На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

359 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сталкер
    😋Александр Домогар...
  • Сталкер
    А это замануха. чтоб дочитали до конца последней строчки.Александр Домогар...
  • Анатолий налетов
    Домогаров будет рад: О нём пишут, говорят...Александр Домогар...

...Ощутить воздух Вечности

Премьерой «Главная роль» на сцене «Студии» Вахтанговского театра отметили 70-летие актрисы Елены Мельниковой

Спектакль по комедии Николая Коляды «Всеобъемлюще» поставил Эльдар Трамов, он же автор сценической версии. Это история двух актрис - Веры Ивановны (Елена Мельникова) и Нины Сергеевны (з.а.России Елена Ивочкина), почти полвека проработавших в одном театре, крепко друживших когда-то, но насмерть рассорившихся много лет назад - из-за мужчины.

Его уже и на свете-то нет, а они не первый десяток лет не разговаривают, хотя их и тянет друг к другу. Несмотря на годы, обе не теряют формы, Вера продолжает выходить на сцену, а Нину, которая в молодости мечтала о роли Марии Стюарт, и десятки раз в воображении своём сыграла её монолог на эшафоте, разжаловали в суфлёры. Обе одиноки, хотя, у одной сын, у другой дочь, и внуки имеются, но тепла от них не получают артистки. Посвятив свою жизнь служению театру, ни званий, ни наград и от него не получили, разве что, в молодости портреты их красовались в фойе.

И вот непредвиденное: Вера позвала Нину на разговор, и та, одетая по-деловому, немедленно явилась - с двумя чемоданами - в репетиционный зал. Вера встретила её «в образе»: Графини в чёрной шляпе с огромными полями и в солнцезащитных очках. Предмет встречи оказался куда как серьёзный: Вера написала пьесу, с главной ролью для себя, и Нину позвала поучаствовать в первой читке... Нина включается, и начинается интереснейший диалог-схватка двух примадонн по жизни, в котором артистки проговаривают всю свою жизнь, в которой было всё - сцена и творчество, любовь и ненависть, ревность и страсть, дети и внуки, великодушие и предательство.

Пространство, в котором сражаются артистки, со вкусом обставлено сценографом и автором костюмов Максимом Обрезковым. Здесь гримировальные столики, зеркала, вешалки с костюмами из старых спектаклей, шляпки, перчатки и множество других театральных аксессуаров, помогающих актрисам вести диалог. В финале спектакля в этом пространстве Нина открывает свои чемоданы и, как драгоценности, достаёт из них костюмы к историческим спектаклям. Музыку к спектаклю написал Гиедрюс Пускунигис. Художник по свету - Александр Матвеев.

Эльдар Трамов немало поработал над пьесой Коляды. Значительно сократил, избавив от подробностей, обрисовывающих совсем другой тип театра, облагородил грубоватую лексику, а главное, высветил квинтэссенцию происходящего - по мере разговора героини чётко осознают судьбоносность этой встречи. Она должна была состояться, потому что несла примирение Вере и Нине, освобождение от греха гордыни, несла настоящее прощение.

 «Это смелый театральный прецедент, – сказал Эльдар Трамов, – когда две актрисы с богатой творческой биографией, представительницы старшего поколения вахтанговцев, выходят в камерное пространство «Студии» ради диалога со зрителем. Речь, конечно, идёт о театре, об актёрских судьбах, о закулисье, о радостях и горестях, о победах. Театр, как доказано веками, то самое увеличительное стекло, под которым наиболее выпукло проступают общечеловеческие проблемы. В «Главной роли» звучит тема взросления, стремительного полёта времени и тема прощения. Наши героини, заклятые подруги-актрисы, бок о бок прошли длинный жизненный путь и впервые за полвека решились на откровенный разговор. И, если они найдут в себе смелость откровенно высказать свою боль и обиды, то в итоге, возможно, обретут силы жить и творить дальше».

Именно это и происходит, когда героини, простив друг друга, ощущают, как меняется сам воздух вокруг них, как рождается в них ощущение света, добра, милости, и как новая энергия вливается в них, обещая творческие победы на сцене.

Елена Ивочкина играет Нину умной, решительной, остроумной, и, не смотря на противоречивый характер, доброй и верной по отношению к друзьям. Мне думается, актриса воспринимает образ Нины сквозь призму её роли-мечты - Марии Стюарт. А Елена Мельникова наделяет свою героиню романтическими чертами, неслучайно на обсуждении зрители говорили, что в Вере «дремлет» либо поэт, либо драматург. Ну, в самом деле, только одарённый литературно человек, увидев в темноте вечера размашисто написанное на скамейке слово - «всеобъемлюще», мог изречь: «Эти слова будто фейерверком вспыхнули передо мной, будто кто мне душу осветил, и я вдруг всё-всё ясно поняла... Всё объемлющий - это значит: могущий всё понять! Как всеобъемлющий ум или высший разум!.. Если ты не любишь всеобъемлюще эту землю, этих людей, этот вечер, это означает, что ничего нет! А если впускаешь это себе в душу, то сам становишься воздухом, вечностью...»

***

Эльдар Трамов известен вахтанговскому зрителю как яркий артист, сыгравший на вахтанговских подмостках более двадцати ролей, и как перспективный режиссёр. В 2021 году в качестве ассистента Римаса Туминаса он был незаменимым его помощником в постановке романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир» к 100-летию Театра имени Вахтангова. Самостоятельно Трамов выпустил спектакли «Обратная сторона медали» Ф. Зеллера, «Говори со мной» по пьесам из сборника Т. Уильямса «Пятёрка теннисистам», а также дипломный спектакль Театрального института им. Щукина «Глазами клоуна» Г. Бёлля, который вошел в репертуар сцены «Студия».

Нина Катаева

Фото Владимира Коробицына

наверх