С 18.10 по 12.02.24 в Историческом музее развёрнута выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы»
Выставка посвящена поэтичному образу императрицы Александры Федоровны, прусской принцессы, ставшей супругой императора Николая I. Вопреки известному утверждению, жениться по любви русским монархам всё же удавалось: чувственная история взаимоотношений самой красивой пары Европы рассказана через уникальные произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, семейные реликвии, личные вещи членов царской семьи. В экспозиции более 400 памятников из собраний Государственного музея-заповедника «Петергоф» и Исторического музея, связанных с именем Александры Фёдоровны. У зрителей впервые есть возможность «прикоснуться» к тайне личности женщины, находившейся рядом с самодержцем, который в течение 30 лет определял судьбу огромной державы.
«Долгожданный показ в Москве коллекции произведений декоративно-прикладного искусства XVII-XIX веков из Петербургской императорской резиденции будет интересен любителям истории и ценителям классического европейского искусства, – сказал на открытии выставки гендиректор Исторического музея Алексей Левыкин. - Выставка расскажет о семье императора Николая I и императрицы Александры Фёдоровны, об их любви и домашних традициях. Часть добрых традиций венценосного семейства, как, например, устраивать рождественскую ёлку для детей и дарить им подарки стали частью и нашей жизни. Посетив выставку, вы словно пройдёте по тенистым аллеям парка «Александрия», вдохновитесь романтикой «маленькой Италии», и, конечно, почувствуете душевное тепло, сохранившееся в восхитительных произведениях искусства».
«Петергоф – всем известная парадная резиденция русских императоров, знаменитая фонтанами, шутихами, каскадами, барочно изысканными дворцами, - напомнил врио гендиректора Музея-заповедника «Петергоф» Роман Ковриков. - Гораздо менее популярна «Александрия», романтичный парк, связанный с судьбой четырёх поколений Романовых – от Николая I к Николаю II. Парк с уютными камерными дачами-дворцами выходит к морю, создавая эмоциональный контраст с пафосным золочёным Петергофом. При этом в «Александрии» сохранилось большое количество мемориальных вещей династии, а вместе с этим особый дух царской семьи, жившей в атмосфере доверия и взаимности. Петергоф с Историческим музеем объединяет доброе партнёрство. Мы часто участвовали в выставочных проектах, связаны научными и профессиональными интересами. И вот впервые совершаем столь масштабный вояж в стены главного исторического музея страны, навстречу требовательной московской публике».
Принцесса Фредерика-Луиза-Шарлотта- Вильгельмина, будущая российская императрица, родилась 1 июля 1798 года в семье прусского короля Фридриха Вильгельма III и его супруги королевы Луизы. В детстве Шарлотта любила гулять в саду, благоухающем розами. Самые близкие называли юную мечтательницу «Blanche fleur» (Белая роза), по имени героини популярного в то время рыцарского романа «Волшебное кольцо». Образ прекрасной принцессы Александра Фёдоровна пронесла через всю жизнь, сохраняя при этом духовную стойкость и силу характера, а роза, как истинно королевский цветок, стал её талисманом.
В политической жизни страны Александра Фёдоровна не оставила заметного следа. Она не стремилась занять престол, не вмешивалась в государственные дела и, по её собственному признанию, на троне оставалась только «подругой» своего царственного мужа. В то же время, олицетворяя монархическую власть, она во многом определяла ценностные ориентиры подданных. На протяжении многих лет императрица возглавляла управление женскими воспитательными и образовательными учреждениями и тратила больше двух третей личных средств на оказание помощи нуждающимся, пожертвования и пособия разным организациям и обществам. Любящая и любимая жена, мать семерых детей Александра Фёдоровна утверждала традиционные ценности и подавала современникам пример идеальных семейных отношений. «В каждом доме бывают свои испытания, - писала она в дневнике, - но в истинном доме царит мир, который не нарушить земным бурям. Дом – это место тепла и нежности».
Выбирая изделия отечественных фабрикантов для убранства своих покоев, императрица поощряла развитие русской художественной промышленности. В экспозиции представлена коллекция произведений искусства, собранных императрицей, с особым вниманием относившейся к работам русских художников (пейзажи Кипренского, Айвазовского, жанровый портрет кисти любимого ученика Карла Брюллова – Фёдора Моллера).
На выставке можно увидеть вещи, окружавшие императрицу в их любимой с Николаем I летней резиденции – Петергофе. По воле императора в 1820-1840 годах здесь был создан дворцово-парковый ансамбль «Александрия» - с небольшим уютным дворцом «Коттедж», посвящённый супруге. Это место воспринималось царствовавшей четой не только как декорация для проведения официальных торжественных церемоний, но и как семейная дача, где всё устроено по их вкусу, где реализованы мечты и их художественные идеи. Предметы обстановки этих дворцов и павильонов, личные вещи государыни отражали её вкус, историко-культурные интересы, ценностные приоритеты, позволяющие понять, что для Александры Фёдоровны являлось истинным сокровищем.
Фото Владимира Коробицына
Свежие комментарии