В Театре Вахтангова премьера «Утиной охоты» Вампилова
Поставил спектакль молодой режиссёр Аскар Галимов, выпускник 2024 года режиссёрского факультета ГИТИСа (курс Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова), из четырёх его работ в профессиональном театре «Утиная охота» (1968) стала первой на подмостках Театра Вахтангова.
Эта пьеса Александра Вампилова (1937-1972), выдающегося советского драматурга, наследника чеховской традиции, считается роковой. Действие происходит в 70-е годы. Главный герой - 30-летний провинциальный инженер Виктор Зилов, работающий в Бюро технической информации, описан автором как человек, в походке, жестах, манере говорить которого «много свободы, происходящей от уверенности в своей физической полноценности». И в то же время в его образе нам явлен яркий образец «лишнего» человека советской эпохи, почти двойник «Героя нашего времени». Зилов также остро осознаёт бесцельность своего существования, страдает сам и мучает окружающих, в первую очередь - свою жену Галину, которая бросает его, не выдержав измен, пьянства и равнодушного отношения. Пустота жизни вгоняет его в депрессию, которая приводит к разрыву с друзьями и наконец к попытке самоубийства.Вампилов показывает нравственную деградацию Зилова, плывущего по течению, он привык к рутине и не собирается ничего менять. А «Утиная охота», между тем, пьеса-исповедь, так как в ней описан внутренний конфликт героя, причём, дан он с открытым финалом. У Зилова есть шанс выбраться из болота и ощутить под ногами земную твердь, потому что ему всегда светит мир волшебной утиной охоты, встречи с которой, как с новогодней ёлкой, он ждёт каждый год. Но воспользуется ли он этим шансом?..
«Утиная охота» Аскара Галимова, не знавшего советского прошлого, конечно, отличается от хорошо известных нам «социальных» постановок. Спектакль полон молодых голосов, молодых лиц, и атмосфера его, несмотря на все зиловские выверты, ни разу не опускается до депрессивной отметки. И то, что постановщик меняет местами отдельные сцены и даже вводит в ткань спектакля новых персонажей, не режет глаз, он просто смел, ставит «Утиную охоту» - 2024, и нам она ближе, чем спектакли, которые мы смотрели в XX веке, что называется, в реальном времени.
Предваряя пресс-показ, режиссёр обмолвился что «Утиная охота» стала для него «поводом для размышления об отношениях между родителями», а также о его непростых взаимоотношениях с отцом. И фигуры отца и матери - в белых одеждах (заслуженные артисты России Андрей Зарецкий и Наталья Масич) возникают не раз в светящихся окнах над сценой, отвечая на вопросы, заданные себе не только режиссёром...
«Утиная охота» имеет сложную структуру: наблюдая за реальной жизнью персонажей, время от времени погружаемся в воспоминания Зилова, а также следим за его видениями. С такого видения, а вовсе не с эпизода доставки Зилову похоронного венка от друзей, начинается спектакль. Ещё тот «розыгрыш», тем не менее, мы видим ничком лежащего на тахте Зилова (Максим Севриновский) и стоящих спиной к нам его друзей, якобы прощающихся с ним. На протяжении спектакля в голове Зилова это видение возникать будет не раз, ну хочется человеку узнать, как, на самом деле, друзья и коллеги относятся к нему. И первое воспоминание начнётся с кафе «Незабудка», где за обедом счастливчик Зилов, получивший квартиру, пригласит всех на новоселье. Придётся даже любовницу Верочку (Анастасия Жданова) позвать, её персоной заинтересовался начальник бюро Кушак (Евгений Косырев), эту квартиру и выбивший для сотрудника.
И вот вся эта обаятельная публика (художник по костюмам Лилиана Брик), к названным персонам добавятся одноклассник и сослуживец Саяпин (Виталий Иванов) с энергичной супругой Валерией (Дарья Щербакова), приятель Кузаков (Клим Кудашкин), - официант Дима из «Незабудки» (Данила Гнидо), одноклассник и сотоварищ по утиной охоте, прийти не сможет, - ввалится вечером к Зиловым и, одарив хозяина охотничьим снаряжением, примется шумно веселиться под мелодии 70-х. И самой счастливой на этом вечере будет, пожалуй, Галина (Полина Чернышова), изящная жена Зилова, уверовавшая в то, что уж в новой-то квартире заживут они с Виктором «по-новому». Добрые знаки - со всех сторон, и есть среди них самый важный - о ребёнке.
Но чем больше мы узнаём о Зилове и его окружении, тем сильнее меркнет нимб обаяния вокруг них. Зилов и Саяпин обманывают начальника, подсунув ему проект годовой давности, инженер игнорирует письмо отца с просьбой срочно приехать, а потом и телеграмму с сообщением о похоронах, заводит интрижку со студенткой Ириной (Анна Чумак), которую нещадно костерит в пьяном виде, пропускает мимо ушей сообщение жены о беременности, а потом об аборте, как в своё время не отреагировал на её просьбу обвенчаться с ним...
Спектакль идёт в сценографии Екатерины Горшковой, художник по свету Сергей Мясников. Никаких декораций: кирпичные стены с кляксами бетона, на полу испанская плитка кругами, холодные серые трубы, и в этом бездушном пространстве умещаются и кафе «Незабудка», где устраиваются судьбоносные встречи, и квартира Зиловых, и рабочий кабинет в бюро технической информации. Большую роль играет свет, а в видениях вдруг явится туман на реке, по которой Зилов будет плыть с Димой во время благословенной охоты, а луч света, скользнувший под сводами, высветит лик Богородицы в тот самый момент, когда будет рваться на части душа жены Зилова. И в этой высшей точке спектакля будут сконцентрированы ответы на главные вопросы, которые мучают Зилова. Он живёт без Бога в душе, и, похоже, зрителям впервые представляют такую трактовку.
В кафе «Незабудка» состоится и ключевая сцена. Накануне поездки на охоту Зилов-Севриновский жутко напивается и, потеряв все ориентиры, вдруг взрывается и набрасывается с оскорблениями на друзей и коллег, обвиняя их во всех грехах. В ответ получает только от Димы... Но именно благодаря друзьям - Саяпину и Кузакову, отобравшим у него ружьё, остаётся жив.
Кольцевая композиция. Утиная охота состоится, и, есть надежда, что Зилов опомнится и поймет, что не всё потеряно, жизнь продолжается, нужно просто преодолеть внутренний кризис, не он первый, не он последний, изменить свой взгляд на мир и отношение к людям, неслучайно в финальном воспоминании видим Зилова крепко обнявшимся с Галиной... Как всё просто.
Нина Катаева
Фото Владимира Коробицына
Свежие комментарии