На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

306 подписчиков

Свежие комментарии

  • Daddy Bo
    Разуйтесь, вАрвара.На Фабрику здоров...
  • Варвара Иванова
    Не смешите мои тапочки.На Фабрику здоров...
  • Halszka Brzozowska
    Już jest także specjalna muzyka o specjalnych częstotliwościach fal magnetycznych...💓💓💯💯💓💓🙏🙏💓💓На Фабрику здоров...

К каждому в конце жизни придёт мистер Дарк

Роль страхового агента в фильме «Портной из Бруклина» стала последней для Сергея Пускепалиса
Действие психологической драмы происходит в Америке начала 70-х. Эмигрант из России, старый портной Авдон Московиц, переживший ужасы Холокоста, намерен обмануть страховую компанию: страховка– единственное, что он может оставить сыну. Закрывшись от мира, портной давно живёт, словно робот, глубоко запрятав любые чувства и воспоминания. Но однажды на пороге его мастерской появляется человек в чёрном: Майкл Дарк предлагает портному поговорить о страховке, но, как вскоре становится понятно всем, это не рядовой сотрудник страховой компании, а ангел смерти, который пришёл, чтобы дать Авдону шанс на покаяние.

«Портного из Бруклина» определили как «фильм не для всех», но в его копилке около двадцати наград, в том числе призы международных кинофестивалей «Русское зарубежье», «Русское сердце», «Золотой Феникс», XXIX минский «Лiстопад», и среди них пять призов зрительских симпатий. Фильм увидели во Франции, Италии, Израиле. Широкий прокат в России состоялся в феврале, эта актуальная картина и сегодня находит своих зрителей в интернете. Как снималась она, рассказывают создатели.

Евгений Серов снял «Портного из Бруклина» по сценарию, который они написали вместе с женой Еленой Серовой, вторым режиссёром фильма. Собственно, Елене принадлежит идея: «Сделай историю про ангела», - сказала она, и с этого всё началось. «Как вы понимаете, - говорит Серов, - такие истории не возникают на ровном месте, в сегодняшней борьбе за комфорт люди перестают думать о самом важном, и мы хотели высказать свою точку зрения на то, что бездуховное общество всегда будет в провале». С актёрами определились сразу, и Юрий Ваксман (Авдон Московиц), и Сергей Пускепалис (Майкл Дарк), прочитав сценарий, согласились сниматься. Снимали в Ярославле, на основной декорации, а также в Болгарии, где был построен Нью-Йорк - с настоящими домами, улицами, выходами из метро, с транспортом. Финальную сцену сняли в Таганроге, где когда-то делали сериал «По законам военного времени».

 По словам оператора Сергея Павленко, в этом фильме важно было достоверно передать разговор Ави с агентом в замкнутом пространстве, и при этом не повториться, потому что многие так снимают. Важно было быть точным в композиционном и стилевом решении фильма и не тянуть одеяло на себя. «Признаюсь, что со светом и цветом мы экспериментировали, - сказал Павленко, - и, думаю, внимательный зритель заметил, как в кадре что-то неуловимо менялось, когда мистер Дарк, проведя Ави по кругам дантова ада, выводил его на чистую воду. В каждом круге он задаёт один главный вопрос, вытягивая из сознания Ави то, что он тщательно скрывал от себя самого. Считаю, фильм этот о душе, которая живёт в каждом человеке, и которая, в зависимости от обстоятельств, становится то твоей совестью, то любовью, именно с ней надо вести главный разговор».

Оператор сказал, что любит актёров, которые понимают, что работать нужно в команде, а не на крупных планах. И рассказал историю о том, как на третьем курсе студентам довелось поработать со Смоктуновским, на телеканале «Россия» они снимали курсовую по «Неточке Незвановой» Достоевского. Иннокентий Михайлович работал прекрасно, обращался к ним только на «вы», спрашивал оператора, куда встать, как лучше пройти, он понимал, что в кино «всё началось с прихода поезда». И драматургия движения и монтажа, которую разрабатывают оператор с режиссёром, очень важна.

