На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

353 подписчика

Свежие комментарии

  • Nikolay Stepanov
    Прочитал залпом!«Пел так, словно ...
  • Михаил Шаповалов
    Подлый заголовок статейки. Как только терпит это сам Домогаров? На снимке сидит весь сам ТАКОЙ, в буржуйском прикиде ...Александр Домогар...
  • Татьяна Бутова
    Бред и кошмар. Так изуродовать творчество Цветаевой!!! Неужели кто-то будет смотреть это творческое уродство?«Ландыш, ландыш б...

Каково же «Солнце на вкус»?

В прокате один из первых российско-узбекских фэнтези-фильмов

Проект «Солнце на вкус» снимался в формате совместного продюсирования, съёмки проходили в Москве, Бухаре, Самарканде и Ташкенте. Режиссёр фильма - Эльдар Салаватов (Россия), в фильме снимались российские и узбекские актёры. По сюжету 12-летний Тимур (Леонид Басов) вместе с Мамой (Елена Полякова) и Папой (Андрей Мерзликин) летит в Ташкент, чтобы провести отпуск в гостях у Дедушки (Александр Ильин). В первый же вечер в сарае у деда он находит медальон с непонятными знаками.

Находка оказывается ключом к сокровищам Бухарского эмира. Тимуру предстоит найти дорогу к таинственным Часам Мудрецов, попасть в Лабиринт времени, а главное - спасти свою семью, где родители на грани развода. В путешествие дед с внуком отправляются вместе.

«Идея этого фильма возникла у нас давно, - сказал на пресс-конференции продюсер Александр Кессель, -  был даже написан сценарий фильма-путешествия по реке в жанре арт-экстрим-драмы, в 2020 году должны были начаться съёмки. Но в наши планы вмешалась пандемия, и мы решили снимать задорное семейное приключение. Где только не искали локации - на Урале, на Камчатке, в Карелии, под Великим Новгородом, пока не оказались в Узбекистане. Быстро договорились с Агентством кинематографии Узбекистана, и в мае 2021-го начали снимать».

Продюсер отметил, что Узбекистан, в пику всем стереотипам, современная страна, с потрясающим укладом и гостеприимными людьми. Александр Ильин - из актёрской династии Ильиных, младший брат Владимира Ильина, немало поездивший по миру, был поражён красотой старых городов Узбекистана. Но настоящим фанатом страны стал, похоже, Андрей Мерзликин. По сюжету история героев разворачивается как настоящее роуд-муви: от горного Ташкента, через Ташкент и Самарканд, доехали до Бухары, где увидели Шёлковый путь и подлинный Узбекистан. «Всё было настоящее, - говорит Мерзликин, - и стены древних строений, и пустыня. Конечно, часы и вся мистика были нарисованы, но в остальном ты совмещал работу с открытием удивительной страны».

Актёр поделился ощущениями от съёмок в детском кино: «Проблемы взрослой жизни уже не интересны, а вот подростковый формат – да. Раньше мы говорили – «Ой, как тяжело работать с детьми», да они играют лучше, чем взрослые». Лёня - само обаяние, я не узнал его, так он вырос, и Камила Якубова в роли Гули очень понравилась». А съёмки в «Солнце на вкус» были совсем не простые - в пустыне, в жару плюс 60. «Мне было сложновато, - признался Ильин, - но за мной всё время ходила Зульфия с зонтиком. Только из кадра вышел, меня под зонтик, и сколько я не просил её отдать зонтик мне, ни в какую. Меня, говорит, уволят». А Мерзликин, спасая глаза от песчаных завихрений, в одном кадре появляется с платком на голове – это был первый день, как группа попала в пустыню. «Я так и не смог привыкнуть к тому, что пустыня, самая настоящая, с барханами и скарабеями, начинается в часе езды от города», - говорит актёр.

Съёмки этой картины были очень важны для узбекских кинематографистов. «Работа была связана для них с ре-интеграцией молодого поколения в кинопроцесс, - сказал Кессель. - Благодаря новому гендиректору Агентства кинематографии Фирдавсу Абдухаликову узбекский кинематограф быстро возрождается, и во время командировок у нас была возможность пообщаться с мэтрами. Так, я общался с Али Хамраевым, который снимал фильмы, любимые мной с детства, а также с выдающимся артистом кино Узбекистана Рустамом Сагдуллаевым. Сейчас Узбекистан ориентирован на сотрудничество с российской кинематографией, там есть филиал ВГИКа, российские кинематографисты проводят мастер-классы по разным специальностям, и, конечно, они рассчитывали, что мы пригласим профессионалов для работы на площадке.

И оператором-постановщиком у нас был один из лучших узбекских операторов - Баходир Юлдашев, который много работает в России. Режиссёр-постановщик Эльдар Салаватов, наполовину узбек по национальности, следил за тем, чтобы в фильме не появились нотки пост-имперского отношения к стране, он даже написал мне до съёмок письмо, которое иронично озаглавил «Каникулы в Кумысово». Мы провели кастинг на главные и второстепенные роли, среди молодёжи сделать это было сложно, потому что фильмов снимается мало, актёров нет. У Камилы Якубовой конкурентов было мало».

