На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нина Катаева

343 подписчика

Свежие комментарии

  • patentlil
    Александр Иванович Южин родился 4 (16) сентября 1857 в Тульской губернии, по различным сведениям, в селе Кукуево[4] (...Правила для драма...
  • vitaly yanushkevich
    Автор, граф де'Бюсси -- это роман ,,графиня де' Монсоро", а не ,, королева Марго", почитай Александра Дюма, и не дела...Александр Домогар...
  • Мария
    Замечательный артист!Александр Домогар...

Штирлиц родом из Павловского Посада

26-30 апреля в Павловском Посаде прошёл VII МКФ «17 мгновений» имени Вячеслава Тихонова

Семь лет, казалось бы, не так уж много, но как же посвежел и помолодел город, как только земляки народного артиста СССР осознали, что известные всему миру Штирлиц, Андрей Болконский, учитель Мельников, контуженый Николай Стрельцов из «Они сражались за Родину», хозяин Бима, да ещё с десяток дорогих персонажей - это всё он, их земляк с улицы Володарского.

Особенно важным было прозрение руководителей города и области. Потому что проведение фестиваля, а начать решили именно с фестиваля, президентом которого стала актриса и продюсер Анна Тихонова, дочь артиста, воссоздание его родового гнезда, обустройство именной улицы, сквера, строительство памятника – требовали финансовых вливаний. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Но в Павловском Посаде дело делалось скоро, фестиваль проводится при поддержке Министерства культуры России.

За дом взялись в 2018 году, и вот он высится, с убедительной экспозицией на двух этажах, по которой можно изучать жизненный путь артиста, проследить его творческий рост – от вгиковских азов до ролей мирового масштаба,. Вокруг дома большая территория, которая становится все более обустроенной год от года, зеленеет, и на которой так уместны большие тематические выставки. Дом стоит на улице Тихонова, 66, неподалёку школа, где учился Вячеслав, ныне лицей №2 его имени, и там хранится парта, за которой сидел будущий артист. А на прошлом фестивале мы присутствовали на торжественном открытии памятника артисту на пересечении улиц Кирова и Герцена.

В этом году на митинге у памятника выступил народный артист СССР Станислав Любшин, получивший приз за вклад в кинематограф. «Слава Тихонов – потрясающий артист, человек и гражданин нашей страны, - сказал Любшин, - он уже в нашей памяти, большая честь и поклон ему. Огромное спасибо его дочке, которая сохраняет память нашего грандиозного актёра и своего отца, именно так дети должны относиться к своим родителям». Любшин оставил отпечатки ладоней для будущей Аллеи Славы в Музее Тихонова. 

… Родовой дом построил дед по линии матери Вячеслав Васильевич Алексеев. Зал, посвящённый творчеству артиста, на втором этаже, а на первом можно видеть интерьер комнаты семьи Тихоновых, с подлинными вещами: диван, стол, стулья, самовар, швейная машинка «Зингер», венский мебельный гарнитур, подаренный дедом бабушке на свадьбу. «Дед Тихонова был машинистом паровоза, - рассказывает экскурсовод Елена Крупенина, - это была очень почётная профессия, высокооплачиваемая, всё равно, что космонавт сегодня. Почему он и смог позволить себе взять ссуду в банке, купить земельный участок и построить большой двухэтажный дом». Правда, по семейной легенде, дом этот подарил деду император Николай II, но существует она, скорее всего, для того, чтобы подчеркнуть, каким уважаемым человеком был дед артиста. В советское время в доме устроили коммунальные квартиры, предоставили квартиру и Тихоновым. Потом строение обветшало и какое-то время стояло заколоченным, пока в 2018 году на его фундаменте не возвели дом-музей.

В Музее Тихонова попадёте в небольшой зал кинотеатра «Вулкан» с деревянными скамейками и афишами фильмов 40х-нач.50х годов, которые под стрекот проектора смотрел юный Слава Тихонов: «Чапаев», «Александр Невский», «Суворов», «Трактористы», «Небесный тихоход». А впервые отец взял его с собой в кино на фильм «Соловей-Соловушко», и впечатление было столь сильным, что восьмилетнему мальчишке захотелось попасть в этот мир. И он затаился со своей мечтой об актёрстве. Ни в какой самодеятельности не участвовал, а в 13 лет, окончив ремесленное, пошёл на завод, вытачивал военную атрибутику на станках. Но в 1945-ом, когда встал вопрос, где Славе продолжать учёбу, для родителей, как гром среди ясного неба, прозвучало – буду поступать во ВГИК! В семье чуть не случился скандал, спасибо бабушке Александре Илларионовне, которая поддержала внука – пусть пробует, не поступит – винить будет некого. Но взяли его лишь вольнослушателем – «не фотогеничен». Полгода, встав ни свет, ни заря, ездил на занятия на подножке паровоза, а то и на крыше, однажды чуть не погиб под колесами... Но через полгода стал студентом, окончил ВГИК с красным дипломом. 

