Борьба за Русский концертный оркестр продолжается
«Швыдкой навсегда» - встретил такой заголовок в Дзен и вздрогнул: вот совпадение! Только что получил ответ из Министерства культуры РФ на обращение в Госдуму от группы сторонников народного артиста СССР А.И. Полетаева с просьбой возродить знаменитый Государственный академический русский концертный оркестр «Боян», несколько лет назад угробленный стараниями Швыдкого, несмотря на указание Президента РФ В.В. Путина – «сохранить и поддержать». Подписать обращение попросили меня как автора книги «Служить России – великая честь!» о жизненном и творческом пути создателя этого уникального оркестра Анатолия Ивановича Полетаева.
В книге подробно рассказано, как «творчески-бюрократически» доводили оркестр до плачевного состояния, чтобы потом прислать соответствующую комиссию, которой осталось констатировать – в таком виде оркестр не имеет права на существование.
Думаю, никакого парламентского расследования не будет, наше обращение направили в то самое Министерство, которое и расформировало оркестр, так что ответ был ожидаемым: мол, всё на законных основаниях.Авторы письма поверили в то, что лёд тронется, когда услышали, как Президент России с самых высоких трибун озвучил тезис новой доктрины - «Россия – страна-цивилизация». Поверили, что начинается новый расцвет национальной русской культуры вместо, прямо скажем, «русско-язычной», которая стремительно набрала вес всего лишь за один век. Поверили, что можно исправить историческую несправедливость – последовательное удушение оркестра «Боян», созданного музыкантом-патриотом А.И. Полетаевым именно в целях поддержки национальных традиций в оркестровой музыке, поиска новых красок звучания с применением народных инструментов. Естественно, не заменяя классического инструментария симфонической музыки, но расцвечивая и обогащая его.
Нам всем понятно, почему невзлюбил, а то и возненавидел, оркестр «Боян» бывший министр культуры М.Швыдкой. Кто он в русской культуре? Секрет Полишинеля: перевёл пьесу зарубежного автора, посвящённую «борцу за свободу», добился её постановки, да ещё с торжественным приглашением автора, и вот уже «рулит» культурной политикой России, и, даже потеряв пост министра, оставил за собой финансовые рычаги. Рассуждал так: зачем что-то творить самим, развивать, если можно купить? За три десятилетия с киноэкранов были вытеснены старые добрые советские фильмы, повсюду господствует Голливуд. Откликнутся ли новые поколения зрителей на попытки снова вернуть на экран шедевры истинной нашей культуры?!
Паразитирование на русской классике не просто позволялось – приветствовалось! Национальная музыка, и не только русского народа, мелодичная, располагающая к раздумьям, постепенно вытеснялась чуждыми ритмами, а то и шумовыми эффектами какого-нибудь хеви-метал. Зачем новым поколениям постигать глубины народной души, складывавшейся тысячелетиями?!.. А тут вдруг «Боян» с его корневыми устремлениями в прошлое многовековой истории и культуры «страны-цивилизации». Да ещё и с попыткой создания Международного центра славянской музыки! Не хватало вспомнить пророчества святого Серафима Саровского о том, что «славянские ручьи сольются в русском море».
«Боян» действительно стал символом Руси, со времён того легендарного певца и сказителя, чьё имя носит. Целебность некоторых его программ признана официальной медицинской наукой, потому что в настоящей классике всегда таятся волны здорового космического излучения гармонии, необходимой человечеству. Потрясающие выступления с привлечением самой разной аудитории, молодёжной в том числе, сплотили вокруг оркестра армию болельщиков. Блестящие зарубежные гастроли с ошеломляющим успехом, особенно в странах Востока – в Японии, Южной Корее, на Тайване не могли не встревожить Министерство культуры. Неслучайно оркестру запрещалось исполнять что-либо кроме утверждённого репертуара. А как быть, если публика настоятельно требовала на «бис» именно своеобразную русскую музыку? Сохранились же плёнки с грандиозным выступлением, например, на Тайване.
Судя по всему, тяжело было бороться с таким самобытным оркестром нашему министерству. Метод удушения обстоятельно описан в ряде публикаций СМИ и в книге. Оказывается, очень просто взорвать талантливый коллектив изнутри, создавая невыносимую обстановку. И не так ли пытаются ныне, в гораздо больших масштабах, разрушать изнутри вообще великую русскую культуру? Осознаваем ли мы, что плоды труда Министерства культуры ежедневно видим на экранах своих телевизоров, в кино, в шоу-бизнесе, где потребительские интересы катастрофически вытесняют традиционные нравственные ценности народа? Может ли цивилизация развиваться, да просто существовать, без своей тысячелетней культуры?! Провести настоящее парламентское расследование необходимо не только в случае с трагедией оркестра «Боян», но вообще с политикой и состоянием дел Министерства культуры России. И одного ли этого министерства?! Или так всё и будет продолжаться, хотя уже два года страна живёт в новой реальности?!..
Валентин Свининников,
член СП России
Свежие комментарии