Всем было интересно узнать, как появилось название - «Солнце на вкус». Оказалось, возникло оно в стенах Агентства кинематографии, когда обсуждали новый сценарий, смену жанра картины и то, как переименовать реку. «Несмотря на декабрь, стояли невероятно солнечные дни, - припомнил Кессель, - и мы всё время что-то ели. Видимо, откуда-то из подсознания выскочило это название, приклеилось, и всем вдруг показалось, что чай, один из фирменных вкусов Узбекистана, на вкус - как солнце. В фильме эту фразу впервые произносит Тимур, когда они с дедом пьют чай на рынке Чорсу».

О ташкентской экзотике рассказал Андрей Мерзликин. Вначале он вспомнил песню Сергея и Татьяны Никитиных о «золотой Бричмуле», которую слушал у пионерского костра, и вдруг довелось там сняться в кино, потому что Бурчмулла – это посёлок в горном Ташкенте, где в фильме живёт Дедушка. Актёра поразило, что для съёмок не строили никаких декораций, снимали реальный дом, где жил герой, его обстановку, реальное дерево, которое «то сохнет, то цветёт», как поётся в песне, рядом с домом и т.д. Чорсу - самый большой рынок в Ташкенте, где также снималась сцена, потряс Мерзликина до глубины души, особенно Обжорные ряды, где в тысячелетних чанах, в которых готовили еду ещё для путешествующих по Шёлковому пути, и сегодня угощают вкуснятиной. Попробовать можно всё, но «много не съешь», заключил актёр.

«Главное - колорит, - сказал он, - процесс торговли, то, как складываются отношения между покупателями и продавцами, и всё это у нас в кадре. Даже когда герои разговаривают за столом, позади них рынок живёт своей жизнью, даже не зная, что снимается кино. Там нет такого, чтобы всё останавливали, как у нас, кто ж остановит узбекского продавца?.. Как рынок работал, так и работает, удивляет, как актёры прорвались сквозь этот невероятный шум, где постоянно звучит реклама на узбекском языке… Так что советую: в Ташкенте - сразу на рынок Чорсу».

Гендиректор кинокомпании «Каропрокат» Ия Лебедева положительно оценила первый опыт российско-узбекского сопродюсирования: «В компании рады работать с такими красивыми картинами: её удобно продавать, условно говоря, это детский «Индиана Джонс» - то, что очень востребовано сегодня. Это колорит, на который люди придут совершенно точно, и прекрасно, что мы пропиарили Узбекистан, продвинув картину большему количеству людей через нас. Количество копий 1000 плюс. Летняя дата для выхода: дети ушли на каникулы, но не все успели разъехаться, а в детских лагерях ходят по коллективным заявкам. Конкуренции на наш жанр нет, надеемся на хорошие сборы».

Александр Кессель добавил, что большое кино приезжает в Узбекистан, в основном, на русском языке, и «Солнце на вкус» по выходе сразу же дублировали, все права - у Агентства кинематографии. Фильм уже участвовал в фестивалях, его показали на закрытых просмотрах, и корифеи дали высокую оценку. Создатели картины надеются, что посмотреть «Солнце на вкус» придут и жители России, связанные корнями с Узбекистаном.

На постере Тимур держит в руках песочные часы, благодаря которым можно путешествовать во времени, ведущий, конечно, интересуется, кто где хотел бы побывать. Дед и внук, похоже, выпадать из своего времени были не очень настроены: Ильин заглянул бы в будущее и - назад, Лёня решился бы на недельное путешествие. А Мерзликин ринулся бы прямиком в 1812 год, где у него воевал прапрапрадед, Кавалер Георгиевских крестов. «Интересно узнать подробности», - сказал он. 

А вот благодаря тому, что декораций в аутентичном Узбекистане не строили, фильм «Солнце на вкус» вошёл в шорт-лист Международной премии «Makers Shakers Awards2021» в номинации «Выдающееся творческое использование местоположения», уступив, правда, фильму «Варяг» с Николь Кидман. Профессионалы отрасли оценили работу российских кинематографистов на локациях. «Как продюсер я получил необычный опыт, - сказал Кессель, -  когда не нужно было воссоздавать ценные объекты. Скажем, мы снимали, как Лёня карабкается по ступенькам якобы минарета Калян, и это были ступени реального минарета, снимали у гробницы Тимура, и это она и была. Мне сложно представить, чтобы на каком-то фильме в России мы могли бы поступить также. Мавзолей, 100 процентов, стали бы строить, получился бы очень похожий, но ненастоящий…».

Нина Катаева

Кадры из фильма "Солнце на вкус"                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Картина дня

наверх