На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

307 подписчиков

Свежие комментарии

  • Daddy Bo
    Разуйтесь, вАрвара.На Фабрику здоров...
  • Варвара Иванова
    Не смешите мои тапочки.На Фабрику здоров...
  • Halszka Brzozowska
    Już jest także specjalna muzyka o specjalnych częstotliwościach fal magnetycznych...💓💓💯💯💓💓🙏🙏💓💓На Фабрику здоров...

Мусик-Сусик, Городничий и дядюшка Рабурдэн

В Малом театре отметили 100-летие Евгения Весника

На вечере, названном «Век Весника», коллеги и друзья артиста рассказали об этом удивительном человеке. Все помнят, что на 95-летии Весника худрук Юрий Соломин сказал: «Это был большой души человек, артист большого сердца». Евгений Весник – фронтовик, учёбу в Щепкинском прервал, уйдя на войну, дважды награждён медалями «За отвагу», медалью «За взятие Кёнигсберга». После войны продолжил обучение и стал знаменитым артистом театра и кино. В Малый пришёл в 1963 году, поработав в Театре Станиславского и Театре Сатиры.

На сцене Малого театра н.а.СССР Евгений Весник сыграл около 30 ролей, в том числе знаковую для него роль Городничего в гоголевском «Ревизоре» в партнёрстве с Виталием Соломиным - Хлестаковым. В качестве режиссёра поставил несколько спектаклей, среди которых – «Господа Головлёвы» по Салтыкову-Щедрину, «Ревизор», «Плутни Скапена» Мольера. Весник был не только актёром уникального дарования, мастером импровизации, но и прекрасным партнёром и другом. Умел подбодрить словом и помочь в непростые моменты. Ему было присуще особое чувство юмора, читайте его книги, Весник – автор 19 книг.

Вечер памяти вёл н.а.Александр Вершинин, в нём приняли участие н.а. - Владимир Дубровский, Сергей Еремеев, Владимир Бейлис, Василий Бочкарёв. Зрителям показали несколько отрывков из спектаклей и фильмов Евгения Весника, и его персонажи вкупе с откровениями из книг создали эффект присутствия артиста на собственном вечере.

По-настоящему актёрское дарование Весника раскрылось в Театре Сатиры, куда он пришёл 1954 году. Одной из ярких ролей стал дядюшка Рабурдэн из «Наследников Рабурдэна» Золя в постановке Плучека. Слушаем, как артист искал краски к образу «хитрого 80-летнего старика, обжоры и толстяка, окружённого алчными наследниками-подхалимами»: «Перебрал все полочки своих наблюдений и впал в отчаяние. И вдруг звонок моего любимого учителя, дорогого Алексея Денисовича Дикого: «Здравствуйте, молодой человек, по сообщению Информбюро, в зоопарке на площадке молодняка появился пингвинёночек, по-моему, вылитый дядюшка Рабурдэн. Недоумевая, мчусь в зоопарк, и вот он, пингвинёночек, ах ты, мой красавчик, симпатичнее никого нет на всём белом свете». На следующий день артист вылепил огромный нос аля-пингвин, попробовал походку коротенькими шажками, прижал локти к туловищу и стал жестикулировать нижней половиной рук, получилось нечто похожее на движения ластами, добавил осудительный взгляд, попробовал морщиться, словом, попытался скопировать милого пингвинёночка… «Бедный, он никогда бы не смог понять, что стал соавтором роли, которая принесла мне широкую известность среди московских театралов...»

Весник стал первым исполнителем роли Остапа Бендера, которого сыграл на сцене Театра Сатиры не менее 600 раз. Роль принесла ему неожиданную славу, один из курьёзов описан им самим: «В Одессе меня останавливает человек, похожий на грузчика: «Скажи пожалуйста, это ты играл в Оперном театре?» – «Я». - «Стой, падла, на месте, ни шагу!» Ничего не понимаю, испуганный, стою. Человек куда-то убегает, через минуту возвращается и вручает мне грязного карточного валета: «Это тебе талисман, чтоб ты был счастливый на всю жизнь». Карта у меня, боюсь выкинуть».

Коллеги любили Весника. Вера Лоран зачитывает отрывок из письма н.а.СССР Веры Васильевой. Актриса пишет, что запомнила Евгения Яковлевича «лёгким, талантливым, остроумным», в работе «глубоким и серьёзным, часто бескомпромиссным» и очень сожалеет, что артист не нашёл себя в театре Сатиры. «Он хотел играть, ставить, хотел творческой свободы, но не сложилось, Женя ушёл». А Владимир Дубровский рассказал, каким прекрасным импровизатором, благодаря школе эстрады, был Весник. Актёры не обижались даже на то, что иногда во время спектаклей он ставил их в тупик. Все знали, что актёр коллекционировал походки людей, и это он подарил Николаю Гриценко походку иноходца для Алексея Каренина. Дубровский показывает: иноходь - это когда правая, а потом левая, рука и нога двигаются одновременно вперёд.

Владимир Бейлис появился в Малом театре в конце 60-х и был поражён самим фактом, что ему, молодому режиссёру, предстоит работать с лучшей актёрской труппой в России, в которой актёры «на вес золота». «Когда нам с Виталием Ивановым поручили делать спектакль «Человек и глобус» о создании атомной бомбы в России, увидев распределение ролей, я ужаснулся. Там были Владиславский, Весник, Марцевич, Самойлов… После первой репетиции Евгений Яковлевич повёл нас в «Метрополь», «на экзамен», как он сказал. Мы говорили о театре, о жизни, Весник рассказывал много интересного, короче, учил нас жизни, и это был как второй университет.

