На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

302 подписчика

Свежие комментарии

  • Нина Комарова
    Есть книга Вениамина Федченкова "На рубеже двух эпох". В ней он описывает, как Деникин "сдал" армию Врангелю. Деникин...«Если бы я мог ст...
  • Сергей Потемкин
    Пиздуй давай. Или волшебного пенделя ждешь ?Михаил Шемякин: «...
  • Николай Вовк
    «Желая ознаменовать особое Моё благоволение к тем нижним чинам Лейб-гвардии, которые на Отечественной войне оказали с...«Если бы я мог ст...

«Цирк говорит на языке мира, дружбы и добра»

В начале ноября в Большом Санкт-Петербургском государственном цирке прошёл первый Международный цирковой фестиваль «Без границ»

Помимо России, в нём приняли участие 150 артистов из 19 стран мира, в том числе, цирковые из Азербайджана, Белоруссии, Бразилии, Великобритании, Италии, Испании, Франции, Казахстана, Кубы, США, Турции, Украины и Эфиопии. Фестиваль стал громким культурным событием всей страны и,
вне всяких сомнений, открыл новую страницу в истории цирка. Зрители увидели волшебное шоу, где продемонстрировали своё мастерство гимнасты, акробаты, жонглёры, клоуны, дрессировщики и иллюзионисты.
Особо было отмечено всеми оформление фестиваля, которое сделал худрук «Королевского цирка», з.а.Гия Эрадзе. Спецприза Большого Санкт-Петербургского цирка удостоен балет «Королевского цирка». В состав жюри фестиваля вошли: заместитель гендиректора Большого Московского цирка Татьяна Запашная, продюсер Гия Эрадзе, гендиректор Московского цирка на Цветном бульваре Максим Никулин, гендиректор Столичного цирка в Будапеште Петер Фекете, президент Международного циркового фестиваля Сан-Поль-Ледакс (Франция) Брюно Лалой и другие. Ведущим фестиваля был Эдгард Запашный.

Напомним, что поводом для проведения фестиваля стала ситуация, которая по русской пословице звучит так – «не было бы счастья, да несчастье помогло». Как известно, в январе 2023 года в Монте-Карло планируется проведение юбилейного 45-го Международного фестиваля циркового искусства, к которому готовились несколько лет и российские артисты - из Росгосцирка, Большого Московского цирка и Цирка Никулина на Цветном бульваре. «Российские артисты всегда привозили высшие награды с международных фестивалей, - сказал гендиректор Росгосцирка Сергей Беляков на летней пресс-конференции, - напомню, что в 2019 году мы с Гией Эрадзе получили в Монте-Карло все высшие призовые места, и в этом году на фестивалях в Будапеште и испанской Жироне почти все высшие награды были завоеваны российскими артистами».

Вот и в Монте-Карло планировали показать лучшее, инвестировали деньги, занимались документацией, транспортом, логистикой, тем более, что Гия Эрадзе уже был назначен главным режиссёром юбилейной программы, а Сергей Беляков входил в состав жюри, но неожиданно пришёл отказ. Российским цирковым дали понять, что их на фестивале не ждут. Сказать, что руководители цирков расстроились, это ничего не сказать. За все годы существования знаменитый фестиваль отменяли лишь трижды – в связи со смертью княгини Монако Грейс Келли и дважды из-за короновируса. Во все остальные годы артисты всего мира считали за честь показать в Монте-Карло своё мастерство. «Минут 15 мы были расстроены, - сказал Беляков, - а потом раздался звонок министра культуры Ольги Любимовой, и она предложила показать то, что готовилось для Монте-Карло, на нашей площадке».

Международный фестиваль циркового искусства решено было провести в Санкт-Петербурге, в Цирке на Фонтанке, который празднует в этом году 145-летие. Первым владельцем этого цирка был итальянец Гаэтано Чинизелли, так что устроители нового фестиваля оказались открыты для всех лидеров цирковой отрасли. Гендиректор Большого Московского цирка, н.а. Эдгард Запашный подчеркнул, что до последнего надеялся, что цирк останется вне политики, и когда полгода назад представители Монте-Карло решили поставить благотворительный спектакль в Фонд поддержки украинских артистов, московские цирковые поддержали их финансово, хотя на премьеру приглашены не были. «Удивляло то, - сказал Запашный, - что нас не удосужились пригласить даже в качестве почётных гостей, зрителей или просто коллег, приехавших объясниться, всё-таки нашей дружбе много лет. Мы всегда всем сердцем участвовали в фестивале, иногда в ущерб себе, и вдруг – такое».

Гия Эрадзе припомнил, как на 43 фестивале в Монте-Карло Золотого клоуна вручили всему коллективу Росгосцирка, именно тогда принцесса Стефания предложила Эрадзе стать главным режиссёром 45-го, юбилейного фестиваля. Готовились несколько лет, оргкомитетом руководил Сергей Беляков, в творческую команду входили композиторы, балетмейстеры, художники, режиссёры, инженеры. Было создано огромное количество оборудования, уникального реквизита, сшито более 250 эксклюзивных костюмов, на фестиваль намеревались повезти 70 артистов. «Можно, конечно, не печалиться, - говорил тогда Эрадзе, - все эти аппараты и костюмы покажем здесь, Росгорцирк - огромная компания, и у нас много стационарных цирков, к фестивалю в Санкт-Петербурге уже готовим новые номера. Русский цирк был, есть и будет самым сильным в мире. Уверен, что в Монте-Карло нам бы вновь зрители аплодировали стоя, и Золотой клоун был бы нашим. А про коллег из Монте-Карло что сказать - они знали, что мы готовимся, все эскизы, макеты и декорации всегда согласовывались с ними. А их строки в письме – «Мир изменился, мы не можем закрывать глаза на эту ситуацию, и не можем пригласить российских артистов» - оставлю без комментариев».

 Эрадзе предсказывал, что, если не будет артистов из России, цирковой фестиваль окажется в проигрыше, как Олимпиада, участвовать в которой запретили российским спортсменам. И подтвердил, что не для красного словца сказано, что наши артисты всегда привозят высшие награды с международных фестивалей: в феврале золото, серебро, бронзу взяли в Испании, такой же результат был в Будапеште. По словам Эрадзе, цирк не имеет национальности, он говорит на языке мира, дружбы и добра. А показывать хорошие программы у нас, действительно, есть где и в России: на фестивалях - «Идол» в Большом Московском цирке, «Золотой слон» в Цирке Никулина на Цветном бульваре, «Принцесса цирка» в Саратове, на Ижевском международном фестивале, на детских праздниках.

Эдгард Запашный заметил, что ему жаль зрителей Монте-Карло, которые третий год (короновирус!) не увидят артистов из России, выступления которых, наряду с выступлениями китайцев и северокорейцев всегда отмечены знаком качества. Пожалел и участниц, которым не придётся сразиться с российскими гимнастками и синхронистками, потому что они лучшие.

Первый Международный цирковой фестиваль в Санкт-Петербурге «Без границ» задачу свою выполнил – продемонстрировал гостеприимство россиян и показал всем, что мир циркового искусства открыт для всех. Цирк доступен людям всех возрастов в любой части света, потому что не имеет политических и расовых предрассудков. Нет сомнения, фестиваль этот станет ежегодным и будет привлекать лучших артистов со всего мира. «Мы стремимся развивать этот творческий диалог, приобретать новый опыт, ставить перед собой амбициозные цели и смело достигать вершин», - сказала министр культуры РФ Ольга Любимова.

Нина Катаева

 

Картина дня

наверх