Третьекурсником Тихонов дебютировал ролью Володи Осьмухина в «Молодой гвардии» Герасимова, но после этого почти десять лет не получал главных ролей. Использовали, в основном, его фактуру, тем более, актёру шла военная и морская форма, а фильмов на эту тему снималось много. О себе как актёре смог заявить лишь в роли Медведя в «Обыкновенном чуде» Шварца в Театре-студии киноактёра. Там и увидел его Станислав Ростоцкий и пригласил на роль тракториста Матвея Морозова в картину «Дело было в Пенькове». Но и тут всё не сразу сложилось, Тихонова не утверждали на роль простого парня, говоря, что его удел «фрачные» герои, пока Ростоцкий не заявил ультиматум. Именно эта роль, в ней он ещё и запел на экране, принесла актёру зрительское признание.

Тихонова стали активно снимать – «Мичман Панин» Михаила Швейцера, «Две жизни» Леонида Лукова, «Оптимистическая трагедия» Самсона Самсонова. В фильме Евгения Ташкова «Жажда» он впервые сыграл разведчика, заброшенного в немецкий тыл. Продолжилось успешное сотрудничество с Ростоцким, ставшим его другом, – «Майские звёзды», «На семи ветрах», «Доживём до понедельника», «Белый Бим Чёрное ухо». Вячеслав Тихонов стал кумиром поколения. В 1979 году режиссёр посвятил ему документальный фильм «Профессия – киноактёр». (В прошлом году на фестивале, в честь 100-летия Станислава Ростоцкого, был учреждён приз его имени – за оптимистичное одухотворяющее кино, в этом году его присудили фильму «Золотая бронза» Игоря Копылова).

Во второй половине 1960-х пришла роль Андрея Болконского в киноэпосе Сергея Бондарчука «Война и мир» («Оскар», Книга рекордов Гиннеса), поднявшая артиста на пьедестал актёрского мастерства, а в 1973-ем в телефильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» он сыграл разведчика Исаева-Штирлица, и все помнят, какая невиданная популярность обрушилась на артиста. Надо сказать, перенёс он её на редкость достойно. Дистанцировал себя от этого персонажа, к раскрашенной версии фильма отнёсся резко отрицательно. Роль майора НКВД Млынского в картине «Фронт без флангов» и продолжении в фильмах «Фронт за линией фронта» и «Фронт в тылу врага», а также роль генерал-лейтенанта КГБ в телефильме «ТАСС уполномочен заявить…», укрепили, конечно, образ «образцового советского разведчика», но громкого звучания не имели. Тем не менее, с именами тихоновских персонажей у зрителей прочно ассоциировались порядочность, благородство, внутренняя деликатность и способность к самопожертвованию.

«Они сражались за Родину», «Утомлённые солнцем» (ещё один Оскар), «Сочинение ко Дню Победы» - все фильмы Тихонова ярко представлены в музее - в фотографиях, кинокадрах, роликах, цитатах, и порой крупные кадры, как, например, со съёмок фильма «Они сражались за Родину», скажут вам ничуть не меньше, чем в самом фильме. Здесь есть кадр из китайского фильма «Красный лебедь», где Тихонов сыграл балетмейстера, работающего с китайскими балеринами во времена культурной революции. На фильм до сих пор не выкуплены права, и в России его видели только участники фестиваля «Семнадцать мгновений…» Здесь впечатляющие кадры из последнего фильма артиста – рязановского «Андерсена.Жизнь без любви». Висит в витрине и плащ, в котором Тихонов ездил рыбачить. Удивительно, но приходишь в этот музей всякий раз, как впервые, и действительно видишь много такого, чего не замечал раньше.

