Представители Клуба журналистов-ветеранов «Комсомольской правды» посетили Свято-Троицкую Сергиеву лавру
У стен Успенского собора журналисты почтили память Ивана Сергеевича Аксакова, поэта, публициста, общественного деятеля и одного из лидеров славянофильского движения, 140 лет со дня кончины которого отметим в феврале будущего года.
...В 2027 году знаменитому роду исполнится 1000 лет, неслучайно ЮНЕСКО объявляло 1991-й Годом семьи Аксаковых, приурочив событие к 200-летию автора «Аленького цветочка». После долгих лет забвения Россия вспомнила о своём могущественном клане. Когда начиналось глобальное исследование творчества Аксаковых, говорили больше о самом Сергее Тимофеевиче - «человеке-оркестре»: писатель, чиновник, цензор, ректор первого Университета землеустройства, и при этом писатель и театральный критик, охотник и рыболов, - сейчас предметом изучения становится творчество его сыновей.
Семью Сергея Тимофеевича можно было назвать революционной, сыновья - Константин и Иван, писатели, поэты, публицисты, общественные деятели, несмотря на то, что были разными по натуре, старший романтик, а младший прагматик, оба были идеологами славянофильства и бунтарями.
Задаваясь вопросами современности, сегодня часто обращаются к писателям и публицистам XIX века, в том числе, к Тютчеву и Аксаковым, и находят ответы на многие вопросы. К несчастью Константин Сергеевич умер в 43 года на чужбине. Поехал в Грецию лечиться от чахотки и умер. Иван, как и Константин, окончив училище правоведения, служил в департаменте, занимался расследованием внутренних проблем в разных губерниях. В поездках вёл дневники, активно переписывался с родителями, сейчас этот пласт его эпистолярного наследия опубликован в двухтомнике Пушкинского Дома. Иван тоже был бунтарём, «колоколом всполошенным», как называли его, и он тоже писал, что у России «свой путь». Мария Аксакова процитировала на круглом столе его знаменитую фразу: «Ты ли это, Русь-победительница, сама добровольно, разжаловшая себя побеждённую? Ты ли на скамье подсудимых, как преступница, каешься, молишь простить тебе свои победы?.. Западные державы с Германией впереди нагло срывают с тебя победный венец, преподносят тебе взамен шутовскую шапку, а ты послушно подклоняешь под неё свою многострадальную голову».
«Россия перед Европой виновата лишь тем, что она существует», - писал Иван Аксаков. Его политические взгляды не нравилось ни царю, ни цензуре, и когда он начал писать поэму «Бродяга», этакую предтечу некрасовской «Кому на Руси жить хорошо», ему впрямую дали это понять. Но поскольку в обществе остро чувствовалось напряжение, создаваемое крепостным строем, люди думающие не могли не говорить об этом. Ивану Аксакову важно было ответить на вопрос, кого в России следует называть «народом», ведь представители «публики» тоже были русскими людьми...
В своих статьях публицист заботился не только о наших людях, но и о тех, кто жил в Болгарии и Сербии, и подвергся нападкам во время турецкой войны. Когда стали возникать добровольческие движения, в том числе, и в Самаре, откуда привезли на фронт знамя, вышитое монахинями Иверского монастыря, Аксаков призывал власти защищать своих братьев. Иван Аксаков основал фонд «Славянский мир», был издателем газет «День» и «Русь», «бил в колокол», а либералы высмеивали его в карикатурах, разбор которых уже в наше время обстоятельно сделал писатель Михаил Кильдяшов, участник нашего круглого стола. Он доказал, что, по сути, картинками этими Ивана прославили в своё время. Но в результате публициста всё же сослали на время - в Варварино Владимирской области.
Иван Аксаков был женат на дочери Тютчева, фрейлине Анне Фёдоровне, выпустившей после смерти мужа семь томов его наследия. Кроме того, вышло два тома переписки Аксакова и собрание его стихотворений. Творчество его изучали в школе, Горький писал, что учился по его стихам, но после революции всё убрали. По отрывку из стихотворения «Две дороги» можно судить о глубине и философичности поэзии Аксакова-младшего: «Прямая дорога, большая дорога! \Простору немало взяла ты у бога,\Ты вдаль протянулась, пряма, как стрела, \Широкою гладью, что скатерть легла!..\ ...А с каменкой рядом, поодаль немножко,\Окольная вьётся, живая дорожка!\Дорожка, дорожка, куда ты ведёшь,\Без званья ли ты иль со званьем слывёшь?..». Детей у пары не было, они жили вдвоём и похоронены под тем самым валуном в Троице-Сергиевой лавре.
