин, бывший на тот момент директором, нашёл в новом правительстве единомышленника. И это был Луначарский, который, кроме того, что занимался государственными делами, писал пьесы. С директором они быстро нашли общий язык, и в Малом поставили несколько пьес Анатолия Васильевича, в том числе, «Оливера Кромвеля» (1921) и «Медвежью свадьбу» (1925). Постановки были сделаны на высоком уровне, сценографией «Кромвеля» занимался Мстислав Добужинский, его костюмы и декорации можно увидеть в витринах.

 «Малый театр смог перестроиться и откликнулся на новую публику, - говорит экскурсовод, - несмотря на то, что это были те самые красноармейцы, которые в 17-ом году ворвались в театр, проткнули штыками портрет Щепкина кисти Репина, видно, не знали, что Михаил Семёнович был он из крепостных, и им надо бы было вознести его на знамя, но они разграбили костюмерные, изуродовали сцену. А когда через некоторое время пришли сюда как зрители, уже очень хорошо воспринимали классику, потому что актёрская школа Малого осталась прежней, театр удалось сохранить. Играли теперь много современной драматургии, и одно из самых серьёзных прочтений «Любови Яровой» Тренёва предлагал именно Малый театр. Артисты Императорского реалистично играли матросов и революционеров, с тем же глубоким психологическим рисунком. Малый театр остался в нашей стране, и со временем стал государственным и академическим. А платье Натальи Розенель, сшитое по эскизу знаменитого модельера Надежды Ламановой, хранится в наших фондах».  

***

На выставке много адресов от коллег в честь юбилеев Малого. Адрес мхатовцев к 100-летию театра распечатан, и сквозь стекло можно рассмотреть росписи создателей МХАТа и ведущих артистов -  Станиславского, Немировича-Данченко, Качалова, Москвина, Книппер-Чеховой... Их горячий привет и сегодня горит любовью и вдохновением: «Малому театру, который дал средство раскрыться в величайшей степени гению русского актёра, кто жертвовал собою до дна, сжигая себя в творческом огне великих драматургов, чтобы воскресить в прекрасных созданиях сценического искусства, кто в течение ста лет дарил высшими духовными радостями русскую общественность, кто поднял на заслуженную высоту общественное значение русского актёра, кто вдохновлял, воспитывал и учил все русские театры, Малому театру в день его 100-летия Московский Художественный театр и его студии с радостным чувством благодарности приносят свой привет».

Нина Катаева

Фото Владимира Коробицына

Картина дня

наверх