***

Павловопосадцы любят свой фестиваль, на кинопоказах в Павлово-Покровском Дворце культуры, в кинотеатрах «Октябрь» и «Павловский» всегда аншлаг. В этом году отметили два юбилея - 95-летие Вячеслава Тихонова и полвека с момента выхода на экраны «17 мгновений весны». Традиционно провели два конкурса – полнометражных игровых фильмов и сериалов, показанных на телеэкранах и онлайн платформах в 2022-2023 годах. Оба конкурса оценивало жюри в составе гендиректора продюсерского центра «Мувистарт» Дмитрия Якунина и Президента Киноассоциации Монтекатини и Международного фестиваля короткометражных фильмов Монтекатини Марчелло Зеппи под председательством режиссёра, продюсера, заслуженного артиста России Игоря Угольникова. В конкурсе игровых фильмов показали 10 кинокартин: «Золотую бронзу» Игоря Копылова, «Мистера нокаута» Артёма Михалкова, «Первого Оскара» Сергея Мокрицкого, «Нюрнберг» Николая Лебедева, «Огород» Ларисы Садиловой, «Плакать нельзя» Натальи Назаровой, «Портного из Бруклина» Евгения Серова и другие. В конкурсе сериалов – «Раневская», «Собор», «Топор 1944», «Художник», «Шпион», «Акушер», «Ваша честь», «Замерзшая», «Исправление и наказание», «Закрыть гештальт», «Нулевой пациент».

Кроме конкурсных, зрители побывали на внеконкурсных и специальных показах, на концертах, спектаклях, творческих встречах, мастер-классах. По традиции анимационную программу для детей провёл профессиональный мультипликатор Николай Шакин, на церемонии закрытия показали фильм студии «Карман-мультфильм», созданный детьми. Зрители посмотрели ретроспективу фильмов киностудии «Военфильм», основанной Игорем Угольниковым: «Брестская крепость», «БатальонЪ» «Подольские курсанты», «Учёности плоды». В программе фильмов с участием Вячеслава Тихонова показали «Молодую гвардию», «Оптимистическую трагедию», «Доживём до понедельника», «Убить дракона», «Сочинение ко Дню Победы». Спецсобытием VII МКФ стал показ фильма «Глазами волка» зятя Тихонова Николая Вороновского, главную роль в котором сыграл Вячеслав Васильевич. Увидели зрители и новые фильмы для всей семьи: «Иван Семёнов: школьный переполох» Антона Богданова и «Артек. Большое путешествие» Карена Захарова и Армена Ананикяна.

Во втором конкурсе актёрской песни «Эх, яблочко…» победила студентка ВГИКа Анна Петухова, с песней «Казаки в Берлине» она выступила на церемонии закрытия. А солиста «Геликон-оперы Дмитрия Скорикова, также исполнившего несколько песен на церемонии, Вячеслав Тихонов учил тому, как нужно петь в кино. «Оказалось, совсем другая планета, отличная от оперного и камерного искусства», - сказал певец.

В честь юбилея Вячеслава Васильевича между ветеранами Национальной сборной СССР, артистами театра и кино и командой поклонников творчества Тихонова из Сербии, Черногории и Боснии состоялся футбольный турнир. Сражались три команды – «Штирлиц», «Исаев» и «Юстас», и замысел был таким: кто бы не взял верх, Тихонов всё равно в победителях. Медали вручили всем.

***

Начало церемонии закрытия фестиваля положил легендарный джазовый гитарист, композитор, педагог, народный артист России Алексей Кузнецов со своим джаз-квартетом. Полвека назад вместе с Микаэлом Таривердиевым он принимал участие в записи музыки к фильму «17 мгновений весны». Ведущие церемонии Анна Тихонова и актёр Евгений Воловенко сообщили, что на фестивале побывали тысячи человек и поблагодарили губернатора Московской области Андрея Воробьёва, министра культуры и туризма Василия Кузнецова, администрацию городского округа Павловский Посад и лично главу Дениса Семёнова за поддержку. Первого лауреата фестиваля объявила депутат Московской областной думы, председатель Комитета по образованию, культуре, науке, туризму, спорту и молодежной политике Линара Самединова.

