На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

307 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виталий Кирпиченко
    Везде надо быть умным! Этой особенностью Сухоруков награждён сполна. Одна просьба к нему -- не размениваться на шабло...Виктор Сухоруков:...
  • Сергей Дмитриев
    При всей образованности и возможностях, так и не получается  снять что-нибудь свежее, свободное от трЭндов и штампов....Виктор Сухоруков:...
  • Daddy Bo
    Разуйтесь, вАрвара.На Фабрику здоров...

Голливуда нет, а кино есть

28 июля в российский прокат выходит семейный фильм Олега Штрома «Нахимовцы»

Отец братьев-близнецов (Даниил и Никита Ходуновы) - бравый морской капитан Андрей Логинов (Андрей Мерзликин) - мечтает, чтобы сыновья окончили легендарное Нахимовское училище и продолжили семейную династию на флоте. Но ребята и не думают о морской службе: как большинство подростков, они хотят лёгкой, весёлой жизни. Эти желания приводят их в банду местного «предводителя» молодёжи, выбраться из которой без поддержки настоящих друзей будет непросто.

Появление этой картины важное событие в нашем кино: фильмов о жизни будущих военных моряков не снимали очень давно. Картина «Счастливого плавания» вышла более 70 лет назад. Съёмки «Нахимовцев» проходили в Нахимовском училище Санкт-Петербурга и во Владивостоке. Наряду с известными актёрами в фильме снимались курсанты. Фильм уже получил главный приз фестиваля «Золотой Витязь» в Севастополе.

Идея фильма родилась у продюсера Юрия Обухова после того, как он с коллегой Алексеем Рязанцевым показал в Нахимовском училище картину «Первые» о морских офицерах Василии Прончичеве и Семёне Челюскине, по Указу Петра I окончивших Петербургское мореходское училище. Герои «Первых» стояли у истоков нахимовского движения, и когда картину показали нахимовцам, ребята долго расспрашивали кинематографистов о Челюскине и его соратниках. И, глядя в горящие глаза будущих военных моряков, продюсеры решили рассказать о них через призму преемственности поколений, так родились роли Сергея Гармаша (адмирал Корнеев) и Андрея Мерзликина (капитана 2-го ранга). Продюсерам, воспитанникам Студии имени Горького, славящейся фильмами о детях и подростках, была особенно близка эта тема.

Рязанцев рассказал, с какими сложностями создавался сценарий, особой гордостью продюсеров стало то, что главным цензором у них был командующий Тихоокеанским флотом, адмирал Сергей Авакянц. Олег Штром, также воспитанник Студии имени Горького, пошутил, что их студию называли - «имени горького опыта»: дети в большинстве случаев оказывались гениальными актёрами, но и учить их приходилось многому. Братья Ходуновы перед съёмками позанимались с педагогами и тренером по самбо, и на площадку пришли подготовленными. Были и более опытные артисты: Константин Раскатов (Гордин) снимался в кино, играл в мюзиклах, сейчас служит в 45-й бригаде воздушно-десантных войск. Половину ролей в картине исполнили курсанты и педагоги, и, по словам режиссёра, самым ценным опытом для него стало умение соединять в кадре игру актёров и моряков. Начинающим артистам, поначалу не знавшим, как вести себя с камерой, помогала вся группа, и они быстро освоились. Никита Ходунов рассказал, как режиссёр создавал нужную атмосферу на площадке: когда во время одной смены они с братом никак не могли сосредоточиться, Олег Никитич жёстко сказал: «Парни, даю пять минут, вы забываете обо всём, что произошло за день, и – мы снимаем». И, по словам Никиты, в этот момент он почувствовал себя так уверенно, что стряхнул с себя всё, и они с братом с лёгкостью вошли в тяжёлую смену. Ребята уже снялись в очередной серии «Мосгаза» на Первом канале, Даниил учится в Институте кино и ТВ в Останкино, а Никита – в ЛГИТМиКе. Старшеклассник Иван Якименко, пошедший по стопам деда-актёра, сказал, что роль научила его терпению и тому, чтобы не опускать руки в сложных ситуациях а уметь сказать себе – «Ты можешь всё, у тебя получится, иди до конца».

Юрий Обухов признался: в том, что пришлось приглашать на главные роли начинающих актёров, риск, несомненно, был, но продюсерская интуиция не подвела, как в случае с 13-летним Мишей Ефремовым на съёмках фильма «Когда я стану великаном» или с манекенщицей Еленой Метёлкиной, сыгравшей Нийю в «Через тернии к звёздам». Целевая аудитория отреагировала «на ура». А самую большую проверку, по мнению Рязанцева, фильм прошёл на кинопоказе в Нахимовском училище, когда его посмотрели 800 воспитанников вместе с преподавателями. Реакция была: «Когда вторая серия?» Точно так реагировали во Владивостоке, Североморске, Бресте. А недавно созданный Фонд поддержки патриотического кино Министерства обороны сообщил, что «Нахимовцы» станут первым фильмом, который поддержат.