Когда меня отправили в почётную ссылку в Монголию, Весник первым прислал мне письмо. Написал – «Володя, не потеряй своё обаяние в монгольских степях» и прислал свою фотографию в военной форме. Мы повесили её при входе в квартиру, и многие узнавали его, это был всенародный актёр. Евгений Яковлевич делал и резкие замечания, я был свидетелем, как на гастролях в Свердловске он отчитывал одного народного артиста, и тот со всем соглашался. Никто никогда не держал обид на Весника. И, конечно, рядом всегда была Нонна Гавриловна…»

Среди воспоминаний об актёрах Малого театра, пожалуй, самое трогательное – о Елене Николаевне Гоголевой, которую девятилетний Женя Весник почитал женой Гоголя, а в 17 лет влюбился в артистку после «Варваров» Горького. Его любовь стала являться ему в сновидениях, и однажды явилась в образе Дездемоны, где сам Евгений был Отелло. «Помню, как на протяжении всего спектакля носил её на руках и не решался даже на секунду опустить на пол, потому что она вся была из шоколада, который я очень любил, но редко лакомился им. В соответствии с указанием г-на Шекспира, я должен был, о ужас, задушить мою любимую женщину, но я аккуратно уложил её на широкую кровать, прикоснулся к её шее и тихо прошептал, чтобы не услышал автор пьесы «Отелло», - «Лена, живи, живи долго-долго!..» Почти через полвека со дня шоколадного сна я стал партнёром Елены Николаевны в спектакле нашего театра «Мамуре».

Забавные вещи о праздновании 50-летия Весника в гостинице «Армения», когда водку запивали красной икрой, о гастролях в Киеве и творческом вечере в Зале Чайковского, где были сыграны сцены из «Ревизора» и спектакля «Мои друзья» Корнейчука, поведал Сергей Еремеев. Очень интересна в случае с Весником реакция на его роли детей. После фильма «Трембита» ребятня не давала актёру прохода, толпой провожали до остановки троллейбуса, крича хором – «Му-сик, Му-сик, Су-сик, Су-сик».

«Не скрою, мне было приятно, - пишет артист, - ведь причина их шалости была в том, что я им запомнился, и это хорошо, плохо другое, представьте, в каком я оказывался положении перед прохожими... Пришлось маскироваться, но как-то в метро меня узнал 8-летний мальчишка и закричал на весь вагон: «Мама, смотри, этот дурачок едет!» Позор, ведь пассажиры не знают, в каких отношениях я с его мамой, что они могут подумать… 22 года спустя врач, на приём к которому я попал, принёс мне свои извинения за оскорбления в метро». А в гостинице к Веснику как-то подошёл расстроенный мальчик: «Дядя, вы играете преподавателя математики в «Приключениях Электроника», скажите, почему вы в жизни не так ходите, как на экране?» Я разочаровал зрителя, так как не соответствовал тому образу, который был ему мил, а для меня его вопрос был большим комплиментом, актёр всегда рад, что его перевоплощение убедительно».

Но более других актёру аукнулась роль Городничего. В 1974 году он участвовал в праздничном концерте в честь Дня милиции в Колонном зале Дома Союзов. В первом ряду сидели самые высокие чины из руководства МВД, генералы и полковники, трансляция на всю страну. «Кругом нервная вибрация, - пишет Весник, - смеются, хлопают. Зрителям предлагают монолог Городничего, читаю, бурные аплодисменты, еле-еле отпускают... Через два дня по ТВ повтор этого концерта в записи, монолог Городничего вырезан. Звоню в редакцию - ой, отвечают, у нас неприятности, сняли с работы редактора и режиссёра съёмки этого злополучного концерта по вашей вине. «Боже, что я-то сделал?» - «Не надо было читать монолог Городничего». – «Так ведь Гоголь же!..» - «Во-первых, редактор не согласовал с вами текст, который будете читать на бис, и, во-вторых, режиссёр на текст Городничего – «Ничего не вижу, вижу какие-то свиные рыла вместо лиц и больше ничего» без злого умысла приказал телеоператору дать панораму лиц сидящих в первом ряду…» Лишь 12 лет спустя я был снова приглашён в концерт, посвящённый Дню милиции - с просьбой не читать ничего из «Ревизора». А некоторые считают, что классика устаревает. Ха-ха».

Писатель Олег Столяров вспомнил, как впервые встретился с четой Весников в Старой Руссе, где артист показал ему свои «скромненькие» публикации. Писатель сказал, что это готовые книги, что у артиста божий дар, и он должен писать, потому что его видение мира нужно людям. «Нужно - с недоверием переспросил Евгений Яковлевич, на что я ему ответил – «То, как вы это делаете, священнодействие не меньшее, чем на сцене и в кино, настолько живо и ярко вы обо всём пишете, живые картины». По рекомендации Столярова Весник вступил в СП России, стал печататься в журнале Кольцо «А», потом в издательстве «Вагриус».

Василий Бочкарёв подчеркнул, что Евгений Весник обожал талантливых людей, неважно, из какой они сферы, выискивал их, чтобы взять от них всё то, что поможет ему сказать в своих ролях о Советском Союзе, которым он был сформирован. Напомнил, что актёр сказал об отправке на фронт: «Единственный раз в жизни я был покорён благородной вибрацией толпы, когда мы шли воевать за родину, за своих родных».

«Как артист Евгений Яковлевич вне возраста, когда я первый раз увидел его на сцене, мне захотелось сравнить его с кошкой, которая как сама природа появилась вдруг среди артистов, - такая была в нём органика, искренность, любовь. Он действительно был влюблен в человека и природу, и с высоко поднятой головой пронёс через всю свою жизнь "определённый спектакль нашей жизни».

Нина Катаева

 Фото Владимира Коробицына

Картина дня

наверх