С 11 мая по 25 июня в Манеже проходит персональная выставка народного художника России Василия Нестеренко
На выставке представлены произведения художника во всех жанрах живописи и графики, выполненные в течение последних десятилетий. Монументальные исторические полотна посвящены победам русского оружия и русского духа, среди них - более двадцати крупноформатных картин.
Четверть работ на выставке новые, написанные за последние пять лет, включая проекты мозаик Главного Военного Храма, военно-исторические работы, картину «Открытие Антарктиды», портреты, пейзажи. Открылась выставка «Мы – русские, с нами Бог!» специальной серией работ по СВО и Сирии.Большая часть экспозиции посвящена картинам о дальних уголках России. Два-три раза в году живописец отправляется путешествовать - в Сибирь, на Дальний Восток, в Арктику. На его картинах можно видеть просторы Камчатки, Новой Земли, Курил, Эльбрус и Саяны. Любители экзотики не пройдут мимо «Портрета короля Бахрейна на коне» в средневековых арабских воинских одеяниях, «Портрета Дэн Сяопина» (оригинал в его музее в Китае), портретов Фиделя и Рауля Кастро, Уго Чавеса и многих других. Ввиду того, что подлинники находятся в музеях, в отдельной экспозиции на выставке демонстрируются репродукции в натуральную величину.
Отдельная гордость художника - портреты Лермонтова и Фенимора Купера для Библиотеки Конгресса США. «В Америке отметили 200-летие поэта, - говорит он, - и была надежда, что это сблизит наши народы и политические системы, но увы, отменили и мою большую выставку в Вашингтоне. Мы показали её в Ватикане и Пекине».
Девизом выставки в Манеже Василий Игоревич взял слова Суворова «Мы – русские, с нами Бог!». Фразу «С нами Бог» немцы писали на своих пряжках во время Великой Отечественной войны, айдаровцы на шевронах, но слова Суворова не оставляют вопросов: «Мы – русские, с нами Бог!»
***
Накануне открытия выставки провели пресс-конференцию, на которую пришли политики, деятели культуры – единомышленники художника. Руководитель фракции ЛДПР в Госдуме Леонид Слуцкий, не раздумывая, подтвердил, что в случае с Василием Нестеренко, сомнений нет, имеем дело с великим современником. «На картинах художника видим Россию разных периодов и эпох, - сказал он, - и для сегодняшней России, которая переживает очередной момент истины в своей истории, важно переосмыслить то, что видим на картинах. Величие России, многообразие природы, в том числе арктического региона, массу исторических событий, и, конечно, девиз, который выбрал Василий, неслучаен. Слова Суворова ещё раз свидетельствуют о богоизбранности русского народа. Это касается не только русского мира, русской цивилизации и сохранения ответственности на совести именно нашего поколения, это ещё раз показывает нам, что Господь всегда поддерживал и сегодня поддерживает русский народ, вокруг которого в очередной раз консолидируются те, кто обладает историческим здравым смыслом и не приемлет однополярного мирового порядка в нашем столетии, когда единым поясом силы и влияния будет столица США».
***
Руководитель Департамента культуры Москвы, Академик Российской Академии художеств Александр Кибовский сообщил, что творчеством Василия Нестеренко интересуется с 1989-1990 годов, когда, будучи начинающим военным историком, увидел в журнале работы молодого художника и поразился, как тонко прочувствовано веяние времени. Позднее узнал, что художник испытал сильное влияние собственной службы в Вооруженных силах, и вообще эта тематика оказала на него большое воздействие. Важным этапом стало погружение в религиозную живопись, в этой теме он мог остаться и достиг бы больших высот. Эпической стала работа над росписью Храма Христа Спасителя, рассматривая его эскизы и кальки для нанесения живописи на стены храма, люди поражались, как вообще это возможно было сделать. Причём, по старой технологии, лазерные проекции - сегодняшний день, но Василий владеет универсальной отечественной художественной школой и всё может делать руками, в том числе мозаику.
«Обратите внимание, - сказал Кибовский, - Главный Храм Вооружённых Сил России был построен и сразу украшен, то есть, здание было в фундаменте, а люди делали мозаики по данным им размерам. И в этом проявлялось высшее мастерство, потому что художник Нестеренко всё правильно предугадал. И когда всё это совпало в одном человеке, мы поняли, что нам подарили художника, который при жизни стал каноническим. Нестеренко владеет всеми стилями и направлениями – жанр, пейзаж, натюрморт, портрет, без чего невозможно создать эпическое полотно, его картины становятся программными, их печатают в учебниках, то есть он из букварей создаёт эпос, в котором воплощаются народные чаяния».
Кибовский подтвердил, что старые работы выглядят по-новому, если изменить экспозицию. «Меняется не только работа, и в этом преимущество художника нашего времени, - сказал он, - сейчас трудно представить, что перед картинами Верещагина дамы падали в обморок, а венская публика была в шоке от «Апофеоза войны». На самом деле, человек знал, что делает, это был первый художник, который использовал электрическое освещение при представлении своих картин за рубежом. Сегодня оцениваем этих художников ретроспективно, потому что всё знаем про то время и понимаем, в каком контексте создавались эти работы».