Любые упоминания об Аксаковых после революции исчезли, и вплоть до 1991 года звание «славянофила» звучало как ругательство, тема была закрыта. Поэтому так долго не изучалось их наследие, и только сейчас намечается некоторое движение. Когда в 1886 году хоронили Ивана Аксакова, его на руках пронесли от Московского университета до Ярославского вокзала, а оттуда доставили в Троице-Сергиеву лавру. Надо сказать, что в 1891 году история повторилась на похоронах Григория Аксакова. Благодарный народ также нёс его на руках.
Поводом для острого разговора за круглым столом стала немыслимая ситуация, сложившаяся с захоронением, точнее, с не захоронением, останков Григория Аксакова и его семьи в Самарской области. «Сегодня, когда мы сотнями хороним своих героев - защитников отечества, вопрос увековечения памяти великих людей и сохранения исторического наследия обретает особую остроту, - сказала председатель клуба ветеранов «КП» Людмила Сёмина, подчеркнув, что не существует ни реестра таких имён, ни протокола прощания с носителями их, ни правил учёта памятников истории и культуры. Действительно, земли и здания учитываются как памятники, а личности героев - нет.
Сёмина рассказала, как несколько лет безрезультатно пытается вернуть в общественное обращение фамильный склеп Григория Сергеевича Аксакова, обнаруженный археологами в Самарской области. Останки знаменитого губернатора и его семьи изъяты для проведения экспертизы и определены на «временное хранение» в музее. Власти не знают, что с ними делать: родового имения нет, и не существует никаких законодательных актов, определяющих статус тех, кто «славен», и способных разрулить эту ситуацию.
Иеромонах Поликарп подчеркнул, что задача участников круглого стола состоит в том, чтобы от слов перейти к делу и подобрать к решению проблемы такой ключ, который откроет новые краски в исторических именах. «А тогда можно будет подумать и над тем, как эту тему лучше осветить, - сказал он, - выставки ли устраивать или вести переговоры с власть имущими, а не сможем сами решить проблему, будем подключать политических лидеров, обладающих полномочиями».
«Ну и прежде всего, - сказала Мария Аксакова (на фото), - к 8 февраля следует привести в порядок валун на могиле Ивана Аксакова, на котором когда-то любой проходящий мимо человек мог прочесть надписи - со всех сторон. Наше желание - чтобы это вернулось». В подтверждение своих слов она показала впечатляющее изображение валуна, похоже, в дореволюционном издании. «В нашем отечестве никто не умирает, - сказал в своей горячей речи поэт, публицист, литературный критик Михаил Кильдяшов (на фото), - здесь живые и вечно живые, и родство у нас не по крови, а по духу, неслучайно радеем о могилах Ивана и Григория Аксаковых так, будто они нам родные пращуры. По большому счёту в своей истории мы никогда не подводим черту под прошлым: всё, что случилось в минувшем, для нас работает на будущее, и наша культурная задача в том, чтобы не распалась связь времен.
А есть ещё более глубинная задача: чтобы не распалась связь земного и небесного, и привести в порядок могилу Ивана Аксакова - это и значит наладить вот эту связь, сделать максимально проходимым этот «световод исторический», говоря словами Проханова. В последнее время мы поддерживаем инициативу председателя Собрания Почётных граждан Сергиево-Посадского муниципального района, заслуженного журналиста РФ Сергея Бокова, посвященную погибшим и пропавшим без вести бойцам СВО, ушедшим на фронт с сергиево-посадской земли. Так ведь это ополчение Иван Аксаков и собирает, сегодня они, люди разных веков, воюют на одном фронте, потому что есть фронт земной и фронт небесный, и если на земном фронте собирают такую жуткую жатву, то какая же страшная брань идёт на фронте небесном. И не надо думать, что погибшие бойцы уходят в небытие, это своеобразная духовная передислокация, он отвоевал на земном фронте и вступает в рать небесную, как на русской иконе «Церковь воинствующая» - в небесном пространстве идёт борьба за человека, за смыслы, за истину. И Иван Аксаков по-прежнему ополченец, он скрепляет земное и небесное, поэтому сакральный долг каждого смотреть за тем, чтобы не распалась связь «неба и земли», и мы не оказались сиротами, лишившись этого промыслительного соединения».
Сергей Боков предложил обратиться в «Культурный фронт России», руководит которым депутат Госдумы Николай Бурляев, с конкретным документом, подкрепленным Свято-Троицкой Сергиевой лаврой и именем владыки Кирилла. И пообещал отреставрировать памятник. Все журналисты, выступившие на круглом столе, были единодушны: для сохранения исторических ценностей и памяти о людях, которые внесли большой вклад в развитие России, необходимо объединение усилий общества и властей.
Нина Катаева
Фото из архива Клуба журналистов-ветеранов КП
PS. 20 ноября из Свято-Троицкойё Сергиевой лавры пришло известие, что реставраторы приступили к очистке валуна на могиле Ивана Аксакова.

Свежие комментарии