Достоинством картины Андрей Мерзликин считает то, что в центре внимания на экране не привычные нам «герои» - всевозможные блогеры и девушки с низкой социальной ответственностью, а достойный объект –Нахимовское училище. «Побывав там на экскурсиях, - сказал артист, - я был ошеломлён, как архитектурой, так и тем, как обустроена жизнь нахимовцев – в учебных классах, на спортивных площадках, в быту, считаю, нам удалось рассказать об училище достойно, без какой-либо плакатности». Юрий Обухов подчеркнул, что преподают нахимовцам люди, всю жизнь прослужившие на флоте, например, начальник, вице-адмирал запаса Алексей Максимчук в своё время командовал огромной группировкой на Северном флоте, в кадре мы видели капитана 1-го ранга, проверявшего влажность семафора, в прошлом командир атомного ракетоносца, подводной лодки стратегического назначения. «И так каждый второй, - говорит Обухов, - эти люди вполне могли сажать редиску на огороде под Петербургом и беззаботно жить на пенсию, а они работают воспитателями, и 24 часа в сутки проводят с воспитанниками. Преклоняюсь, благодаря им родилась наша картина, и мы с Алексеем решили их не переозвучивать, военные команды на экране они отдают своими голосами».

Каскадёров на съёмках не было, всё делали сами, но актёров старались беречь, самые рьяные драки воплощали люди Рязанцева. Сюжетный поворот с орденом, который братьям предлагают выкрасть из музея, необходимое приключение, вспомним фильмы нашего детства – «Кортик» и «Бронзовая птица». «За время съёмок в училище поменялось три начальника, - рассказал Обухов, - и первый говорил так: «Знаю вас, киношников, пусти в огород, вы такого наснимаете». Одним словом, требовал, чтобы нахимовцы не курили, не пили, не выражались и не дрались. «А что можно?» – спросил я. – «Ходить на плацу, тянуть ножку…» Ну, представьте, да нас бы освистали, но случилось так, что пришёл Алексей Романович Максимчук, человек более живой, и мы с ним договорились о драках».

Режиссёр по монтажу Юрий Трофимов, по словам Обухова «филигранно» смонтировал картину, где в финале нахимовцы всей страны поют свой «Нахимовский марш». «Нахимовцы, мы все одна семья» - текст родился из стихотворных строк, которые по традиции оставляет каждый выпускник в память о годах учёбы. Отклики выпускников разных лет, начиная с 1947-го года, вырезали из календаря, склеили и составили текст марша. 

***

Справится ли наша киноиндустрия с тем, чтобы заполнить кинотеатры нашими фильмами после ухода Голливуда – этот вопрос волнует сегодня и кинематографистов, и зрителей. «Время покажет, сможем ли заместить пустоты в кинотеатрах, - сказал Андрей Мерзликин, - главное в том, чтобы российское кино касалось сюжетов из жизни нашего общества и проблем жителей не только столицы, но и регионов, наша страна гораздо больше, чем территория внутри МКАД, и кинематографическая фактура в ней, как климатическая, так и в смысле человеческих характеров, в разы больше. И, что скрывать, пора приводить на экран человека труда, «простого» человека». Я бы так составил техзадание от Министерства культуры: «Ребята, снимите хоть что-нибудь, рассказывающее о том, что знаете лично вы о том месте, где родились и выросли, не заимствуйте и не изобретайте», мне кажется, в этой области есть гигантский шанс для всех нас, в силу того, что этого топлива очень много в каждом человеке».

Рязанцев согласился с Мерзликиным, что Родина у каждого своя, и патриотизм свой, и фраза «супермены хреновы», которую в «Нахимовцах» бросают дети, означает одно - что супермены у нас есть свои. Отметил также, что всё взаимосвязано – и съёмки новых фильмов, и строительство кинотеатров, и сейчас у нас есть небольшой зазор в два-три года, когда в отсутствие американского контента можем научиться выживать. «Отток зрителей в кинотеатрах, конечно, ощутим, - подвёл итоги продюсер, - но кинопрокатчики в комментариях уже говорят о том, что ситуация стабилизируется, народ привыкает, что Голливуда нет, а кино есть, и возвращается. И мы надеемся, что такие фильмы, как «Нахимовцы», будут способствовать стабилизации проката в нашей стране. Мы можем и должны выживать без Голливуда и иностранного кино».

Рязанцев рассказал, как на «КАРО Продакшн» пытаются «импортозамещать»: 1-го сентября выходит детский фильм «Календарь майя» по книге Виктории Ледерман, с идеей экранизировать стихотворение Сергея Михалкова «Дядя Стёпа - милиционер» намерены принять участие в конкурсе Фонда кино на детский фильм. А сейчас вместе с Обуховым работают над сценарием фильма о 19-летнем Герое России Алдаре Цыденжапове, служившем на Тихоокеанском флоте. В 2010 году ценой собственной жизни он ликвидировал пожар на эсминце «Быстром». Спустился в машинное отделение и за 9 секунд до взрыва перекрыл вентиль. Спас 348 ребят, с которыми служил, спас корабль… Алдар получил 80 процентов ожогов и прожил четыре дня... Умер на руках мамы, приехавшей из бурятского посёлка Агинское. Самый современный корабль на Тихоокеанском флоте назвали его именем – «Герой России Алдар Цыденжапов».

Нина Катаева

Картина дня

наверх