Призом за лучшую операторскую работу наградили оператора фильма «Нюрнберг» Ирека Хартовича. «Успех любой картины в огромной степени зависит от оператора, - сказала Евгения Юстус, помощник режиссёра фильма «Нюрнберг» Николая Лебедева, принимая награду, - и от того, каким он покажет зрителям главного героя. Камера Хартовича полюбила Сергея Кемпо, сыгравшего главную роль». Фильму «Нюрнберг» вручили и Приз за лучшую композиторскую работу имени Микаэла Таривердиева: композитора Эдуарда Артемьева наградили посмертно.

Павловопосадцы аплодировали члену жюри Марчелло Зеппи, который выступил по видеосвязи. Марчелло сказал, что посмотрел фильмы онлайн, увидел много интересных историй и до такой степени впечатлился атмосферой, что приглашает Анну Тихонову с командой приехать к нему в октябре в Монтекатини. Приз за лучший сценарий имени Юлиана Семёнова вручили сценаристам фильма «Мистер нокаут» Владимиру и Олегу Пресняковым и режиссёру Артёму Михалкову. Вручая приз, лауреат премии «Русский детектив», писатель Александр Спахов заметил, что у писателей актуальна статистика: на сто сочинителей один кинодраматург, так что наградить сценариста - всегда великая честь.

Член жюри, гендиректор продюсерского центра «Мувистарт» Дмитрий Якунин наградил призом за лучшую мужскую роль в фильме «Портной из Бруклина» Сергея Пускепалиса (посмертно). Якунин отметил вдохновляющую атмосферу на фестивале, множество хороших актёрских работ. «В каждом фильме, - сказал он, - была и драматургия, и сюжетные перипетии, но побеждала всегда правда, как это было во всех фильмах Вячеслава Васильевича». «Должен сказать, что получаю приз за величайшего актёра, прекрасного человека со своей позицией, работать с которым было одно удовольствие, - сказал режиссёр «Портного из Бруклина» Евгений Серов. – Это был фантазёр, человек-оркестр!» Приз за лучшую женскую роль присудили Мариэтте Цигаль-Полищук (сериал «Раневская»).

Приз за лучшую режиссуру имени Татьяны Лиозновой вручили Наталье Назаровой за жёсткую картину «Плакать нельзя», посвящённую проблеме ювенальной юстиции. «Горжусь возможностью вручить этот приз Наталье Назаровой, - сказал креативный продюсер студии «Военфильм», сценарист и телеведущий Евгений Айзикович, - лет восемь назад мне довелось вместе с ней принять участие в фильме «Учёности плоды». И работа с этим ярким креативным человеком незабываема. Даже после такого тяжёлого фильма, как «Плакать нельзя», выходишь с ощущением, что жизнь побеждает, а кино должно давать людям именно это ощущение. Творчество Вячеслава Васильевича также было исполнено понимания того, что жизнь в любом случае побеждает». Принял приз исполнитель главной роли, телеведущий канала CTC-Kids Владимир Левченко.

Приз за лучший киносериал вручили фильму «Нулевой пациент» Сергея Трофимова и Евгения Стычкина. Первый заместитель главы администрации городского округа Павловский Посад Филипп Ефанов, вручая приз, от имени главы Дениса Семёнова поблагодарил организаторов и участников фестиваля: «Мы бесконечно горды, что Вячеслав Васильевич Тихонов родился и жил в Павловском Посаде, наследие, которое он оставил, дорогого стоит. Также гордимся тем, что в Павловском Посаде уже в седьмой раз проходит Международный кинофестиваль «17 мгновений», который за неделю посетило 10 тыс человек. Желаю организаторам не сбавлять темпов, пусть вдохновение не покидает вас». Награду принял режиссёр, телерадиоведущий, педагог и киножурналист Давид Шнейдеров. Спецпризом Высшей школы Останкино наградили Игоря Угольникова.

Игорь Угольников, в качестве председателя жюри, вручил Гран-при VII МКФ «17 мгновений» имени Вячеслава Тихонова сериалу «Шпион» Вано Бурдули. «Очень рад, что коллектив получил эту награду, - сказал Угольников. - Понимаю, сколь тяжело сейчас проводить фестивали, но этот киносмотр носит имя Вячеслава Тихонова. Говоря с этой сцены, мы имеем возможность обратиться к коллегам, снимающим сейчас кино, делающим телепрограммы, и тем самым поддерживаем друг друга и сохраняем достоинство, то самое, каким обладал великий гражданин Вячеслав Тихонов».

Нина Катаева

Картина дня

наверх