Музыку к фильму написала выпускница «гнесинки» Василиса Серова. Музыкальным оформлением занимались два года, для дебютантки это был шанс поработать с Российским оркестром кинематографии, руководит которым Сергей Скрипка. Чтобы проникнуться игрой актёров, в самом начале Василиса принимала участие в съёмках. Особо ответственно было придумать трагическую тему главного героя, с «еврейским акцентом». Молодому композитору, конечно, вспомнились фильмы «Пианист» и «Список Шиндлера», но исходила она «из внутренних ощущений». Так, её первая композиция помогла найти нужное настроение актёрам. Финальную запись музыки делали на «Мосфильме». «Василиса точно дала основную тему, - сказал Серов, - и, развивая её, сочинила мелодию, которая трогательно и тонко прошла по всем граням. Мне повезло, что на картине о человеческом покаянии оператор, композитор и актёры были соратниками».

Когда режиссёра спросили об атмосфере на площадке, он сказал, что главное знать подход к актёрам: на одного цикнуть и топнуть ногой, другого поддержать и поощрить. «Как ни странно, работая над такой серьёзной темой, - сказал режиссёр, - мы много смеялись, особенно любил пошутить Пускепалис. Фильм ему очень понравился, он успел посмотреть. Сергей всегда говорил, что не любит себя на экране, а по поводу мистера Дарка сказал, что не ассоциирует себя с этим персонажем».

Спрашиваю, как раскрылся Сергей Пускепалис на этом фильме. «Прочитав сценарий, - рассказал режиссёр, - Сергей сказал, что такого не играл никогда, и ему это интересно. Мы дважды встречались втроём – с Пускепалисом и Ваксманом, по нескольку часов обсуждали каждую сцену, читали сценарий по ролям. В результате добились того, что каждый хорошо понимал, что нужно играть. У Сергея, несмотря на такой речевой поток мистера Дарка, текст всегда отскакивал от зубов, он вообще не заморачивался с текстом, а был занят тем, куда идти дальше по роли… Это Сергей предложил снимать однокадровые сцены, в которых чётко «держал» пятистраничный текст. Был с текстом на «вы», никакой бытовухи, которой так много в сериалах, он работал в театре, а там это непозволительно. Что касается ансамбля, актёры работали на износ души, чувствовали друг друга невероятно - до движения, до взгляда».

В первом же вопросе из зала прозвучало то, что волновало всех: «А что ж он так убивался всю жизнь по поводу расстрела фашистами его жены и двух младших детей?! Что он мог сделать, случилось так, что в этот момент он оказался в стороне от них?!» И ему ответили, что, по Данте, на девятом круге человек держит ответ за самый страшный грех - грех предательства. Он мог встать рядом с ними у стены – не встал, предпочёл смотреть на них издалека и плакать… Как бы он себя не уговаривал, на нём Каинова печать. Каин убил брата, но, как помним, винил Бога за то, что он позволил ему сделать это. Каждый, как знает, проживает свою жизнь, но важно помнить, что в конце всё равно придёт мистер Дарк и обо всём тебя спросит.

«Помню, после просмотра картины в Ярославле, - рассказал Серов, -  где Сергей был худруком Волковского театра, сидели в кафе, пили кофе. Сергей, как всегда, шутил, а потом вдруг серьёзно сказал: «А когда ко мне придёт мистер Дарк, что я скажу ему…» Фраза эта прозвучала за 38 часов до его гибели… А после просмотра картины на «Мосфильме», Владимир Ильин, помню, сказал, имея ввиду последние кадры: «Ну вот, Серёжа пошёл по городам и весям заниматься своим делом…»

Нина Катаева

Фото Владимира Коробицына

 

Картина дня

наверх