Историк припомнил выставки 2010 и 2017 годов в Манеже, когда часть художественного сообщества узурпировала право называть себя «современным искусством», путая современное с актуальным. «Это было время, когда публике осознанно внушалось, что современное искусство должно быть формалистическим, - говорит Кибовский, - а об искусстве Нестеренко и Глазунова говорили - «неформат». Считаю, Василий Игоревич потому стал потрясающим художником, что в его судьбе отразилось и наше восприятие, а понятие «современное искусство» сегодня наконец начинают воспринимать правильно. Нестеренко был приверженцем современного искусства и до того, как люди стали понимать, что к чему, и сегодня многие его работы будут восприниматься по-новому».
Причиной отмены выставки в Вашингтоне руководитель назвал творческую концепцию и гражданскую позицию художника. «Поскольку сегодня объявлено, что наш народ опасен для западного мира, - сказал он, - а Нестеренко наш народный художник, выставку и отменили. А вот в Китае посчитали, что художник может показать свои работы. Так подтвердилось всё, что было заложено ещё в 90-х».
***
Депутат Госдумы, н.а. Николай Бурляев сообщил, что Василий Нестеренко, обладатель Золотой медали имени Александра Иванова на форуме «Золотой Витязь», стал сопредседателем Московского отделения Культурного фронта России. Среди его членов такие знаменитости, как –Гергиев, Кончаловский, Соломин, Шахназаров, председатели творческих союзов. Среди обладателей Золотой медали - Александр Шилов, Сергей Андрияка, Дмитрий Белюкин, представителей актуального искусства на форуме не жалуют. «Авангард - это ложь», - говорил Андрей Тарковский, - цитирует Бурляев, - а Иван Крамской веком ранее утверждал, - «Нет такого понятия – «современное искусство», искусство или есть, или его нет». А на мой взгляд, авангардисты, в основном, люди, не владеющие кистью. Нас обманывали и сейчас обманывают, продвигая авангард по центральным каналам. Эта выставка показывает, что у чиновников всё-таки есть понимание, что надо поддерживать, а что нет».
Председатель комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям, н.а. Евгений Герасимов зачитал Обращение председателя Мосгордумы Алексея Шапошникова, в котором отмечалось, что выставка «Мы-русские, с нами Бог!» пример истинного патриотизма, духовности, единства, это наша история, наше вчера и сегодня, это настоящие лики России.
***
Режиссёр и писатель, н.а. Андрей Житинкин отметил, что картины Нестеренко излучают невероятную энергию. «Рад, что у него горят глаза, и что его выставка проходит в знаковом месте, вблизи Кремля, - сказал он. - Понравилось возрастное ограничение – 0+, это означает, что прийти могут люди любого возраста, и увидят они то, что иногда и не остаётся, а если история не остаётся в ликах, её можно и забыть, почти нет хроники Первой мировой войны… Но если художник воплотил эти исторические лики, и если те, кто смотрят, принимают это, значит, они смогут понять, через какие испытания проходила Россия». Житинкин рассказал, что Нестеренко был у него на спектакле «Большая тройка (Ялта-45)», на котором приоткрывается завеса над тайными страницами истории и рассказывается о встрече Сталина, Черчилля, Рузвельта в Ялте в 1945 году. Режиссёр сказал, что атмосфера исторических работ художника очень близка к театру.
Художник признался, что через портреты деятелей искусства, которые писал, он прикоснулся к театру. Более двадцати лет Василий Нестеренко дружил с Василием Лановым и написал его портрет в роли Бернарда Шоу, по сути, двойной портрет – человека и персонажа. Таков же портрет Ирины Архиповой – в роли Кармен, лучшей, по замечанию Марио дель Монако. Портрет певицы писался во Врубелевском зале Третьяковской галереи, где проводились такие мероприятия, как «Портрет в музыке» и «Музыка в живописи». Демонстрируется на выставке и портрет Владимира Маторина в роли Бориса Годунова: один из лучших басов шаляпинской школы отметил недавно 75-летний юбилей. «Об этой роли певец говорит – «Выхожу на сцену Большого театра играть инфаркт», - рассказал художник, - я ещё подумал тогда, как же это изобразить в живописи?». Портрет Станислава Бэлзы демонстрировался на его посмертном юбилее в «Новой опере».
***
Художник, конечно, планирует показать выставку в других регионах – на Дальнем Востоке, в Сибири, на новых территориях в ЛНР и ДНР. Но начнут гастроли, скорее всего, с питерского Манежа.
Леонид Слуцкий, отметив, что выставка гигантская по количественным параметрам, культурному, духовному и художественному заряду, и обратился с просьбой к Александру Кибовскому продлить её. «Это в интересах всех, кто её увидит, в интересах молодежи прежде всего», - заявил Слуцкий.
Нина Катаева
Фото Владимира Коробицына
Свежие комментарии